У глобализации есть свои особенности, в число которых включают ее тренды. Каковы эти тренды и как они отразятся на перспективах формирования и функционирования Евразийского союза?
Первым трендом является возрастание роли незападных стран в мировой экономической, политической, финансовой системе. Этот тренд позволит будущему Евразийскому союзу искать и находить новых влиятельных союзников, что усилит его позиции на мировой арене.
Вторым — утрата прежнего влияния странами Запада в традиционно «западных» международных организациях — ВТО, МВФ, ВБ, ООН. Все большее количество сотрудников в этих организациях из незападных стран позволит будущему Евразийскому союзу рассчитывать на большую объективность при решении вопросов, затрагивающих национальные интересы стран — участниц интеграционного объединения. Ожидаемое увеличение квот в МВФ и ВБ в пользу крупнейших незападных экономик также снизит возможности США и ЕС манипулировать этими организациями.
Третьим — возрастание роли незападных капиталов в глобальной экономике. Незападные экономики, прежде всего Китай, Индия, Россия и Бразилия, уверенно входят в ряд крупнейших мировых инвесторов. Снижение инвестиционной зависимости от Запада в незападном мире увеличит тенденции к реализации незападными государствами своих суверенных прав без оглядки на мнение США или ЕС. Союзники стран — участниц Евразийского союза, активно инвестируя за рубежом, приобретут там большое влияние, которое можно будет использовать в общих интересах.
Четвертым — появление новых влиятельных незападных международных организаций на мировой арене: ШОС, ОДКБ, БРИКС. При этом ШОС и ОДКБ уже оперируют в этом статусе, а БРИКС находится в процессе формирования. Новые влиятельные международные организации, учитывающие прежде всего интересы своих участников, часто расходящиеся с интересами западных государств, приобретут возрастающее значение при решении сложных мировых вопросов, особенно в зоне своего влияния. Способность проводить свою точку зрения на мировой арене, используя членство в данных организациях, увеличит геополитический и геоэкономический потенциал стран будущего Евразийского союза.
Пятым — возрастающая неэффективность НАТО, продемонстрированная в затяжных и высокозатратных войнах в Ираке и Афганистане. Уроки вторжения в Ирак и Афганистан и малая эффективность самого мощного военного блока в борьбе с партизанским движением после победы над регулярными войсками привели к более осторожному взгляду правительств стран, участвующих в НАТО, на масштабные военные вторжения. Это уменьшает возможность стран Запада угрожать военным вторжением НАТО в незападные страны, поскольку такие угрозы будут рассматриваться как недостаточно правдоподобные. На этом фоне страны Евразийского союза могут рассчитывать на большую безопасность от НАТО.
Шестым — возрастание долгового бремени западных стран и снижение эффективности их экономик на фоне растущей эффективности экономик ведущих незападных стран. Эти проблемы приводят к снижению престижа стран Запада и их стратегических возможностей. Это необходимо использовать для повышения авторитета стран будущего Евразийского союза в мире и увеличения влияния на мировой арене, в том числе посредством использования мягкой силы.
Седьмым — укрупнение субъектов хозяйствования. Наибольшие конкурентные преимущества на глобальной арене получают страны с наибольшим количеством крупных транснациональных корпораций. Лидерство США в мировой политике тесно связано с доминированием в мировой экономике по числу крупных ТНК, базирующихся в стране. Стремительный рост количества крупных ТНК в Китае позволяет ему рассчитывать превзойти влияние США на глобальной арене после того, как китайские ТНК займут место американских.
Восьмым — возрастание роли активов, сосредоточенных в государственных фондах. Государственные фонды Китая, России, арабских стран в силу их размера могут сочетать финансовые инвестиции с политическими выгодами для своих стран. Это серьезный фактор для упрочения влияния будущего Евразийского союза в силу членства в нем России и стратегического партнерства с КНР.
Девятым — появление конкурентных западному проектов глобализации. В данный момент активно формируется и начинает реализовываться китайский проект глобализации. Если западный проект глобализации был нацелен на концентрацию контроля над миром в руках ведущих западных стран с координирующим и направляющим общие усилия центром в Вашингтоне, то теперь речь идет о стремлении Китая перенести центр управленческих решений в глобализационных процессах в Пекин. После начала мирового кризиса 2008 года все шире распространяется точка зрения, что американская экономика утратила статус локомотива мировой экономики и эта роль перешла к Китаю. Высокие темпы роста китайской экономики и все большая зависимость западных экономик от преуспевания китайской позволяют Пекину рассчитывать на успех китайского проекта глобализации в долгосрочной перспективе. Естественно, что США вряд ли смирятся с этим и уступят лидерство без борьбы. Ситуацию США осложняет и попытка некоторых политиков Евросоюза развить собственный европейский проект глобализации, в котором центром принятия важнейших мировых решений станет не Вашингтон, а Брюссель. В рамках евразийской интеграции важно определиться с ролью Евразийского союза в конкурентной борьбе за глобальное господство, чтобы получить максимальные долгосрочные преимущества при правильном выборе. При этом необходимо учитывать, что тотальное господство западных стран в последовавшие за распадом СССР годы не принесло ничего хорошего для стран — участниц евразийской интеграции.
Десятым трендом является возрастание влияния демографического фактора на способность извлечь политические и экономические выгоды от вовлечения в глобализацию: крупнейшая по населению экономика оказывается способна захватить лидирующие позиции в мире (пример Китая). Этот фактор негативно повлияет на возможности Евразийского союза на мировой арене — нынешний демографический ресурс трех стран, давших согласие на его формирование, — Беларуси, России и Казахстана — не превышает 168 млн. человек. Это почти в два раза меньшее население по сравнению со США, почти в три раза меньшее, чем в ЕС, в восемь раз меньшее население по сравнению с Китаем, в семь с лишним раз меньшее по сравнению с Индией. Даже население Бразилии превышает население будущего Евразийского союза, что может со временем позволить Бразилии сформировать больший экономический потенциал, чем у стран Евразийского союза. В долгосрочной перспективе именно малый размер населения становится самой уязвимой чертой влияния Евразийского союза в глобальной экономике и политике. Объясняет этот фактор и необходимость вовлечения в процессы евразийской интеграции Украины, главным стратегическим ресурсом которой для Евразийского союза являются ее 46 млн. граждан.
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Рэспубліка, 28 августа 2012
Кoличество переходов на страницу: 1118
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |