В этом году наша республика отмечает юбилей – 20-летие независимости. По мировым меркам срок небольшой, но для Казахстана это время, когда приходилось постоянно отвечать на социальные, экономические и политические вызовы, чтобы не раствориться в потоке истории.
Страна преодолела два мировых экономических кризиса и один – вызванный распадом Союза. В начале 90-х годов объем ВВП республики упал на 60 процентов, наблюдался большой дефицит бюджета, задерживалась выплата зарплат и пенсий. Но вопреки всему казахстанцы выстояли перед трудностями, а своевременные реформы позволили нашей стране выбиться в экономические лидеры на постсоветском пространстве. Такой успех нашел свое отражение в политической сфере. В 2010 году Казахстан возглавил ОБСЕ – авторитетную международную организацию, а в этом году Астане выпала другая почетная миссия – председательство в ОИК. Все это позволяет Казахстану продвигать свои политические и экономические инициативы, укреплять свое лидерство.
Наверное, не только ради красивой даты 2011-й объявлен Годом 20-летия независимости Казахстана. Казахстанцы любят праздники, но за этим – более глубокое историческое и духовное содержание. Это повод не только гордиться прошлым, но и задуматься, как нам обустраивать будущее. Не будет преувеличением сказать, что этот год, скорее, время не празднества, а активной работы над выполнением стратегических программ развития, своей миссией на международной арене – ведь Казахстан за двадцать лет стал одним из наиболее активных субъектов мировой политики. Это, наконец, время действовать на планетарном уровне, внести свой вклад в решение общемировых проблем.
Активное построение будущего началось задолго до появления предвыборного слогана Нурсултана Назарбаева. Стратегия была определена на заре независимости, а постоянно меняющиеся условия, включая и мировые потрясения, вносили свои коррективы в тактику осуществления задуманных планов. В каком направлении будет развиваться экономика страны и какова будет ее внутренняя политика, ясно из выступлений главы государства. Не случайно, обращаясь с посланием к народу Казахстана, а затем на съезде партии «Нур Отан» Лидер Нации представил правительству четкий план действий, который эксперты оценили как усиление социального содержания экономической политики при неизменной приверженности принципу форсированной индустриализации.
Между тем руководство страны еще 20 лет назад осознало, что Казахстан может и должен стать полноправным субъектом мировой политики. Уже тогда было понятно, что в силу неизбежности самостоятельного построения двусторонних отношений с международными игроками разных мастей Казахстан будет больше подвержен влиянию других стран на собственное развитие, как экономическое, так и политическое.
Поэтому путь к международным трибунам, с которых нас могли бы услышать, страна начала сразу – мы заявили об отказе от ядерного оружия, вступили в ООН, во многих странах мира открылись посольства Казахстана.
Но тогда мы были, пожалуй, лишь осколком распавшейся империи, вызывавшей в мире противоречивые чувства – от страха и ненависти до трепета и восхищения. Казахстан столкнулся с двойными сложностями: нужно было не просто представить себя миру, что называется, с чистого листа, но и побороть целый список стереотипов и ярлыков постсоветского наследия. С некоторыми из них, такими как клеймо сырьевого придатка, мы сталкиваемся до сих пор. Но то, насколько изменилось положение Казахстана в мире и восприятие его другими членами мирового сообщества, не оставляет сомнений в том, что и с этим удастся справиться.
Кульминацией работы Казахстана на мировой арене, с одной стороны, и стартовой точкой в истории новой роли молодого государства в международных процессах – с другой, стало председательство Астаны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Уже сам факт выбора для занятия этого поста азиатской страны говорит об особенном отношении и высоком доверии Европы и в целом Запада к Казахстану. А события, происходящие в мире, наталкивают на мысль о том, что от нас ждут помощи – помощи в диалоге между Востоком и Западом. Едва ли случайно американский президент Барак Обама в майские дни счел необходимым организовать телефонный разговор с Нурсултаном Назарбаевым, на которого он, возможно, рассчитывает, как и в случае с разрешением кыргызского кризиса. Не будем домысливать за глав государств, но очевидно, что если речь шла о перспективах Казахстана на посту председателя ОИК, то это говорит о многом.
Но мы замахнулись еще выше. Глобальный экономический кризис отразился на всех участниках рынка, поэтому теоретически право оказывать влияние на мировые процессы имеет каждый из них. Президент Казахстана осуществляет это на практике. До недавнего времени эксперты оценивали попытки Астаны внести свою лепту в решение проблем такого уровня как минимальные. Но, очевидно, поспешили. Выступая на недавнем Всемирном экономическом форуме в Астане, Нурсултан Назарбаев предложил новые подходы к решению проблем запущенного мирового хозяйства и убедительно обосновал ущербность диктата крупнейших экономик мира.
Наш путь
Стоит напомнить о собственном опыте нашей республики, безусловно, дающем нам моральное право предлагать свои решения общих проблем.
«Мы успешно преодолели несколько кризисов. Первый, самый страшный кризис – развал Советского Союза, когда наша экономика полностью была остановлена. Второй – юго-восточный кризис. И самый большой кризис, который произошел в мире, – это последний кризис, который мы успешно преодолеваем», – заявил Нурсултан Назарбаев участникам форума, среди которых, кстати, были представители ООН, нобелевские лауреаты, ведущие мировые эксперты.
Действительно, на долю Казахстана выпало немало жестких испытаний. В наследство от Союза достался невиданный по масштабам кризис. О конкурентоспособности экономики не было и речи, система управления не отвечала требованиям изменившихся условий. В стране царили гиперинфляция, безработица, дефицит продовольствия и товаров первой необходимости.
На торжественном собрании по случаю 17-й годовщины независимости Казахстана, говоря о глобальном экономическом кризисе, президент вспоминал: «В 1991 году вместе с независимостью Казахстан получил осколок агонизирующей, разваленной экономики. В стране царили гиперинфляция, безработица, дефицит продовольствия и товаров первой необходимости. В начале 90-х годов мы имели спад в промышленности 50 процентов, ВВП снизился на 60 процентов, сельскохозяйственное производство – на 70 процентов. Заработная плата уменьшилась в разы. Несмотря на все сложности, мы стойко и решительно преодолели те трудности. Но только мы стабилизировали ситуацию, как в конце 90-х годов нас настигли так называемый азиатский кризис и обвал российского рубля. В результате мы имели серьезный дефицит бюджета, многие социальные программы были сокращены. Выплата пенсий задерживалась на 4–5 месяцев».
В те годы нужно было срочно принимать меры. Часто они были непопулярными, но лидер тем и отличается, что в тяжелые моменты берет на себя ответственность, честно объясняя своему народу и надеясь на его доверие.
Казахстанцы верили Назарбаеву. В стране начались реформы. Были приняты рыночные, соответствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно иное русло. Выстроены принципиально новые бюджетная и налоговая системы, выпущены на свободу цены. В 1993 году введена национальная валюта, что позволило проводить самостоятельную макроэкономическую политику.
Именно в это время – в 1993 году – получили поддержку частная собственность, предпринимательство, малый бизнес. Тысячи средних и крупных предприятий были проданы или переданы в управление в частные руки, сменился менеджмент. Экономика страны ожила, стала улучшаться и жизнь казахстанцев.
Из Казахстана – с надеждой
Наша страна никогда не была безразлична к мировым событиям и проблемам, понимая, что в условиях глобализации чужих экономических проблем не бывает.
Но Казахстан всегда отличался оптимизмом и стойкостью, с которой мы встречали трудности. Кризис мировой экономики серьезно напугал сильных мира сего – развивающиеся страны, не так привыкшие к благополучию, казалось, реагировали спокойнее. А мы и вовсе расценили кризис как шанс. Шанс окрепнуть, заявить о себе, заработать, повысить уровень жизни народа.
На Боаоском экономическом форуме (о. Хайнань), который проходил в Китае в разгар мирового кризиса, президент заявил: «Глобальный кризис – это не только нарастание острых проблем, но и рождение прорывных инноваций, реализация новых глобальных возможностей. Одна из таких возможностей – во введении принципиально новой мировой валюты и, соответственно, в смене принципов управления мировой финансовой системой. При этом в Азии надо не копировать опыт экю и евро, а строить свой путь, который сразу решает проблему на самом корню. В качестве организационной формы для начала решения этой проблемы может выступить Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в котором давно принимают участие на самом высоком уровне двадцать стран, представляющих 90 процентов территории континента.
Это готовая база для азиатской двадцатки – «А-20».
Тогда же президент выразил уверенность, что у мира нет альтернативы, кроме как радикально изменить существующую мировую валютно-финансовую систему. И уже на этой основе, считает он, нужно выстраивать мировую геополитику и геоэкономику, по сути, новый общепризнанно законный миропорядок.
– Но никто и ничто не мешает нам уже сейчас начать движение в этом направлении. Разрабатывать новую систему должна не какая-то отдельная страна или финансовый центр, а большинство стран, которые узаконят новую мировую валюту. И только они могут выдать законные и легитимные права эмитенту наднациональной валюты на ее эмиссию. Именно в этом практическом акте, а не в абстрактных декларациях об умозрительных правах человека и выражается истинная демократия, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Еще в начале девяностых годов Казахстан предлагал создать единую валюту для постсоветского пространства. На пороге двадцать первого века Европа осуществила свой смелый проект общей денежной единицы – евро. Сегодня лидеры ведущих стран мира говорят о необходимости введения единой мировой валюты. Экономический кризис заставил по-новому посмотреть на этот вопрос, и лидеры государств – крупнейших региональных партнеров Казахстана (Россия и Китай) говорят об актуальности такого проекта. Очевидно, что по мере активизации усилий мирового сообщества по выходу из кризиса число сторонников этой идеи будет расти. Конечно, история не приветствует сослагательные наклонения, но если бы предложение Нурсултана Назарбаева оценили вовремя, возможно, ситуация в мировой экономике сегодня была бы совсем иная.
Президент Казахстана тем не менее продолжает обращаться к мировому сообществу. Он пишет статью «Ключи от кризиса». Сегодня это работа, которую изучают политики и экономисты всего мира. В доступной и убедительной форме в ней раскрыты основные причины негативных процессов, охвативших всю планету. Нет, мы не навязываем миру собственный опыт. Президент оперирует глобальными тенденциями развития планеты и находит лекарства от болезней, вызвавших всеобщую экономическую депрессию.
Трудно убедить человека, но практически невозможно человечество. Тем не менее Назарбаеву это удается. Еще в далеком 2004 году он предложил странам бывшего союзного государства объединить усилия на новой основе – в рамках Евразийского союза. Сегодня большинство предложений нашего президента воплотилось в солидных интеграционных объединениях – Евразийском экономическом сообществе, Шанхайской организации сотрудничества, Таможенном союзе.
На недавнем экономическом форуме в Астане Казахстан вновь предложил один из вариантов «плана радикального обновления». Глубинные противоречия мировой валютно-финансовой системы ясно указывают нам и путь реформирования ее архитектуры. Они задают простую и понятную повестку дня как для форумов формата большой восьмерки и двадцатки, так и интеграционных объединений стран на региональном уровне.
Президент привел тревожные цифры. С июня прошлого года число людей на планете, живущих ниже черты бедности, увеличилось на 44 миллиона человек. Он напомнил, что социальная неудовлетворенность нередко становится причиной волнений и митингов, способных даже перерасти в кровопролитие. Продовольственная безопасность в этом контексте выходит на первый план. И здесь Казахстан мог бы быть очень полезен мировому сообществу, извлекая при этом выгоду и для себя.
– Казахстан традиционно является экспортером высококачественного зерна. Наряду с этим уникальные природные условия позволили нам разработать программу по развитию экспорта экологически чистой мясной продукции крупного рогатого скота и доведения ее до 180 тысяч тонн к 2020 году. Это очень серьезная, амбициозная программа. Я думаю, мы все имеем для того, чтобы ее осуществить, – сказал президент.
Он пригласил к участию иностранных инвесторов, чем еще раз подчеркнул открытость и прогрессивность страны.
Казахстан мог бы помочь в решении и другой глобальной проблемы – обеспечение энергетической безопасности.
– Внедрение ресурсосберегающих технологий, инструментов «зеленой экономики» – это главные составляющие нашей индустриальной политики на ближайшее десятилетие. Для участия в решении проблем глобального потепления мы будем ускорять технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения. Еще в 2007 году на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мной была выдвинута идея разработать глобальную энерго-экологическую стратегию, – напомнил Нурсултан Назарбаев участникам форума.
Только совместные усилия государств помогут трансформировать текущие и глобальные вызовы в новые возможности для обеспечения устойчивого развития, отметил президент. Хочется верить, что слова Лидера Нации будут услышаны мировым сообществом. Но даже если этого не произойдет сейчас, время докажет его правоту. Как это было уже не раз.
Екатерина Больгерт, Астана
ЛИТЕР, 7 мая 2011
Кoличество переходов на страницу: 950
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |