___________________________
С визитом в Киргизию в среду, 4 апреля, отправился министр иностранных дел России Сергей Лавров. Задача, стоящая перед ним, очевидна - разрядить напряженность в российско-киргизских отношениях, которая, к удивлению многих наблюдателей, постепенно нарастала в течение последних нескольких недель.
Яблоки раздора
Начало было положено в конце февраля 2012 года, когда Москву посетил киргизский президент Алмазбек Атамбаев, публично пожаловавшийся на то, что Россия не платит за свои военные объекты, стационированные в Киргизии. Кроме того, чуть позже Атамбаев поставил вопрос о возможном скором закрытии российской авиабазы в Канте. По действующему соглашению Москва арендует ее до 2058 года.
Ухудшение киргизско-российских отношений было тем более неожиданным, что новых спорных вопросов за последнее время не появилось, если не считать того, что Бишкек выразил недовольство планами Москвы предоставить НАТО перевалочный пункт в Ульяновске. Ведь в бишкекском аэропорту "Манас", как известно, уже находится центр транзитных перевозок Североатлантического альянса. Свою заинтересованность в закрытии центра Россия подчеркивала неоднократно.
Поэтому, полагают наблюдатели, Киргизия посчитала, что ее отсекают от выгодных контрактов с альянсом. К тому же вскоре предстоит посевная, и в Бишкеке рассчитывали на помощь Москвы в виде посевного зерна и энергоносителей, отметил в интервью DW эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин. Но, судя по всему, Россия не спешит оказать помощь в том объеме, на который надеются в Бишкеке.
При этом аналитики признают, что и Кремль внес вклад в рост напряженности между двумя странами. Так, в Москве настаивают на пересмотре договоренностей, заключенных в 2008 году еще с прежним президентом Курманбеком Бакиевым. Речь идет о строительстве нескольких ГЭС в Киргизии, а также об обмене акций оборонного завода "Дастан" на часть киргизского долга перед Россией. "Прямо скажем: Москва так сильно обожглась с Бакиевым, что теперь любые проекты с Киргизией рассматривает через увеличительное стекло", - объясняет Грозин.
Торг или внешнеполитический крен?
Но говорить о том, что в отношениях Москвы и Бишкека назрел серьезный кризис, пока рано, уверен российский эксперт. "Скорее, это своеобразная торговля - как на восточном базаре", - считает Грозин. По его словам, внешнеполитические приоритеты Киргизии не изменились: они не сместились в сторону Анкары, Пекина или Вашингтона. Равно как и Москва не перестала видеть в Бишкеке важного союзника в регионе, хотя и пытается выжать из своей позиции максимум выгоды, заметил Грозин.
Личные интересы президента Атамбаева в Турции могут иметь какое-то отношение к обострению отношений с Россией, не исключает немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment). "Много пишут о том, что у семьи Атамбаева серьезные экономические интересы в Турции, и что он стремится к расширению контактов с этой страной", - указывает Эшмент.
Впрочем, это, по ее мнению, мало объясняет, почему киргизскому лидеру понадобились проблемы с Москвой. Поэтому Эшмент склонна видеть в последних заявлениях президента Атамбаева не только способ повысить ставки в игре с Кремлем, но и заметный антироссийский крен в политике Бишкека.
Определенную роль в росте напряженности мог сыграть и субъективный фактор. "Насколько я знаю, Атамбаев - человек очень эмоциональный. Он часто говорит то, что думает. Для политика это непростительная вольность", - заметил Андрей Грозин.
Последние заявления киргизского лидера рассчитаны на внутреннюю аудиторию, полагают аналитики. "Новая Конституция только недавно вступила в силу. В ней многие вещи точно не прописаны, так что Атамбаев просто стремится занять как можно более выгодные позиции", - добавляет Эшмент.
Приоритет во внешней политике один
Главным мотивом последних внешнеполитических демаршей Бишкека, по единодушному мнению экспертов, является стремление хоть как-то наполнить пустую государственную казну. "И Атамбаеву, и Бабанову (премьер-министр Киргизии. - Ред.) кровь из носу нужны деньги. В апреле правительству предстоит отчитываться перед парламентом. Но, судя по информации из правительства, никаких успехов Омурбек Бабанов предъявить депутатам не сможет", - констатирует Грозин. "У Бишкека есть только один движущий фактор внешней политики - это деньги", - соглашается Беате Эшмент.
Вот только до сих пор не ясно, в чьем ведении находится выработка и проведение внешней политики в Киргизии. "За это надо сказать спасибо новой Конституции. Я ее прочел и так до конца не понял, кто именно отвечает за внешнюю политику: президент, спикер парламента либо правительство", - сетует Андрей Грозин. По его выражению, есть сомнения в том, насколько Алмазбек Атамбаев может считаться гарантом выполнения тех или иных договоренностей, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в стране.
Эксперты указывают, что спустя два года после последней революции в Киргизии никто по-прежнему не может с уверенность сказать, что новых потрясений не будет. Например, отставки правительства. "Большинство наблюдателей уверены, что этой весной все как-нибудь обойдется. Но исключать ничего нельзя", - резюмировал Грозин.
Автор: Михаил Бушуев
Редактор: Владимир Дорохов
Deutsсhe Welle, 5 апреля 2012
Кoличество переходов на страницу: 1080
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |