Семь лет тюремного заключения для Юлии Тимошенко – это огромный удар не только по бывшему премьеру и ее политическим сторонникам. Решение Печерского суда ставит под вопрос будущее того исторического процесса, который начался на Украине после победы Оранжевой революции 2004 года.
Еще несколько лет назад даже противники Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко признавали: на Украине достигнут серьезный прогресс – прежде всего в том, что касается развития демократических норм, совершенствования избирательной системы, обеспечения свободы слова.
Тогда в мире приветствовали эти процессы. И пусть даже за теплыми словам в адрес Киева не всегда следовали дела – общая атмосфера, казалось, свидетельствовала: дальнейшие сближение Украины с Европой – вопрос не столь отдаленного будущего.
Будущее евроинтеграции
Сейчас же, после вынесения приговора Юлии Тимошенко, из европейских столиц звучат весьма нелицеприятные заявления в адрес украинских властей.
Верховный представитель ЕС по внешней политике баронесса Эштон уже пообещала: "ЕС снова оценит свою политику в отношении Украины. То, каким образом украинские власти будут демонстрировать уважение общечеловеческих ценностей и верховенства права, и в частности, то, как они будут обходиться с этими делами, может оказать огромное влияние на украинско-европейские двухсторонние отношения, в том числе на завершение соглашения об ассоциации, на наш политический диалог и на наше сотрудничество в целом".
Европейские дипломаты редко делают столь недвусмысленные заявления.
Возможно, аналитики, работающие на администрацию президента Януковича, рассчитывают: в Европе найдутся силы, которые помогут "спустить на тормозах" дело Тимошенко.
Может быть, сторонники нынешнего президента надеются, что рано или поздно волна критики спадет, и экономические интересы возобладают над политическими.
Однако, судя по тому, что говорят в эти дни в столицах стран ЕС, шансы на дальнейшее сближение Украины с Европой становятся сейчас все более иллюзорными.
За год до выборов
Во внутренней политике победа противников Юлии Тимошенко, на первый взгляд, кажется неоспоримой, но может оказаться пирровой.
Даже если предположить, что бывшего премьера в ближайшее время освободят – по амнистии ли, снизив ли срок заключения при рассмотрении апелляции – из политического процесса Юлия Тимошенко выпала всерьез и надолго.
Но если она вернется в политику, то ареол мученицы и жертвы борьбы за справедливость прибавит ей политического веса и симпатии. Кроме того, ее политический блок остается самым мощным конкурентом пропрезидентской Партии регионов.
Накануне парламентских выборов, назначенных на 2012 год, сторонникам Виктора Януковича выгодно "расчистить" политическое поле. Но не так всё просто.
При всей популярности нынешнего президента Украины в восточных регионах, по стране в целом его партия, судя по опросам, набирает около 20% голосов. Противники же Януковича – если они смогут объединиться – вполне могут рассчитывать на большее количество депутатских мандатов.
Роль Юлии Тимошенко для оппозиционных сил в целом сложно переоценить. Без нее им будет сложнее найти очевидного лидера, за которым пошли бы народные массы.
Контракты в форс-мажорной ситуации
Но стоят ли эти внутриполитические приобретения тех проблем, которые может создать нынешней власти приговор Юлии Тимошенко? В чем здесь политическая логика?
Возможно, логики в этом деле и вовсе нет. Возможно, ее место заняли эмоции.
Сторонников Виктора Януковича часто обвиняют в том, что, действуя через подконтрольную им прокуратуру и министерство внутренних дел, они попросту мстят своим политическим противникам.
О юридической стороне дела Тимошенко много спорят.
Обвинение построено на том, что подписанный Юлией Тимошенко газовый контракт нанес ущерб украинскому бюджету.
Президент Янукович говорит и о том, что нынешней власти досталось в наследство плохое законодательство старых времен. Он намекает на то, что приговор – не окончательный и, возможно, будет изменен в ходе апелляции.
Кроме того, Украина форсирует принятие нового законодательства.
Ранее президент и его сторонники заявляли, что суды в Украине независимы. Однако большинство жителей Украины не принимают такие заявления на веру.
Кроме того, важно помнить: бывший премьер действовала в форс-мажорной ситуации, когда Россия отключила поставки газа не только на Украину, но и в Европу.
И неизвестно еще, как развивались бы события, если бы эти контракты не были подписаны. Ведь тогда ущерб был бы гораздо большим. Судили бы ее тога за халатность и бездействие?
Ошибки политиков
В Киеве сейчас слышны голоса не только сторонников Юлии Тимошенко, но и ее многочисленных противников.
На Крещатике корреспонденту Би-би-си Олегу Антоненко говорили о том, что суд был справедливым; что любая ошибка должна быть наказана; что место бывшего премьера – именно в тюрьме.
Однако если подходить с теми же мерками к другим политикам, то любoe политическое решение в экономической сфере можно расценить как уголовное преступление.
Бывший британский премьер Гордон Браун продал практически весь золотой запас страны, когда цены на золото были значительно ниже нынешних. Означает ли это, что сейчас его нужно судить?
В странах еврозоны политики не смогли предсказать ни кризис 2008 года, ни его последствия. Все их многолетние усилия по созданию системы регулирования финансовой системы пошли прахом. Следует ли судить за это бывших лидеров европейских государств?
Хладнокровной, взвешенной оценки действий Юлии Тимошенко на Украине ждать придется еще очень долго. Но юридический анализ суда вряд ли можно принимать всерьез.
A пока что, в эти первые часы после приговора, все затмевают эмоции и опечаленность тех, кто возлагал на "оранжевые" власти Украины такие большие надежды.
Алексей Сологубенко
Служба ВВС, 11 октября 2011
Кoличество переходов на страницу: 1070
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |