https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Социально-экономическое развитие республики Беларусь в 2006


Социально-экономическое развитие республики Беларусь в 2006 году характеризуется следующей динамикой основных макроэкономических показателей.

В результате динамичной и устойчивой работы важнейших отраслей экономики увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), c учетом изменения методологии расчета индекса физического объема продукции промышленности, в 2006 году составило 109,9 процента к уровню 2005 года.

Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности за 2006 год составил 27,6 процента, сельского хозяйства - 7,5 процента, строительства - 7,9 процента, транспорта и связи - 9,2 процента, торговли и общественного питания - 10,3 процента.

Энергоемкость ВВП в 2006 г. снизилась по сравнению с уровнем 2005 г. на 4,3 процента.

В промышленности республики в 2006 году произведено продукции на 11,3 процента больше, чем за 2005 год. Производство потребительских товаров возросло на 10,5 процента, в том числе продовольственных - на 11,3 процента, непродовольственных - на 9,8 процента.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился выпуск по 427 видам из 722 важнейших видов продукции промышленности.

Промышленными предприятиями государственной формы собственности (республиканской и коммунальной), составляющими 37,9 процента общего числа предприятий, учитываемых в текущем порядке, произведено 36,1 процента общего объема промышленной продукции, в то время как предприятиями частной формы собственности, имеющими в уставном фонде долю государства, соответственно - 52,5 процента.

Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2006 году составил в целом по республике 13,5 процента, доля сертифицированной продукции - 65,3 процента.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2006 году увеличился к уровню 2005 года на 6,1 процента.

В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах республики объем произведенной продукции составил 109 процентов к уровню 2005 года. При этом производство продукции животноводства возросло на 11,5 процента, растениеводства - на 5,4 процента.

По оценке, в хозяйствах населения республики производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 2 процента.

В хозяйствах всех категорий реализация скота и птицы на убой в 2006 году по сравнению с 2005 годом по оценке увеличилась на 9 процентов, производство молока - на 5 процентов, яиц - на 8 процентов.

Предпринимаемые Правительством республики меры по стимулированию инвестиционной деятельности, организация бизнес-планирования инвестиционных проектов, способствовали
увеличению инвестиций в основной капитал в 2006 году на 31,4 процента к уровню 2005 года.

Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в 2006 году увеличились к уровню 2005 года на 41,8 процента. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 47,2 процента (в 2005 году - 46,8 процента).

Инвестиции в объекты производственного назначения возросли на 36,7 процента по сравнению с уровнем 2005 года. При этом удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 65,7 процента (в 2005 году - 66,2 процента).

На строительство жилых домов в 2006 году использовано 17,1 процента от общего объема инвестиций, или 119,8 процента к уровню 2005 года.

За счет всех источников финансирования в 2006 году введено в эксплуатацию 4136 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских
поселениях - 1716 тыс. кв. м. По сравнению с 2005 годом ввод в действие жилья по республике увеличился на 9,3 процента или на 350 тыс. квадратных метров.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1381 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что на 11,7 процента выше уровня 2005 года и составило 33,4 процента от их общего ввода (в 2005 году - 32,7 процента).

Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в 2006 году характеризовались положительной динамикой и значительным превышением прогнозных
параметров. Так, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 127,4 процента к уровню 2005 г., в том числе экспорт - 121,7 процента, импорт - 133,3 процента.

В 2006 году сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 1663,2 млн. долларов США, в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное - 2383,7 млн. долларов США, услугами положительное - 720,5 млн. долларов США.

Из общего объема экспорта республики на долю России приходится 34,7 процента, остальных стран СНГ - 8,9 процента, стран ЕС - 45,5 процента, остальных стран - 10,9 процента. Импорт из России составляет 58,6 процента общего объема импорта, остальных стран СНГ - 6,3 процента, стран ЕС - 22,3 процента, остальных стран - 12,8 процента.

В 2006 году зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 174 странами мира.

Товары поставлялись на рынки 139 государств, импортировалась продукция 159 стран.|

Основными торговыми партнерами республики в 2006 году являлись: Россия - 47,4 процента от всего объема товарооборота, Нидерланды - 8,8 процента, Украина и Германия - по 5,8 процента, Польша - 4,3 процента, Соединенное Королевство - 3,9 процента, Китай - 2,3 процента, Соединенные Штаты Америки - 1,7 процента, Италия - 1,6 процента, Литва - 1,4 процента.

Стабильный экономический рост способствовал сохранению в 2006 году тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за 2006 года по сравнению с уровнем 2005 года увеличились на 17,3 процента.

В 2006 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 406,1 тыс. рублей в месяц.

Основными источниками формирования денежных доходов населения по-прежнему являются оплата труда и социальные трансферты, которые в 2006 году составили 80,2 процента от общей суммы денежных доходов населения.


Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике за 2006 г. увеличилась к уровню 2005 г. на 25,8 процента и составила 590,7 тыс. руб., в том числе в декабре - 668 тыс. руб. (311,8 долл. США в эквиваленте). При этом заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 23,4 процента и составила 536,3 тыс. руб., в том числе в декабре - 614,9 тыс. руб. (287 долл. США).

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в целом по республике в 2006 г. составила 117,6 процента к уровню 2005 г.

Пенсионная система республики функционирует стабильно. Обеспечивается рост и своевременная выплата пенсий.
Среднемесячный размер пенсии по возрасту в 2006 г. по сравнению с 2005 годом увеличился на 28,5 процента и составил 259,1 тыс. руб., в том числе в декабре - 292,1 тыс. руб. Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 23,1 процента и составил 152 тыс. руб., в том числе в декабре - 165 тыс. руб.

Соотношение среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера составило 105,7 процента, в том числе в декабре - 112 процентов.
Реальная пенсия по возрасту за 2006 год к уровню 2005 года возросла на 20,1 процента.

Ситуация на рынке труда республики остается управляемой и контролируемой, уровень безработицы находится в социально допустимых пределах. Так, по оценке, уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2007 года составил 1,2 процента к численности экономически активного населения.

Рост доходов населения на ряду со снижением темпов инфляции стимулировали в 2006 году потребление. Так на потребительском рынке республики прирост объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации обеспечен на уровне 17,7 процента к уровню 2005 года.

В 2006 году розничный товарооборот на 65 процентов формировался торговыми организациями, на 35 процентов - индивидуальными предпринимателями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом в структуре общего объема розничного товарооборота 81,6 процента приходилось на частную форму собственности, на государственную - 15,4 процента, иностранную - 3 процента (в 2005 году - 81,9; 15,8; 2,3 процента соответственно).

Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2006 году составила 79,4 процента, в том числе продовольственных товаров - 86 процентов, непродовольственных - 70,1 процента.

Объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации в 2006 году, составил в сопоставимых ценах 111,2 процента к уровню 2005 года.

Cводный индекс потребительских цен в 2006 году составил 106,6 процента или 0,5 процента в среднем за месяц и оказался ниже предусмотренного прогнозного значения 107 - 109 процентов за год или 0,6 - 0,7 процента в среднемесячном исчислении. В 2005 году этот показатель составлял 108 процентов или 0,6 процента в среднем за месяц.

Финансовые результаты работы организаций реального сектора экономики республики в 2006 году характеризуются следующими показателями:

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за 2006 год составила 13,6 процента (за 2005 г. - 13,4 процента), рентабельность продаж - 8,1 процента (за 2005 г. - 8,2 процента).
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за 2006 год составила 15,5 процента против 15,4 процента за 2005 год, рентабельность продаж - 11,2
процента, что соответствует уровню 2005 года.

За 2006 год рентабельными были 75,9 процента организаций, учитываемых в текущем порядке.

О демографической ситуации, состоянии на рынке труда Республики Беларусь, тенденциях в оплате труда работников отраслей экономикии проводимой социальной политики, в том числе защите социально уязвимых слоев населения и борьбе с бедностью.


Демографическая ситуация.

Современная демографическая ситуация в республике характеризуется процессом депопуляции.

В целях стабилизации демографической ситуации и создания предпосылок для демографического роста в Республике Беларусь разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

Выполнение мероприятий Программы по реализации целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрану здоровья матери и ребенка,
снижение заболеваемости и смертности, оптимизацию внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов, должно стабилизировать
демографическую ситуацию и сформировать предпосылки демографического роста в Республике Беларусь.

Рынок труда.

Ситуация на рынке труда республики характеризуется рядом положительных тенденций.

Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения на 1 января 2007 года составил 1,2 процента.

На учете в органах государственной службы занятости на эту дату состояло 52 тыс.безработных, что составило 76,6 процента к уровню 2006 года. Пособие по безработице получали 52,7 процента зарегистрированных безработных. Средний размер пособия в декабре составил 43,1 тыс. рублей.

Прием работников восполнил их выбытие на 105,7 процента. Оборот рабочей силы составил 1639,9 тыс. человек или 46,5 процента от среднесписочной численности.

Увеличился спрос на рабочую силу: на 1 января 2007 года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 44,8 тыс. вакансий, что составило 125,1 процента к уровню 2006 года.

За январь-декабрь 2006 года масштабы вынужденной неполной занятости сократились на 39,9 процента, в том числе численность работавших в режиме неполного рабочего времени - на 39,3 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 40,5 процента.

За 2006 год в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 309,3 тыс. человек, что составило 103,9 процента к уровню 2005 года. В соответствии с законодательством признаны безработными 202,5 тыс. человек. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 391,8 тыс. человек, в том числе 270,4 тыс. безработных.

С начала года трудоустроено 187,9 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 134,3 тыс. безработных. Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение
квалификации 26,5 тыс. безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 110,4 тыс. человек, в том числе 65,1 тыс. безработных. Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 380 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.

Указанные меры в условиях увеличения спроса на рабочую силу привели к улучшению конъюнктуры рынка труда. Если год назад в целом по республике предложение рабочей силы превышало спрос в два раза, то на 1 января 2007 года сложилась равновесная конъюнктура рынка труда.

Снизилась молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет снизился с 45,5 процента на 01.01.06 г. до 44,8 процента на 01.01.07 г., женщин соответственно - с 68,9 процента до 65,8 процента.

Оплата труда.

Номинальная заработная плата в республике за 2006 год увеличилась по сравнению с 2005 годом на 25,8 процента и составила 590,7 тыс. руб., в том числе в декабре - 668 тыс. руб. (311,8 долл. США в эквиваленте). Заработная плата работников бюджетной сферы возросла на 23,4 процента и достигла 536,3 тыс. руб., в том числе в декабре - 614,9 тыс. руб. (287 долл. США).

Рост заработной платы в бюджетном секторе экономики обеспечивается, прежде всего, на основе повышения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством. В
течение 2006 года размер тарифной ставки первого разряда пересматривался два раза (с 1 февраля и с 1 ноября) и был увеличен на 12,1 процента.

В качестве государственной минимальной гарантии в области оплаты труда в Республике Беларусь определена минимальная заработная плата. С 1 января 2006 года она установлена на уровне 104 процентов бюджета прожиточного минимума - 156,9 тыс. руб. (73,2 долл. США). В соответствии с законодательством за декабрь 2006 года размер минимальной заработной платы проиндексирован. С учетом индексационной доплаты он составил 165,2 тыс. руб. (77,1 долл. США).

Существенно повысилась покупательная способность заработной платы. Если в декабре 2005 года ее соотношение с минимальным потребительским бюджетом составляло 230 процентов, то в декабре 2006 года - 252 процента.

Проявляется тенденция опережающего роста заработной платы занятых в сельском хозяйстве. В 2006 году среднемесячная заработная плата в отрасли увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 28,2 процента и составила в декабре 379,2 тыс. рублей, или 177 долл. США.

В республике практически ликвидирована задолженность по заработной плате.

Пенсионное обеспечение.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения в 2006 году произведено три перерасчета трудовых пенсий (с 1 января, 1 мая и 1 ноября), основанных на росте средней заработной платы рабочих и служащих, а также три перерасчета минимальных трудовых и социальных пенсий, надбавок и повышений пенсий (с 1 февраля, 1 мая и 1августа) в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. Средний размер пенсии по возрасту в 2006 году увеличился на 28,5 процента.


Реальная пенсия по возрасту за 2006 год возросла на 20,1 процента.
Уровень пенсионного обеспечения за 2006 год характеризуется следующими показателями:
среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту - 152,0 тыс. руб. (71 долл. США);
среднемесячный размер пенсии по возрасту - 259,1 тыс. руб. (120,9 долл. США);
соотношение среднемесячной минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера - 105,7 процента.

Государственная социальная поддержка населения.

В республике планомерно реализуются меры по обеспечению государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей. В 2006 году в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды (с 1 февраля, 1 мая и 1 августа) пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. В декабре размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил 110,2 тыс. руб. (51,4 долл. США), на детей старше 3 лет - 50,9 тыс. руб. (23,8 долл. США), что на 12,5 процента выше, чем в декабре прошлого года. Согласно данным статистической отчетности за III квартал 2006 года общая численность получателей пособий составила 512,6 тыс. человек, в том числе на детей в возрасте до 3 лет - 251,5 тыс. человек, старше 3 лет - 250,2 тыс. человек.


В рамках действующей в республике системы государственной адресной социальной помощи обеспечивалась поддержка малообеспеченных граждан на уровне минимальных государственных гарантий. С 2001 года этим видом социальной поддержки воспользовались более 460 тыс. человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях обеспечения расширения и качественного совершенствования социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в республике утверждены и реализуются региональные программы по оптимизации и развитию сети учреждений социального обслуживания отрасли на 2006-2010 годы.

В республике функционирует сеть нестационарных учреждений социального обслуживания граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представленная территориальными центрами социального обслуживания населения.

Функционирует сеть стационарных учреждений социального обслуживания (69 домов-интернатов для престарелых и инвалидов коммунальной собственности, 4 санатория). В целях расширения и укрепления ее материальной базы осуществляется строительство и
реконструкция объектов системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также проводится перепрофилирование домов-интернатов общего типа в
дома-интернаты для психоневрологических больных, реконструкция ранее неиспользовавшихся зданий под дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Данные меры, а также открытие в территориальных центрах социального обслуживания отделений круглосуточного пребывания для пожилых людей и инвалидов способствуют решению проблемы очередности на поселение в дома-интернаты и позволят обеспечить приведение жилых площадей в соответствие с санитарными нормами (7 кв. м. спального помещения на одного человека). В 2006 году вдвое сократилась численность домов-интернатов, в которых площадь жилых помещений не соответствует санитарным нормам.

Продолжается работа по выполнению государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов. В ходе их реализации применяется выявительный подход при определении нуждаемости в социальной поддержке.

В рамках Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года на основе соответствующих региональных программ с начала года проведены обследования условий жизни 148 тыс. одиноких пожилых граждан, по итогам которых различные виды помощи получили около 85,1 тыс. одиноких пожилых граждан, в том числе 44 тыс. одиноких пожилых жителей села.

С 2006 года начата реализация Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы.

В целях улучшения качества жизни инвалидов, обеспечения их социальной интеграции в общество, снижения показателей частоты и тяжести инвалидности утверждена Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы. Разработан проект государственной целевой программы "Безбарьерная среда жизнедеятельности физически ослабленных лиц" на 2007-2010 годы.

Проводимые в республике мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими
средствами социальной реабилитации. С начала года за счет средств республиканского бюджета поставлено 2 213 инвалидных колясок, местных бюджетов приобретен и выдан 341 автомобиль. Реабилитационная индустрия республики позволяет на сегодняшний день практически полностью удовлетворять потребности инвалидов в услугах протезирования.

Функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. В
Государственном учреждении "Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" прошли курс реабилитации 820 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

С 1 января 2006 года в республике реализуется принцип одного окна при работе с обращениями граждан. Согласно данному принципу для назначения адресной социальной помощи, пособий семьям, воспитывающих детей, оказания других видов государственной социальной поддержки, а также для получения справок и иных документов граждане могут либо сами представить в органы по труду, занятости и социальной защите все необходимые документы либо воспользоваться соответствующими услугами данных органов, которые истребуют недостающие документы у компетентных органов и структур.

О проведении согласованной политики с Российской
Федерацией в области охраны труда, социальной защиты
населения, пенсионного обеспечения

В целях проведения согласованной социальной политики, развития интеграционных связей в рамках Союзного государства осуществляется сотрудничество с регионами и государственными учреждениями Российской Федерации.

В октябре 2006 года в Постоянном Комитете Союзного государства состоялось совещание у Заместителя Государственного секретаря по вопросам активизации работы по выполнению решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. В ходе совещания одобрен проект Программы совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан России и Беларуси на 2007 - 2010 годы.

Представители Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь принимали активное участие и в работе Международной научно-практической конференции "Актуальные
проблемы строительства и развития Союзного государства", а также в четвертом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Экономическая интеграция между Республикой Беларусь и Российской Федерацией - важнейшее условие строительства Союзного государства", организованных Парламентским
Собранием Союза Беларуси и России и Академией труда и социальных отношений России 12-14 декабря 2006 года в г. Москва.

В IV квартале 2006 года проводилась работа по разработке проекта Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о порядке применения Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 года и ратифицированного белорусской стороной 15 июня 2006 года.

В ноябре 2006 года в г. Москва состоялись консультации белорусских и российских экспертов по обсуждению проекта Соглашения с поправками, предложенными Республикой Беларусь. В ходе данных консультаций обсужден текст проекта и приложений к нему, а также внесен ряд замечаний редакционного характера. По итогам работы консультаций принято решение о
доработке проекта Соглашения российской стороной с учетом внесенных изменений.

В рамках визита официальной делегации Ставропольского края Российской Федерации в Республику Беларусь 31 октября 2006 года состоялась встреча Министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края с представителями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В ходе визита российской стороной было уделено особое внимание изучению организации социального обслуживания населения в Республике Беларусь.

По просьбе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в их адрес в декабре 2006 года Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь
высланы нормативные правовые акты по интересующим вопросам.

В рамках программ двустороннего сотрудничества, а также протоколов договоренностей Республики Беларусь с Нижегородской, Курской областями, г. Санкт-Петербургом Российской Федерации осуществляется обмен информацией и нормативными документами по вопросам развития социально-трудовой сферы с соответствующими органами управления данных
регионов.

В рамках формирования нормативной правовой базы Республики Беларусь в области охраны труда с учетом соответствующих правовых норм Российской Федерации подготовлены и в IV
квартале 2006 года приняты постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от:14 ноября 2006 года 142 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения для использования в медицинских целях и ветеринарии"; 15 ноября 2006 года 144 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в производстве художественных изделий, музыкальных инструментов и игрушек"; 15 ноября 2006 года 145 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым производством и распределением электрической и тепловой энергии, осуществляющим надзор в отношении потребителей
электрической и тепловой энергии и их обслуживание"; 15 ноября 2006 года 146 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым обслуживанием магистральных газопроводов".

О внешней торговле Республики Беларусь с Российской Федерацией в 2006 году

По итогам января-декабря 2006 г. товарооборот с Российской Федерацией составил 19933,9 млн.долл. США, из них экспорт - 6849,6 млн.долл. США, импорт - 13084,3 млн.долл. США. К
аналогичному периоду прошлого года товарооборот составил 125,9%, экспорт - 119,8% и импорт - 129,3%.

Товарооборот с Россией в январе-декабре 2006 г. составил 47,4% общего объема товарооборота республики, экспорт - 34,7%, импорт - 58,6%. В торговле со странами СНГ на долю России приходится 86,3% оборота, 79,5% экспорта и 90,3% импорта.

Ситуация в торговле с Россией по сравнению с январем-декабрем 2005 г. характеризуется ростом индексов. Индексы средних цен и физического объема импорта выросли на 15,0 и 12,4 процентов, в то время как рост индекса средних цен и физического объема экспорта составили 10,6 и 8,3 процентов соответственно.

Экспорт.

Доля потребительских товаров в общем объеме экспорта в Россию составила 36,5 процента в 2006 году, 39,7 процента - в прошлом году. Удельный вес промежуточных товаров составил 39,6 процента в 2006 году и 39,1 процента в прошлом году.

В стоимостной оценке прирост потребительских товаров составил 228,4 млн.долл. США (10,1 процента), промежуточных - 476,6 млн.долл. США (21,3 процента). Рост экспорта потребительских товаров, в свою очередь, связан с ростом экспорта продовольственных на 126,9 млн.долл. США (или на 11,2 процента) и непродовольственных товаров - на 101,5 млн.долл. США (или на 8,9 процента).

Из 30 крупнейших позиций, обеспечивающих по итогам отчетного периода около 60 процентов экспорта в Россию, снижение наблюдалось по сахару (на 95,6 млн.долл. США), телевизорам (на 21 млн.долл. США).

Наиболее существенный рост был отмечен в отношении экспорта тракторов и седельных тягачей (на 153,2 млн.долл. США), грузовых автомобилей (на 77,8 млн.долл. США). Стабильно прирастает экспорт мясных и молочных продуктов.

В торговле инвестиционными товарами рост экспорта составил 35,6 процента или 430,1 млн.долл. США, а доля этих товаров в общем объеме экспорта увеличилась до 23,9 процента.

Импорт.

Доля промежуточных товаров в общем объеме импорта из России составляет 86,1 процента из которых 63,7 процента составляет импорт энергетических товаров. В отчетном периоде 2006 г. по сравнению с январем - декабрем 2005 г. импорт энергетических товаров вырос на 31,9 процента, прочих промежуточных - на 28 процентов.

Наибольшие стоимостные приросты импорта (из общего прироста импорта из России на 2736,3 млн.долл. США) приходятся на импорт нефти (рост на 1385,5 млн.долл. США или на 32,8 процента в стоимостном выражении и 8,3 процента в физическом), нефтепродуктов (на 323,2 млн.долл. США) и отходов и лома черных металлов (на 99,9 млн.долл. США).

Импорт потребительских товаров также увеличился на 18,6 процента или на 189,5 млн.долл. США. При этом рост импорта продовольственных товаров составил 11,4 процента. Рост импорта непродовольственных товаров на 26,5 процента. Импорт инвестиционных товаров вырос на 33,6 процента и составил 507,8 млн.долл. США. Сальдо сложилось отрицательное (-6234,7 млн.долл. США) и по сравнению с январем-декабрем прошлого года выросло на 1832,3 млн.долл. США.

По группам товаров сальдо торговли с Российской Федерацией распределяется следующим образом:

инвестиционные товары - положительное 1130,2 млн.долл. США (увеличилось в 1,4 раза);
промежуточные товары - отрицательное 1393,8 млн.долл. США (увеличилось в 1,4 раза.);
потребительские товары - положительное 628,1 млн.долл. США (уменьшилось незначительно).

Валерий Жданович
Первый Советник Посольства Республики Беларусь в Республике Казахстан по торгово-экономическим вопросам


 

Кoличество переходов на страницу: 1179


Комментарии