В августе прошлого года Барак Обама заявил, что если Башар Асад применит химическое оружие, то он перейдет некий американский Рубикон и будет наказан. СМИ США сообщали, что, по их сведениям, с тех пор Асад пересекал этот Рубикон неоднократно, но всякий раз использовал зарин в небольшой концентрации; когда 21 августа произошла масштабная газовая атака с сотнями жерв, игнорировать это было больше нельзя.
Белый дом заговорил о военном ударе по Сирии. Правда, госсекретарь Джон Керри оговорился на днях, что американское возмездие будет "невероятно маленьким", за что его дружно высмеяли консервативные комментаторы.
Опросы показывали, что удар по Сирии не пользуется популярностью ни в народе, ни в конгрессе, куда президент обратился за благословением, хотя сам не раз доказывал, что оно ему вовсе не требуется.
Происходил замечательный сдвиг в общественном настроении. Например, если при Буше 60% республиканцев считали, что Америка должна устанавливать в мире демократию, то сейчас эта пропорция сократилась до 19%.
Все шло к тому, что конгресс последует примеру британского парламента и откажется санкционировать применение силы против Сирии. Как вдруг на помощь пришел Владимир Путин, и нужда в этом волшебным образом надолго отпала. Путин предложил, чтобы Сирия поставила свой химический арсенал под международный контроль, и она вроде бы согласилась.
Блеф американцев
Обама нехотя признал, что это похоже на прорыв, но пока не поблагодарил Путина за выручку. Не сделали это и американские комментаторы. Вот примеры.
"Президент Путин, который держит Эдварда Сноудена на коротком поводке и гноит в тюрьме членов бунтарского девичьего ансамбля, бросил президенту Обаме спасательный круг", - начинается колонка либеральной обозревательницы New York Times Морин Дауд. "Российский президент холодно дал Обаме отлуп по Сноудену и по Сирии и лишь на прошлой неделе назвал Джона Керри лгуном".
"Сейчас, - продолжает Дауд, известная своей глумливостью, - когда стало ясно, что Обама неспособен подвигнуть на самую пустячную бомбежку Сирии ни конгресс, ни американскую общественность, ни свою собственную жену, ни человечество, ни дочь бушевского вице-президента Лиз Чейни, ни даже Дональда Рамсфелда с его "Шоком и трепетом", на помощь ему скачет по пояс голый Пути-Пут (как звал его Буш), предлагающий выход и способ спасти лицо. Если бы это было кино, мы знали бы, что это подстава. Мы не можем доверять ни бездушному Путину, этому бывшему кэгэбэшнику, чье лицо сделал еще более каменным ботокс, ни бессердечному Башару Асаду. Ко вторнику Миротворец Путин уже ставил свои условия".
Автор глумится над Обамой и его сторонниками, замечая, что они с места в карьер начали утверждать, будто этот прорыв был достигнут благодаря их угрозам применить военную силу, а "Путин заткнул их, заявив, что перед тем как сделка состоится, им придется отказаться от своей военной угрозы".
"Президент Обама в отчаянии ухватился за эту оливковую ветвь...", - пишет консервативный комментатор Бен Шапиро на сайте breibart.com.
"Так русские и сирийцы выцыганили себе выход из нынешних злоключений Асада. Асад остается у власти. Его режим остается в целости и сохранности. Асад поймал американцев на блефе и выиграл. Это окрылит его, равно как и его кукловодов в Тегеране. Оппозиционеры "Аль-Каиды" тоже остались при своих и, возможно, немного осмелели, увидев пустые угрозы Обамы. Путин захватил мировое лидерство по части внешней политики. Между тем Обама провозглашает победу, а его лакеи в прессе преклоняют колени перед его гениальностью".
Абсурдное предложение
Как пишет Пегги Нунан в консервативной Wall Street Journal, российское предложение на самом деле "абсурдно", и Обама должен это знать.
"Башар Асад, - продолжает автор, - не сдаст все свое спрятанное оружие в военное время, в разгар столь ожесточенного конфликта, что, как сообщают, сегодня его вооруженные силы бомбили районы Дамаска, то есть города, в котором он живет. В такой ситуации его оружие не поддается учету, его нельзя упаковать, транспортировать или от него избавиться, даже если бы он этого хотел. Но на то, чтобы абсурдность этого стала очевидной, потребуется время – недели, месяцы".
По мнению Нунан, Обаме нужно именно время, "потому что со временем и после череды заявлений, переговоров, ультиматумов, обещаний и предложений сирийский кризис, возможно, пройдет. Как сон, как утренний газ".
Что до Путина, то автор приводит слова одного эксперта по внешней политике о том, что Путин хотел бы иметь дело с Никсоном, то есть "американским президентом, с которым он мог бы по-настоящему вести переговоры, суровым игроком, который может обсуждать геополитику и нужды своей страны и с которым можно "перетереть" и найти выход. Вместо этого он имеет Обаму, зацикленного на себе харизматика, который не видит разницы между шоу-бизнесом и стратегией и любит нагружать собеседника своими моральными озарениями".
Томас Лифсон пишет на сайте журнала American Thinker, что собрать все химическое оружие было бы сложно даже в мирной стране, а "в раздираемой войной Сирии это почти невозможно. Путин и Асад могут стреножить Обаму, просто затягивая этот процесс. В то же самое время Россия сделается главным гарантом мира на Ближнем Востоке, а иранские муллы продолжат свою ядерную программу, цель которой – полностью изменить расклад на Ближнем Востоке. Это колоссальная победа Путина и поражение Обамы".
"Путин не спас Обаму: он его побил", - резюмирует Ли Смит на сайте консервативного журнала Weekly Standard.
"Если вашу внешнюю политику приходится спасать диктатору, то она у вас неправильная", - гласит заголовок на либеральном сайте Slate.
Владимир Козловский, 12 сентября 2013
Русская служба ВВС, Нью-Йорк
Кoличество переходов на страницу: 955
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |