"Сначала надо выпить", - первая фраза новоизбранного президента Латвии, за которой последовало распитие минеральной воды на трибуне Сейма.
В социальных сетях она стала чуть ли не популярнее новости об избрании Раймонда Вейониса на должность главы государства, а к вечеру в интернете уже можно было приобрести одежду с вариациями первой фразы нового лидера страны.
Президентом Латвии стал экс-министр обороны Раймонд Вейонис, первый латвиец с русскими корнями, получивший столь высокую должность в госаппарате. Эксперты обещают, что новый глава государства не станет раздражающим фактором для восточного соседа - правда, ввиду своей политической ориентации, а не этнической принадлежности.
Новый президент Латвии родился в 1966 году в Псковской области, где служил его отец. "Мама рассчитывала успеть, но не успела, и домой в Латвию мы приехали уже вдвоем", - рассказывал политик. Мама нового президента - русская, чего он сам никогда не скрывал, но и не афишировал. По словам политолога Иветы Кажоки, это не окажет никакого влияния на политику, однако поможет новому президенту стать фигурой, которая не будет раздражать многообразное латвийское общество, а наоборот поспособствует процессам интеграции.
По образованию новый президент Латвии - учитель биологии. Правда, в профессии он продержался неполных два года, покинув ее ради государственной службы в конце 80-х.
Потом началась политика: за десять лет Раймонд Вейонис поменял кресло депутата Мадонской (город в Латвии) городской думы на кресло министра окружающей среды.
Продержавшись в правительстве 13 лет, пережив несколько кризисов и нескольких премьер-министров, умудрившись при этом не испачкаться ни в одном серьезном скандале, он остается самым долгоиграющим министром в истории страны.
Самый мягкий в Прибалтике
Что касается международных отношений, то тут новый президент остается в рамках латвийского мейнстрима. Главный приоритет - безопасность, границы и вооруженные силы, а от России мы хотим конструктивного диалога.
Правда, для этого Россия сама должна постараться.
"Мы заинтересованы в конструктивном сотрудничестве с Россией. У любого сотрудничества есть две стороны. Если одна сторона нарушает международные правовые нормы, поддерживает или участвует в военных действиях на территории Украины, то конструктивный диалог вести нельзя. Однако если полностью соблюдаются минские соглашения, если прекращается стрельба, если налаживаются отношения между Россией и Украиной, то Латвия, как и другие страны, готова к конструктивному диалогу. И я такой диалог поддержу", - говорит Раймонд Вейонис.
По словам политологов, Вейонис действительно поддержит конструктивный диалог, оставаясь фигурой, которая меньше других на западе будет раздражать Россию.
"Россия знает его как министра обороны, и уже понятно, что он не будет настолько рьяным, как президент (Тоомас Хендрик) Ильвес в Эстонии или президент (Далия) Грибаускайте в Литве. Вряд ли он станет самым раздражающим Россию президентом, - рассказал политолог Ивета Кажока. - С другой стороны, у него всегда очень четкая позиция, которая совпадает с позицией НАТО и ЕС. Не думаю, что он будет политиком, который очень стремился бы улучшить связи с существующим режимом в России.
Профессор Карлис Даукштс считает, что мягкая риторика Раймонда Вейониса сыграет на сближение Востока и Запада.
"Учитывая, что мы являемся болевой точкой между ЕС, НАТО и Россией, избрание Вейониса может стать позитивным сигналом. Российские СМИ воспринимают его как спокойного прагматика, и это стабилизирующий фактор как минимум на стадии переговоров", - сообщил Даукштс.
Вместе с тем, реальная власть президента в парламентской республике строго ограничена конституцией.
Комментируя вопрос внешней политики, Раймонд Вейонис отметил: президент - фигура представительская, он всего лишь демонстрирует ту линию, которую разрабатывает правительство и утверждает Сейм.
По словам политолога Иветы Кажоки, конституция позволяет президенту оставаться пассивной фигурой, однако она же дает ему возможность стать звездой внутренней или внешней политики. И если во внешней политике от Вейониса не ждут сюрпризов, то с внутренней возникают некоторые вопросы.
Голосами оппозиции
Первый вопрос касается того, каким образом Раймонд Вейонис вообще оказался в кресле президента.
Изначально на эту должность претендовали четыре кандидата: сам Вейонис представлял коалиционную политическую силу "Союз зеленых и крестьян", его основной конкурент судья Суда ЕС Эгилс Левитс был выдвинут коалиционным "Национальным объединением", Сергей Долгополов - кандидат от оппозиционного "русскоязычного" "Согласия" и Мартиньш Бондарс от оппозиционного "Альянса регионов".
В ходе пяти голосований остался один Вейонис, которому для полной победы необходимо было набрать 51 голос. Он получил 55. Однако кому принадлежат эти голоса, общественность, скорее всего, никогда не узнает: голосование закрытое, а сами политики в своих пристрастиях не признаются.
Между тем, банальная арифметика говорит о том, что депутаты сознательно врут, скрывая помощь, оказанную Раймонду Вейонису. Официально ее признают только две фракции: теперь уже президентский "Союз зеленых и крестьян" (СЗК, 21 депутат) и премьерское "Единство" (23 депутата). Как минимум 11 голосов остаются неопознанными, а скорее всего, их еще больше, так как не все депутаты СЗК и "Единства" готовы были следовать партийной линии.
Лидер оппозиционного "Согласия" Нил Ушаков утверждает, что во время последнего решающего голосования его однопартийцы были против всех, так как собственный кандидат Сергей Долгополов к тому моменту выбыл из гонки.
То же самое говорит глава фракции партии "Альянса регионов" Дайнис Лиепиньш: после того, как выбыл свой кандидат, фракция голосовала против всех. Партия "От сердца Латвии" бывшего государственного контролера Ингуны Судрабы также отрицает поддержку Раймонда Вейониса. Аналогичную позицию высказал один из лидеров коалиционного Национального объединения Имантс Парадниекс.
По неофициальной информации, 11 неустановленных голосов могли принадлежать депутатам "Согласия", что автоматически означает неспособность коалиции избрать президента своими силами, а также служит свидетельством ее возможной недолговечности - об этом политики особенно активно говорили за кулисами президентских выборов.
К тому же, "Согласие" должно было попросить что-то в обмен на поддержку Вейониса. По одной из версий, это могло бы быть обещание включения крупнейшей парламентской фракции в правящие круги, что стало бы прорывом для Латвии.
Сам Вейонис такой сценарий опровергает, правда, участие "Согласия" в коалиции обещает оценить.
Кoличество переходов на страницу: 764
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |