https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Без девальвации нацвалюты экономика Беларуси вскоре встанет перед угрозой коллапса


Чем чреват для реального сектора экономики кризис на валютном рынке, нужна ли Беларуси девальвация национальной валюты и насколько актуальна для нашей страны угроза дефолта - в интервью агентству «Интерфакс-Запад» рассказывает председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей.
______________________________
- Георгий Петрович, что сегодня происходит в реальном секторе экономики в свете кризиса на валютном рынке? Может ли, по вашему мнению, этот кризис перерасти в системный кризис экономики, возможен ли в принципе в Беларуси экономический коллапс?

Георгий Бадей: - Ситуация вполне может развиваться в этом направлении. Ведь сегодня импортеры не могут завезти товар, не могут ввезти сырье, оборудование, комплектующие, и это может вызвать цепную реакцию. Раз нельзя ввезти сырье и произвести товар, значит, нечего и продать. Так долго продолжаться не может, вся эта ситуация действительно может привести к коллапсу не только в промышленности и производстве, но и на потребительском рынке. Ведь наши потребности - это не только продовольствие, которое мы можем производить здесь, внутри республики, но это еще и большое количество промышленных товаров. Кстати, хочу заметить, что современные технологии таковы, что и в перерабатывающей промышленности то же мясо или молоко нельзя произвести без использования импортных составляющих. Поэтому имеющиеся ограничения, сложности на валютном рынке чреваты для всей экономики в целом.

- А ведь у предприятий есть еще и внешние обязательства, и это не только обеспечение платежей за импорт, но и обслуживание внешних кредитов, которые привлекаются для выполнения инвестиционных программ, в конечном итоге - для модернизации производства.

Георгий Бадей: - Многие предприятия планировали развиваться за счет внешних кредитов, закупать оборудование для расширения производства. Сейчас они встали перед дилеммой: или заниматься модернизацией, или платить за ввозимое сырье. Сейчас многие инвестиционные программы заморожены, серьезно приторможены. Те предприятия, которые были ориентированы изначально на экспорт и имеют валютную выручку, сейчас работают. Но ведь в Беларуси очень много мелких предприятий, им очень сложно сейчас приходится.

- Как вам кажется, когда следует ждать обвала, сколько такая ситуация еще в промышленности может длиться?

Георгий Бадей: - Я думаю, что эта ситуация и месяца не продержится. Сейчас день-два очень показательны для промышленности, и даже простой на такие сроки очень показателен в качестве ответа на вопрос о том, как работает промышленный сектор и надо ли ему работать дальше вообще.

- Георгий Петрович, по вашему мнению, какие меры должны быть предприняты? Как вы оцениваете позицию Нацбанка страны, который ввел мораторий на любые действия на валютном рынке?


Георгий Бадей: - Я считаю, что мораторий - это попытка спрятаться, это уход от решения проблем, от принятия решений. Да, можно приветствовать заявление Нацбанка о том, что они будут формировать внебиржевой валютный рынок, но чтобы этот рынок мог функционировать и нормально развиваться, надо создать условия для этого. Нужно, как бы это ни было больно - а это очень больно, - девальвировать белорусский рубль и отпустить его в свободное плавание. Без этого невозможно сформировать внебиржевой рынок, иначе мы опять придем к множественности курса и той нестабильности на валютном рынке, как это было в дикие 90-е годы. Это будет означать развитие спекуляции и криминализацию общества, стимулирование теневого рынка.

- Сейчас многие эксперты говорят о том, что девальвация - не панацея, а всего лишь передышка, некая отсрочка общего коллапса в экономике. Насколько справедливо это мнение?

Георгий Бадей: - Девальвация - это не панацея, совершенно верно. Но девальвация поможет нам сформировать внебиржевой валютный рынок, будет способствовать его становлению. Кроме того, нужно понимать, что до тех пор, пока мы имеем такое отрицательное внешнеторговое сальдо, будет идти плавная девальвация национальной валюты. Но рано или поздно мы придем к тому, что импорт станет настолько дорогим, что внешнеторговый баланс уравновесится. Каждый будет задумываться над тем, стоит ли ему покупать что-то за границей, или же попытаться наладить это производство на внутреннем рынке, или же заменить тот или иной товар на отечественный. Таким образом, благодаря девальвации мы будем иметь действенный инструмент для структурной перестройки экономики, когда те программы - импортозамещения, стимулирования экспорта - будут работать не за счет какой-то пропаганды, лоббирования и давления сверху, не за счет применения административного ресурса, а потому, что это требование рынка и условие для выживания. Только в этом случае наши производители увидят, что на импортозамещении и развитии экспорта можно заработать валюту, и начнут заниматься этим не по призыву, а потому, что это им действительно нужно.

Для восстановления рынка нужно время, и девальвация, если ее провести сейчас, даст отсрочку от обвала на 2-3 месяца. За это время сформируется внебиржевой рынок, сократится некритический импорт и активизируются экспортные стратегии предприятий, и эти механизмы все заработают. Если все это будет сделано, я уверен, что в течение года ситуация стабилизируется.

- Может ли теоретически ситуация в Беларуси дойти до дефолта?


Георгий Бадей: - Если мы все время будем прятать голову в песок и молчать, как сейчас молчит наше правительство, безусловно, рано или поздно мы придем к чему-то похожему на дефолт. Хорошо, мы продадим еще несколько стратегических объектов, возьмем внешние займы, но без структурных реформ это всего лишь временные меры. Стране нужно идти по нормальному рыночному пути развития.

- Георгий Петрович, но ведь девальвация - это палка о двух концах. Сильно ли это ослабит социальную сферу? Не приведет ли это к некоему социальному взрыву?


Георгий Бадей: - Конечно, это будет больно, и все мы поймем, что у нас заработная плата реально снизилась, что это никакие не $500, как нам говорили, а, скажем, $350, но жили же мы, и когда у нас зарплата была $30. И вообще, еще неизвестно, что страшнее - девальвация или дефолт. Но вообще я хочу заметить, что российский дефолт дал толчок к развитию промышленности. Дефолт ведь тоже можно рассматривать двояко: население страдает, но это стимул для развития производства.

- Для реализации стратегических реформ нужны ли какие-то ключевые кадровые перестановки?

Георгий Бадей: - Не думаю, что это могло бы дать какой-то быстрый эффект. Даже если на ключевую должность придет какой-то другой человек, он все равно будет действовать в русле той политики, которую избрало государство. Едва ли от этого что-то изменится. Надо менять не людей, которые делают экономику, а курс, которым она идет. Простая замена персоналий ничего не даст.

- Хотелось бы услышать ваше мнение о том, нужна ли в свете текущей экономической ситуации срочная приватизация стратегических объектов?

Георгий Бадей: - Для того чтобы пополнить золотовалютные резервы, продажа «голубых фишек» сейчас необходима, но я бы ставил вопрос несколько по-другому. Нам приватизация нужна не столько для пополнения золотовалютных резервов, сколько для того, чтобы привлечь к руководству предприятий эффективных собственников. Это все нужно было делать еще в 1994 году, проводить эту работу системно, переводить предприятия на эффективное управление, заниматься модернизацией, создавать новые рабочие места. Так что я убежден в том, что приватизация нужна нам как инструмент повышения конкурентоспособности нашей экономики.

Даже опыт Восточной Германии, которая, условно говоря, продавала свои предприятия за 1 марку, свидетельствует о том, что приватизация - это не инструмент пополнения доходной части бюджета, а средство модернизации промышленности.

Интерфакс, 5 апреля 2011



 

Кoличество переходов на страницу: 1291


Комментарии