https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


США хотят отказаться от российских ракетных двигателей


Американские эксперты отмечают, что использование российских двигателей РД-180 обеспечивает надежность запуска космических ракет

В рамках обсуждения закона о военной политике и ассигнованиях на 2015 год конгресс США может запретить закупку американскими компаниями российских ракетных двигателей РД-180. Российские ракетные двигатели, считающиеся лучшими в своей категории, успешно используются для запуска американских ракет. Однако в контексте ухудшающихся отношений с Россией предложение создать новый двигатель может получить поддержку американских законодателей.

Лучшие в мире

В 1990-х американцы остановили свой выбор на российских двигателях, поскольку посчитали их лучшими в мире, пишет журнал National Defense Magazine, ссылаясь на старшего аналитика консультативной фирмы Fulton Corp Джеффа Фауста.

"Компании США или других западных стран просто не прозводят ничего подобного РД-180, - говорит Фауст. – Это действительно очень высококачественный двигатель".

Еще до кризиса на Украине в США высказывались сомнения по поводу надежности российских поставщиков. Для изучения этого вопроса в Пентагоне была создана рабочая группа, во главе с отставным генерал-майором ВВС США Говардом Митчеллом и бывшим главой НАСА Майклом Гриффином.

Как говорилось в так называемом "Докладе Митчелла", со времени начала закупки этих двигателей и до апреля этого года было осуществлено 50 успешных запусков ракет на базе РД-180.

Фауст объясняет, что неудачная попытка вывести на орбиту спутник может обойтись в миллиарды долларов и отбросить военные программы на несколько лет назад. Поэтому американские силовики придают надежности ракет-носителей и их двигателей огромное значение.

Упоминают и другую причину для выбора российских ракет. Американские военные хотели обеспечить работой российских инженеров, которые в противном случае могли бы предоставить ноу-хау ракетостроителям КНДР или Ирана.

Импортируемые российские двигатели устанавливаются на первой ступени американской ракеты-носителя Atlas V, которые собирает совместное предприятие United Launch Alliance (ULA), сформированное корпорациями Boeing и Lockheed Martin.

ULA - практически монополист в запуске военных, разведывательных, научных и метеорологических спутников. Компания пользуется не только ракетами Atlas V, но и Delta IV, которые оснащены американскими двигателями. Однако двигатели Delta стоят дороже и не столь надежны.

Где взять замену РД-180?

Палата представителей рекомендует выделить в 2015 году 220 млн долларов на разработку нового жидкотопливного ракетного двигателя, которым начнут пользоваться в 2022 году. Сенат США остановился на сумме 125 млн долларов. Совещательный комитет конгресса должен определить компромиссную сумму, которая будет отправлена на утверждение Белого дома.

Источники в конгрессе и аэрокосмической отрасли предсказывают, что в 2015 году на новый двигатель будет отпущено менее 100 млн долларов, а то и всего 40 млн долларов, которые в июне запросил для этой цели Белый дом. Эксперты же полагают, что создание американского двигателя, способного заменить РД-180, обойдется как минимум в миллиард долларов.

Вместе с российскими двигателями американцы купили и лицензию на их производство. Но россияне приобрели большой опыт в их производстве, а американцы давно не производили мощных двигателей. "Мы можем это не потянуть", - предупреждает Тодд Харрисон из "Центра стратегических и бюджетных оценок". В любом случае первоначальные прогнозы обычно слишком оптимистичны, говорит Харрисон. "Если быть реалистичным, то новый двигатель может потребовать от 6 до 7 лет и обойтись примерно в 2 миллиарда долларов", - замечает эксперт.

Проблема и в том, что российская лицензия на производство двигателей ракет истекает в 2022 году. Если, как предсказывают, на налаживание производства РД-180 в США уйдет минимум 5 лет, то у американцев останется на лицензионное изготовление этих двигателей всего три года. Поэтому многие американские эксперты призывают не тратить время на копирование РД-180, а разработать с нуля американский двигатель.

Решение отказаться от закупки российских двигателей, которое активно лоббирует сенатор-республиканец Джон Маккейн, связано с аннексией Крыма и событиями на востоке Украины. Кроме того, ссылаясь на намеки видных российских политических деятелей, американцы не исключают, что Москва сама прекратит поставки РД-180 в США. Однако пока, по сведениям ULA, российские поставки идут по графику.

ULA совместно с Пентагоном выступают против запрета на импорт РД-180. Совместное предприятие хорошо зарабатывает на запусках космических ракет.

Запасной вариант

На данный момент у ULA в запасе имеются 16 двигателей. Еще 24 были заказаны до украинских событий, поэтому планируемый запрет на них не распространится.

Однако если запрет все-таки вступит в силу, помимо более дорогого двигателя Delta IV, у США скоро появятся новая ракета-носитель Falcon 9 и ее вариант Falcon Heavy, которые делает компания SpaceX миллиардера Элона Маска. ВВС США готовятся одобрить ее использование для запуска военных спутников.

Компания Blue Origin Джеффа Безоса, основателя Amazon.com, намерена производить новый ракетный двигатель BE-4, который поступит в продажу в 2019 году и может быть установлен на ракете Atlas V.

Наконец, корпорации Dynetics и Aerojet Rocketdyne также готовятся совместно производить ракетный двигатель AR-1, работающий на керосине.

Владимир Козловский
BBC, 5 декабря 2014


 

Кoличество переходов на страницу: 707


Комментарии