В министерстве иностранных дел ФРГ новость о смерти Ким Чен Ира восприняли, как выразился представитель этого ведомства Дирк Аугустин (Dirk Augustin), "с изумлением". На пресс-конференции в понедельник, 19 декабря, представитель МИД ФРГ заявил, что немецкое правительство надеется на скорейшие перемены к лучшему в Северной Корее. Речь идет о свертывании ядерной программы, об улучшении "катастрофического", по оценке Берлина, социального положения населения КНДР, о готовности нового лидера сделать страну более открытой в политической и экономической сферах, о демократизации режима.
Берлин надеется на перемены в КНДР
"Кто бы ни возглавил страну, он должен улучшить катастрофическое положение населения", - сказал представитель МИД ФРГ. Он назвал "совершенно недопустимой" ситуацию, когда существуют два государства - Северная и Южная Корея - с такой колоссальной разницей не только в обеспечении демократических свобод, но и в уровне жизни населения. Правда, заявление дипломата прозвучало не очень убедительно, хотя он и говорил о "шансе проведения необходимых реформ, который появился у Северной Кореи после смерти ее диктатора".
Чуть позже министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) добавил, что все же "от всего сердца надеется на то, что жители Северной Кореи используют этот шанс". Важно, подчеркнул он, чтобы в КНДР поняли веление времени, сделали ставку на примирение и готовность к компромиссам.
Заместитель председателя социал-демократической фракции в бундестаге Ульрих Кельбер (Ulrich Kelber), однако, не считает, что после смерти Ким Чен Ира в Северной Корее произойдут какие-либо принципиальные изменения. По его оценке, "власть в стране узурпировала целая группа лиц, с интересами которой будет вынужден считаться и новый лидер", сын умершего Ким Чен Ира - Ким Чен Ын. Он не станет проводить политические реформы, убежден Кельбер, и в результате, "останутся и социальные проблемы, и причудливый культ личности, и неповоротливость режима".
Просвещенные деятели системы
В интервью радиостанции Deutschlandfunk Ульрих Кельбер рассказал о своих впечатлениях от недавней поездки в Северную Корею, где его ни на секунду не оставляли приставленные к нему сопровождающие лица. И хотя, по его словам, страна теперь не столь изолирована, как 10 лет назад, надежд на скорейшие перемены мало. "Даже те граждане КНДР, которые побывали в других странах, по возвращению домой встраиваются в существующую там систему, чтобы получить привилегии правящей элиты", - заявил он, имея в виду, например, детей дипломатов из Северной Кореи, которые росли в Австрии, Германии или США. "Они отлично владеют иностранными языками и, разумеется, понимают, что их родина не занимает лидирующие экономические позиции в мире, как это представляет государственная пропаганда", - говорит Кельбер.
По его словам, тема воссоединения Северной и Южной Кореи постоянно присутствует в северокорейских средствах массовой информации, но иначе, чем это было в свое время в ГДР. "Это преподносят как цель, ведь и первый лидер Северной Кореи Ким Ир Сен боролся не за самостоятельную Северную Корею, а за освобождение всей Кореи от иностранного господства", - заявил Кельбер.
Достичь же воссоединения страны, по его оценке, будет куда труднее, чем в свое время объединения Германии, поскольку уровень конфронтации на Корейском полуострове очень высок, а после некоторой оттепели Северная и Южная Корея снова стали проводить более жесткую политику по отношению друг к другу.
В ожидании новой расстановки сил
Не слишком оптимистичны и немецкие эксперты по Северной Корее. Бернт Бергер (Bernt Berger) из Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в частности, уверен, что сначала будут пышные похороны Ким Чен Ира, а в апреле 2012 года с помпой отпразднуют столетие Ким Ир Сена.
Демонстрация трудящихся на площади имени Ким Ир Сена в ПхеньянеДемонстрация трудящихся на площади имени Ким Ир Сена в Пхеньяне"Тем не менее, Северная Корея остается непредсказуемой страной, - заметил он в интервью Deutsche Welle. - Надо посмотреть на расстановку сил в правящей верхушке в ближайшем будущем". Но в лучшем случае эксперт рассчитывает лишь на некоторые экономические реформы, к которым уже на протяжении многих лет КНДР подталкивает Китай. По мнению Бергера, в руководстве страны могут быть люди, присматривающиеся к китайской модели и готовые экспериментировать.
Не берется предсказывать развитие событий в этой стране и Бернхард Зелигер (Bernhard Seliger) - аналитик представительства Фонда имени Ханса Зайделя (Hanns-Seidel-Stiftung) в Сеуле. Шанс на реформы, по его словам, есть, но после определенного переходного этапа, в ходе которого станет ясно, имеет ли молодой наследник диктатора достаточно лояльных высокопоставленных сторонников в армии, партии и правительстве. "Не исключаю, - заявил Зелигер в интервью телекомпании ARD, - что, как и в Китае после смерти Мао, в Северной Корее начнется борьба преемников, за которой последуют те или иные реформы: в результате вмешательства Китая, либо навязанных сверху военными, либо поддержанных населением КНДР".
Автор: Никита Жолквер, Берлин
Редактор: Наталья Позднякова
Deutsche Welle, 20 декабря 2011
Кoличество переходов на страницу: 978
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |