В этом году это уже не первая попытка властей вмешаться в ценообразование. Чиновники то отпускали, то потом вновь зажимали цены на определенный перечень товаров. Так, например, в мае правительство постановлением № 676 расширило перечень социально значимых товаров, на которые может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней. Не исключено, что сейчас власти по новой запустят уже опробованную программу сдерживания роста цен.
Почему правительство опять приходится отключать автопилот и брать управление ценами на себя, понятно без лишних объяснений. В октябре по сравнению с сентябрем 2011 года реальная зарплата уменьшилась на 5,2%. За этот же период цены на потребительские товары выросли на 8,2%. Больше всего за октябрь подорожали овощи (31%), яйца (24%), сыры (20%), колбасные изделия и копчености (12,8%).
«Сейчас свободные цены, но мы видим, что происходит: у производителей товар по одной цене, а в торговле в два раза выше. Так кто же должен зарабатывать: производитель или посредники?», — возмущается положением вещей Анатолий Калинин.
Вопросы свободного ценообразования, «к сожалению, в республике не сложились», считает вице-премьер, «поэтому приходится отдельные группы продовольственных и промышленных товаров возвращать на регулируемые цены». В первую очередь это коснется основных групп товаров повседневного спроса.
Однако очередная кампания против роста цен вновь поставит в невыгодные условия всю белорусскую розницу, и опять может стать причиной хаоса на потребительском рынке. А это явно не нужно потребителям.
У ритейлеров, думается, еще свежи воспоминания об аналогичной кампании против цен, проводившейся в мае, и ее последствиях. Особенно это касается столичных магазинов всех форм собственности, которые получили от чиновников указание снизить торговые наценки на 10%. По расчетам экспертов, административное вмешательство стало причиной того, что столичная торговля недополучила более 10 млрд. рублей валовых доходов.
Рентабельность продовольственной торговли из-за регулирования цен и кризиса в целом снизилась до 1,1%. Правда, за последнее время, по словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, рентабельность слегка выросла — на 0,4 процентных пункта. Но и этот выигрыш власти запросто отыграют назад. Правда, не исключено, что на этот раз все пойдет по другому сценарию.
В ближайшее время, по мнению Виктора Маргелова, может начаться активное давление на торговлю. «Но я подозреваю, что этот процесс будет идти за рамками законодательства. Никто не будет законодательно регулировать ограничение цен», — считает эксперт.
На его взгляд, кампания по регулированию цен по большей части будет показной, чтобы продемонстрировать населению, что государство держит ситуацию под контролем.
«Есть объективные факторы, из-за которых цены падать никак не могут, а могут только расти. Например, в декабре ожидается очередное повышение цен на бензин на 10%. Соответственно, себестоимость любой продукции также увеличится», — отмечает Виктор Маргелов.
По словам эксперта, в части ценообразования со стороны властей почему-то часто действует политика двойных стандартов.
«Торговле могут приказать снижать цены, а производителям при этом повышать цены не мешают. И что из этого получается? Вот, например, Лидский гормолзавод недавно почти в 2 раза поднял цену на литр молока — с 3,5 до 6 тысяч рублей. И какую магазин должен закладывать наценку, чтобы удержать цену на этот товар? Что, продавать в «минус»?», — задается вопросом эксперт.
В нынешних условиях нельзя добиваться необоснованного снижения цен. В противном случае это принесет огромный вред не только рознице, но и потребителям, ради которых государство и затевает очередную антиценовую кампанию, считает Виктор Маргелов.
«Придержи сегодня на молоко цены, и завтра мы получим дефицит. Пока Лидский гормолзавод держал низкую цену на молоко, до народных бунтов доходило. Старушки с ночи занимали очередь. Одна покупательница однажды взяла 20 пачек дешевого творога. И тем самым уже создала дефицит. И любое регулирование сопровождается резким ростом спроса на товары и последующим дефицитом», — подчеркивает эксперт.
А дальше, отмечает Виктор Маргелов, все будет развиваться по привычному сценарию. Часть производимого товара начнет уходить за границу, а за те объемы, что будут реализовываться на внутреннем рынке, начнется жесткая конкуренция среди предприятий торговли.
«А это блат и поставки товара избранным. И торговле придется замасливать поставщиков, чтобы они предоставляли товар. Иначе его у тебя в продаже не будет. В конечном счете это приведет к ухудшению финансового состояния торговли», — отмечает Маргелов.
Глядя на нынешнюю ситуацию в стране, эксперт подчеркивает, что корень зла не в ценах, а в низких доходах населения: «Сдержать цены нереально. Но как повысить доходы таким образом, чтобы это не привело к очередному всплеску инфляции, другой вопрос».
Иммунитет против роста цен — это макроэкономическая стабильность, убежден Виктор Маргелов. Он считает, что при условии отсутствия потрясений на валютном рынке ситуация с ценами стабилизировалось бы уже к весне 2012 года.
«Однако в соответствии с планами мы должны обеспечить рост ВВП на уровне 5-5,5%. Под это придется напечатать как минимум 10-15 трлн. рублей. С учетом некоторых других изменений можно ожидать дальнейшей девальвации рубля. В этом случае цены продолжат расти. Так что никаких предпосылок к тому, что инфляция в 2012 году может составить 22%, я не вижу», — отметил Маргелов.
Андрей Кожемякин
Белорусские новости, 27 ноября 2011
Кoличество переходов на страницу: 1006
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |