Повышение открытости экономики, даже на региональном уровне, для одних предпринимателей — благо, для других грозит неминуемой кончиной. Все зависит от расторопности. А ее-то многим и не хватает. И, по мнению председателя Совета по развитию предпринимательства Петра Прокоповича, на «раскачку» времени практически не осталось: еще года 3—4, и все хорошие и доходные ниши будут заняты иностранными предпринимателями.
Некоторых жалоб бизнесменов, особенно со стажем в коммерции 15—20 лет, Петр Петрович откровенно не может понять. Скажем, с той же недвижимостью. Он еще раз уточнил государственную позицию: просто так собственность никто раздавать не будет. «Продажи должны идти по рыночной стоимости», — резюмировал он. Если дорого покупать, то «себестоимость строительства промышленных площадей составляет $ 700—800 за квадратный метр. Берите участок земли и стройтесь».
На замечания предпринимателей, что финансовые структуры неохотно кредитуют строительные работы, Петр Петрович ответил, что проблема не только в банках и высоких ставках. «Денег в мире предостаточно, но должен быть эффективный проект. Тогда банки сами в очередь выстроятся», — уверен он. И действительно, некоторые производители, заслужившие имидж надежных и толковых, под реализацию инвестпроектов уже устраивают своеобразные аукционы среди банков на лучшие условия кредитования. И некоторым удается получить финансирование на более выгодных условиях, чем государственным производителям под гарантии правительства.
Не видит Петр Прокопович проблем и с «внедрением» техрегламента для производителей и реализаторов продукции легкой промышленности, который столь сильно будоражит микробизнес. «Как можно без элементарных документов продавать товар, который связан со здоровьем человека?» — удивляется он. «Если в России контрагенты не могут документы представить — летите в Китай. Почему под РФ «легли»? Неужели общественные бизнес-организации не могут наладить прямые поставки из КНР?» — логично заключил председатель совета. Он полностью уверен: китайский бизнес только обрадуется более тесному партнерству. Тем более что на российских оптовых рынках торгуют в основном импортной продукцией. В лучшем случае. В худшем — контрафактной. «Индивидуальные предприниматели должны понимать: время вещевых рынков уходит. Поэтому должны думать, чем заниматься дальше. Упустят момент — потеряют возможность работать», — резюмировал он.
Впрочем, по мнению Петра Прокоповича, шевелиться надо всему бизнесу. Независимо от размера. Иначе «вкусные» ниши займут иностранные коллеги. А возможностей для организации прибыльных производств в Беларуси пока хватает. Скажем, иностранцы успешно занимаются заморозкой ягод и их экспортом. Вспомнил Петр Петрович и предприятие в Новогрудке, которое на собственных грядках выращивает все привычные белорусские овощи, а затем их консервирует. Правильно поставленная технология в сельском хозяйстве дает удивительные результаты: урожайность — до 800 центнеров с гектара. И со сбытом готовой консервированной продукции нет никаких проблем: налажен стабильный экспорт в Россию. Словом, поле для деятельности есть. И оно, учитывая открытость белорусской экономики и региональные интеграционные процессы, долго пустовать не будет. Говоря проще, есть два варианта развития событий: либо активизируются собственные деловые круги, либо хорошие места займут зарубежные инвесторы.
Владимир Волчков
Рэспубліка, 11 сентября 2013
Кoличество переходов на страницу: 1320
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |