https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Два саммита должны решить три основные проблемы Евросоюза


У Евросоюза остается все меньше времени для решения трех острых проблем: как быть с греческими долгами, с кризисом европейских банков и стабилизационным фондом? Хватит ли ЕС двух саммитов, чтобы их решить?

Сразу два саммита лидеров стран Европейского Союза пройдут в течение нескольких дней. Один открылся в воскресенье, 23 октября, второй намечен на среду, 26-го. "Каждый раз, когда мы объявляем о проведении саммита, котировки на биржах растут. Вот мы и решили проводить их как можно чаще", - отшутился один из помощников председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея в попытке объяснить идею двух встреч в верхах.

Но какие именно задачи нужно решить ведущим европейским политикам на предстоящих саммитах? Основных задач - три: это расширение возможностей европейского стабилизационного фонда при сохранении его нынешнего объема в 440 миллиардов евро, проблема задолженности Греции и помощь европейским банкам по выходу из кризиса.

Проблема № 1: европейский стабфонд


Самые жаркие споры в настоящее время идут вокруг Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Расширение его возможностей позволит фонду взять своего рода "опеку" над Испанией и Италией, которые в этом случае смогли бы размещать свои гособлигации на рынке под относительно низкий процент.

Как предполагается, возможности фонда могут быть расширены до 2 триллионов евро. Но Франция и Германия не могут прийти к единому мнению о том, с помощью каких финансовых механизмов этого достичь. Канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) выступает за то, чтобы у покупателей гособлигаций стран-должников еврозоны была страховка, покрывающая от 20 до 30 процентов возможных потерь в случае невыполнения тем или иным государством своих обязательств по облигациям.

В Париже настаивают на том, чтобы подключить к финансированию стабфонда Европейский центральный банк (ЕЦБ). Последний выдавал бы стабфонду кредиты в больших размерах. Сам ЕЦБ эту идею отверг. Член руководства ЕЦБ и глава бундесбанка Йенс Вайдман (Jens Weidmann) заявил, что это было бы равносильно печатанию новых денег.

Проблема № 2: долги Греции

Европейцам придется списать часть долгов Греции. Уже в июле президенты и главы правительств стран Евросоюза договорились с частными кредиторами, банками и ЕЦБ о том, что они добровольно спишут 21 процент задолженности правительства в Афинах. Но сегодня этого, похоже, недостаточно. В Германии высказываются за списание от 50 до 60 процентов всей суммы греческого долга.

Президент Франции Николя Саркози возражает, считая, что достаточно будет 30 процентов. Списание большей суммы долга сильно ударит по крупнейшим французским банкам, которые держат греческие облигации на сумму до 60 миллиардов евро. А спасать банки и, соответственно, нести потери, придется французской казне.

Списание долгов не по душе и ЕЦБ, которому грозит убыток в 50 миллиардов евро. Покрывать его будут в первую очередь те же Франция и Германия вместе с другими странами ЕС, владеющими ЕЦБ на паях. Как бы то ни было, но при списании долгов Греции должна быть сохранена видимость, что это делается добровольно. Ведь инвесторы купили страховки на случай греческого дефолта. Выплат по страховкам следует избежать.

Проблема № 3: банковский кризис

Учитывая ожидающееся списание долгов Греции, банкам, которые покупали греческие гособлигации и облигации других должников еврозоны, будет все сложнее получать деньги на межбанковском рынке. Недоверие среди кредитно-финансовых институтов растет. Помочь в этой ситуации пытается Европейский центробанк. Он выбрасывает на рынок много "дешевых" денег.

Если будет объявлено о списании задолженности Греции, то очень многим банкам в Европе, прежде всего греческим, испанским, итальянским и французским, понадобится дополнительный собственный капитал, чтобы не оказаться банкротом. Как обеспечить банки необходимыми финансовыми средствами, пока неясно.

Франция предлагает, чтобы банки поддержал Европейский фонд финансовой стабильности. Тогда удастся снять нагрузку с национального бюджета. Германия поддерживает идею принудительной рекапитализации банков. Но немецкие банки, особенно крупнейший Deutsche Bank, выступают против вхождения государства в их капитал. Более того, они предупреждают, что навязанная регулятором более высокая доля собственного капитала приведет к тому, что будет ограничено кредитование реального сектора экономики.

ЕС начнет пересмотр своих законов

Помимо острых проблем, лидеры стран-членов ЕС будут обсуждать и перспективные вопросы. Канцлер Германии Меркель предложит государствам, получающим деньги из стабфонда, уступить часть суверенитета. Постоянная группа экспертов ЕС, ЕЦБ и МВФ будут контролировать, по замыслу Меркель, выполнение бюджета стран-должников.

Многие политики в ЕС пришли к мнению, что еврозона должна лучше координировать свою экономическую и налоговую политику. Будущий экономический блок руководства еврозоны - еврогруппа должна получить настоящие полномочия, что потребует изменения законов Евросоюза.

Это возможно при согласии всех стран-членов. Но только ратификация документов национальными парламентами займет не меньше двух лет. ФРГ предлагает сократить этот срок до года. Изменения законодательной базы ЕС не должны быть табу, неоднократно повторяла в последние недели канцлер Германии.

Споры идут и о том, кто возглавит экономический блок. Меркель и Саркози хотят, чтобы председатель Европейского совета Херман ван Ромпей стал главой новой еврогруппы. Против этого возражает нынешний ее председатель, премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. По его мнению, новый "евро-бургомистр" не нужен.

Авторы: Бернд Ригерт, Михаил Бушуев
Редактор: Андрей Бреннер
Deutsche Welle, 23 октября 2011


 

Кoличество переходов на страницу: 929


Комментарии