https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Дорогу осилит едущий


Идея создания отечественного автомобиля нуждается в специальной государственной программе

После того как в Казахстане заработали автосборочные предприятия, а новая отрасль в экономике страны уверенно встала на ноги и укрепляет свои позиции, в стране становится популярной идея производства автомобиля собственной марки.

Хотя отечественные компании сталкиваются с трудностями, в том числе и с нехваткой квалифицированных кадров, тем не менее оптимизма им не занимать. Они настроены не только насытить внутренний рынок своими машинами, но и покорить заморские страны. В качестве факторов успеха для них выступают низкая стоимость продукции, ее современная техническая начинка и высокое качество сборки. Между тем опыт других стран показывает, что «свое авто» – это не самоцель. Каждый такой проект преследовал свои задачи: сократить технологический разрыв с развитыми индустриальными державами, насытить внутренний рынок дешевым и качественным продуктом, модернизировать экономику и усилить ее экспортный потенциал.

Не так давно представители завода АО «Агромашхолдинг Казахстан» и компании Allur Auto заявили о планах наладить выпуск отечественного автомобиля с характерным для нашей страны названием «Номад», что значит «кочевник». За основу кроссовера был взят южнокорейский автомобиль Ssang Yong New Actyon, но внешне казахстанское детище будет отличаться от своего дальнего соплеменника. Таким образом Казахстан решил пойти по пути других стран, в которых тоже в свое время вынашивалась идея создания собственного автомобиля. Но, как показывает их опыт, национальный бренд преследовал четкие цели как в экономике, так и на рынке.

Крутим гайки

Уже в следующем году с конвейера АО «Агромашхолдинг Казахстан» на широкие казахстанские дороги обещает выехать кроссовер «Номад». По словам представителей Allur Auto, базой для машины послужит Ssang Yong New Actyon, который производится в Южной Корее. Как подчеркнул гендиректор компании Андрей Лаврентьев, автомобиль унаследует от предшественника только начинку, а кузов и внешний вид обретут новый облик.

«Мы говорим о модели внедорожника класса кроссовер, который будет собираться только в Казахстане. Первый такой автомобиль выйдет уже в конце 2012 года. Эта модель будет иметь казахстанское название «Номад», что в переводе с английского означает «кочевник», – говорит Лаврентьев.

По его словам, «Номад» будут экспортировать в Украину, Ирак, Пакистан и другие страны. «Большую дорогу» открывает Таможенный союз, внутри которого производимые машины не облагаются высокими пошлинами. Но есть нюанс: компания должна собрать свой автомобиль из 30 процентов местных комплектующих. В этом случае «Номад» не будет сталкиваться с таможенными барьерами, сможет беспрепятственно колесить по дорогам России и Беларуси.

Но все-таки новинка нацелена на внутренний рынок. Об этом говорит название «Номад», передающее дух наших предков. Это часть стратегии, к которой прибегают все автопроизводители, когда выходят на новый рынок.

Британцы не приобретают Opel, зато раскупают Vauxhall. Хотя речь идет об одной и той же машине. Но есть и более серьезные курьезы. Так, «Лада Нова», экспортное название «жигулей», по-испански читается как «no va» – «не едет». Кто купит такую машину? Вот и получается, как назовешь машину, так она и поедет на рынке.

Станет ли «Номад» успешным проектом отечественного автопрома, пока открытый вопрос. В данном случае можно вспомнить историю с «Тулпаром», который создавался на базе южнокорейского Kia Sportage. В августе 1996 года казахстанская компания «Достык-Интеравто» и компания LG International подписали соглашение об организации совместного автосборочного производства.

Шесть месяцев шла подготовка, и в апреле 1997 года был презентован первый «Тулпар». Бизнес-проект предполагал выпуск до 40 тысяч машин в год. В качестве площадки для сборки «Тулпара» рассматривались предприятия «Актюбрентген» и Павлодарский тракторный завод. Но это в перспективе. А для начала отверточную сборку организовали в Алматы, где планировалось производить 5–6 тысяч машин в год. Правда, спустя шесть месяцев выяснилось, что проект по экономическим соображениям нежизнеспособный.

Но маленькое фиаско не остановило большое желание создать казахстанское авто. В конце концов в республике появилось собственное автомобилестроение, которое за прошедшие годы укрепилось и возмужало. Вероятно, вторая попытка создать «свое авто» окажется более удачной. Тем более что, в отличие от предшественников, Allur Auto имеет большой опыт работы на рынке страны и у нее есть собственные производственные мощности. Свою роль обещает сыграть и цена. «Номад» будет стоить порядка 19 тысяч долларов, что вполне приемлемо для нового кроссовера.

Первопроходцы


Казахстан не единственная страна, где вынашивают планы создания собственного авто. Три года назад на автосалоне в Дели (Индия) местный производитель Tata Motors представил свой продукт Tata Nano. Заявленная стоимость такого авто в базовой комплектации составила 2500 долларов. На день первой продажи более 203 тысяч индийцев заказали себе Nano, при мощности конвейера 50 тысяч автомобилей в год.

Сегодня в соседней России активно продвигается проект «е-мобиля», за которую ухватился известный олигарх Михаил Прохоров. Опять же не обошлось без сенсаций. Машина использует гибридный двигатель и по этому показателю сокращает разрыв между российским автопромом и западными концернами. «Е-мобиль» оказался даже на шаг впереди своих конкурентов. При его создании использовались принципиально новые технические решения. К примеру, в двигателе внутреннего сгорания поршни не касаются стенок камеры сгорания, что повышает срок эксплуатации, снижает тепловыделение и делает ненужными дополнительные механизмы смазки и охлаждения. Отсутствие лишних деталей в конструкции позитивно сказалось на цене, которая составила 13 тысяч долларов.

В июне этого года в Петербурге был заложен завод по производству «Е-мобилей». Хотя предприятие еще не заработало, список желающих приобрести машину превысил 100 тысяч человек. Это притом, что проектная мощность завода составит от 20 до 45 тысяч машин в год.

В связи с чем производитель намерен открыть свои цеха еще в пяти-семи регионах России и в двух странах Европы. Известно, что сейчас ведутся переговоры о строительстве предприятия в Беларуси.

Каждая такая автопродукция преследует свою цель. «Е-мобиль» сокращает технологический разрыв между российскими и зарубежными компаниями, стремится завоевать рынки Европы и Северной Америки, а индус Nano – пересадить население с рикш на автомобили и стать одним из массовых проектов планеты. Видимо, Tata Motors решил проехаться по колее Volkswagen, который на протяжении 65 лет в разных уголках мира выпускал модель «жук».

Какие цели ставятся перед отечественным авто? «Тулпар» должен был запустить автопроизводство, сделать его сборку стабильной, а продукцию – узнаваемой на внутреннем рынке. Как отмечал тогда председатель совета директоров концерна KIA Ким Сан Хонг, отверточная сборка достаточно традиционный путь, Южная Корея сама шла по такому направлению развития автопрома. Кроме того, бизнесмен подчеркивал, что необходимо 40–50 процентов комплектующих производить в Казахстане.

По сути, первоначальный этап пройден. Сегодня в стране стабильно работают сборочные конвейеры, даже несмотря на влияние глобального кризиса. Поэтому главная задача – наращивать потенциал автомобилестроения за счет новых рынков. Сможет ли Казахстан завоевать сердца потребителей со своей «сборочной» продукцией в других странах? К примеру, в России, где сейчас работает порядка 14 сборочных предприятий мировых компаний. Очевидно, что «Номад», с хорошим соотношением цены и качества, стремится удовлетворить потребности внутреннего рынка во внедорожнике, а затем выехать на дороги соседних стран. Решение такой задачи упрощает разница в качестве между российскими марками ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и зарубежными KIA, Hyundai и Ford.

«Такие бренды, как ВАЗ, покупатели воспринимают как низкокачественную продукцию, и не только в Казахстане, но и в самой России. И это не секрет, хотя надо отдать должное, что автомобили постоянно совершенствуются и неизменно что-то улучшается, но сами платформы и технологии выпуска, конечно, давно устарели», – говорят в компании Allur Auto.

Кроме того, «Номад» на фоне российских машин будет отличаться не только качеством, но и принципиально новыми южнокорейскими решениями.

«Что же касается производства в России автомобилей мировых брендов Hyundai, Toyota, SsangYong, KIA  и других, то качество машин не отличается от европейского ни на йоту! То же относится и к выпускаемым в Казахстане автомобилям SsangYong, и, в частности, к планируемой к выпуску в 2012 году модели проекта «Номад». Есть технологический процесс, который обойти невозможно, и поэтому качество будет на 100 процентов прогнозируемое и необходимое», – заключают наши собеседники из компании.

С мнением представителей казахстанской компании можно согласиться. Качество сборки несильно отличается в России или Казахстане, зато ценовая линейка варьируется. А это еще один из инструментов по укреплению позиции отечественной продукции на внешних рынках.

Импульс для роста

Allur Auto, равно как и другие автокомпании страны, делает все возможное, чтобы отвечать требованиям Таможенного союза: собирать машины из 30 процентов местных комплектующих – значит открыть барьеры для экспорта в Россию и Беларусь. По словам представителей казахстанской компании, первым шагом на пути к развитию автопроизводства стал переход автосборочного завода АО «Агромашхолдинг Казахстан» от SKD (крупноузловая сборка. – Ред.) к CKD сборки (мелкоузловая сборка, включающая в себя сварку и окраску кузова. – Ред.). Это позволяет повысить уровень локализации. Также модель Ssang Yong «Номад» призвана стать первым автомобилем с наибольшим процентом казахстанского участия.

«Эта модель станет своеобразным стартом к развитию казахстанского автомобилестроения», – сообщили нам в Allur Auto.

Но сможет ли Казахстан наладить полный цикл производства собственного авто: от эскизных чертежей до штамповки кузова и его сварки? По словам сотрудников компании, эта задача пока остается труднодостижимой. Прежде всего о себе дает знать потенциал экономики, который измеряется уровнем развития промышленности: металлургии, химической и электронной отраслей. Впрочем, как выяснилось, слабым звеном выступает и человеческий капитал Казахстана.

«Существует проблема дефицита высококвалифицированного профильного персонала. В связи с чем автосборочное предприятие «Агромашхолдинг» совместно с Allur Auto поддержало в этом году «Назарбаев Университет», на который возлагаются большие надежды по подготовке в Казахстане профессионалов различных отраслей, в том числе быстроразвивающегося автомобильного направления», – сообщили нам в Allur Auto.

Казахстан обладает огромным сырьевым потенциалом, позволяющим создать машину с нуля. По запасам железной руды страна занимает третье место после России и Украины на постсоветском пространстве. Кроме того, отечественное сырье не требует больших затрат на получение конечной продукции – листового металла.

Таким образом, у Казахстана есть потенциал для развития собственной автомобильной промышленности. Однако отстает машиностроительная отрасль, которая включает в себя моторостроение, производство комплектующих и технологического оборудования – станков и роботов.

Казахстанская экономика не стоит на месте. В рамках программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) предусмотрено строительство завода по производству титановых слитков и сплавов, которые отличаются необычными свойствами. Они легкие, но при этом очень прочные. Кстати, как стало известно в ходе состоявшегося в этом году визита президента страны Нурсултана Назарбаева во Францию, Казахстан будет из этих металлов изготавливать детали для самого крупного самолета в мире А-380. Данные сплавы востребованы и в автомобилестроении. Таким образом экономика страны постепенно подтягивается к мировому уровню, что упрощает задачу отечественным последователям Генри Форда.

Химическая промышленность Казахстана тоже постепенно набирает обороты. Но недостаточный уровень ее развития ставит местный автопром в зависимость от импорта. Присоединение к Таможенному союзу позволяет решить проблему за счет россиян. Но, опять же, оставляет желать лучшего качество продукции соседней страны.

В 2005 году представители Счетной палаты Госдумы России сообщили о том, что 60 процентов товарной номенклатуры нефтехимического комплекса являются неконкурентоспособными на мировом рынке – низкий уровень технологий не обеспечивает выпуск продукции, отвечающей важнейшим экономическим и экологическим параметрам. Естественно, что низкое качество далеко не лучший выбор для автомобильных компаний нашей страны, чьи машины окажутся неконкурентоспособными. Хотя заметим, что у Казахстана имеется потенциал по развитию химической отрасли. Как постоянно говорят россияне, в нашей республике сосредоточена вся таблица Менделеева.

Казахстанский автомобиль нуждается в развитой промышленности. Но решить проблему автомобильные компании самостоятельно не могут, хотя они дают мощный импульс развитию металлургии, химической и топливной отраслей – создают спрос на их продукцию, а в условиях рынка это обстоятельство играет едва ли не решающую роль. Очевидно, что идея собственного автомобиля требует поддержки со стороны государства.

В данный момент реализуется ФИИР, нацеленная на создание индустриальных предприятий, существует программа «Производительность-2020», суть которой провести техническое перевооружение уже имеющихся заводов, поднять качество их продукции и повысить производительность труда на них. Но очевидно, что собственный автомобиль требует специальной программы, которая создаст преференции предприятиям, занятым в реализации автопроекта, а также сможет привлечь не только инвесторов в смежные отрасли, но и передовые технологии, которые усилят конкурентоспособность отечественного проекта.

У идеи создания казахстанского автомобиля есть скептики, которые ссылаются на емкий рынок, состояние промышленности. Однако можно быть уверенным, что таких скептиков хватало и в Южной Корее. Но кто-нибудь мог подумать 40 лет назад, что маленькая страна в Азиатском регионе покорит подмостки мировой автоиндустрии? Наверное, нет. Хотя в свое время южнокорейские компании KIA, Hyundai или Daewoo тоже начинали свой путь с простой идеи создания собственного автомобиля, который будет иметь свои конкурентоспособные преимущества на рынке.

Андрей Верменичев, Алматы
ЛИТЕР, 12 ноября 2011


 

Кoличество переходов на страницу: 1202


Комментарии