Напомним, 11 августа США ввели дополнительные экономические санкции в отношении четырех крупных белорусских госпредприятий: производителя автомобильных шин «Белшина», производителя удобрений «Гродно Азот», производителя волокон «Гродно Химволокно», а также крупного нефтеперерабатывающего предприятия «Нафтан». Все предприятия находятся под контролем концерна «Белнефтехим», который угодил под аналогичный пресс еще в 2007 году.
«В результате принятой меры гражданам США запрещается участвовать в коммерческих или финансовых сделках с этими компаниями, и любые их возможные активы под юрисдикцией США замораживаются», — сказано в сообщении, опубликованном на сайте Минфина США.
По белорусским властям Штаты пальнули в привычной для себя манере и все по той же причине — непрекращающихся репрессиях в отношении оппонентов власти и наличии политзаключенных. В этом году в конце января американцы уже проделывали почти аналогичный трюк. После чего в марте временный поверенный в делах США в Беларуси Майкл Скэнлан в интервью БелаПАН сделал еще один предупредительный выстрел.
«Наши действия будут реакцией на происходящее здесь. США продолжают призывать к немедленному освобождению всех задержанных и снятию всех обвинений против них. Мы также призываем остановить вопиющее преследование представителей гражданского общества, независимых СМИ, юристов, политической оппозиции и членов семей задержанных»,— заявил Скэнлан.
Для убедительности, что санкции — это не пустой звук, а эффективный карающий меч, Скэнлан привел статистику внешнеторговых отношений Беларуси и США.
«По данным американского правительства, после введения санкций в 2007 году белорусский экспорт на американский рынок упал с почти 1 млрд. 100 млн. долларов до 175 млн. долларов в 2010 году», — сказал дипломат. То есть почти на 1 млрд. долларов.
Белорусские эксперты оценивают падение экспорта в США за последние 4 года почти на этом же уровне. Но, к сожалению для Штатов, объемы экспорта достигли такого низкого уровня, что никакими санкциями белорусским предприятиям уже не насолишь, констатируют они.
«Я не исключаю, что расширение санкций в отношении белорусских предприятий может сказаться на объемах их экспорта товаров в США. Но экспортные поставки на самом деле незначительные, чтобы это имело какие-то серьезные последствия для субъектов хозяйствования», — отмечает замдиректора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Экономист Сергей Чалый разделяет эту позицию.
«Введение санкций против белорусских предприятий — здорово звучит в новостях. Но на самом деле здесь больше пиара, чем реальной угрозы. Наш экспорт в США и так падал последние 4-5 лет и уже вряд ли упадет ниже, чем есть сейчас при любых политических обстоятельствах и санкциях».
Официальная статистика действительно не в пользу США. По данным Белстат, за 5 месяцев текущего года белорусский экспорт в Соединенные Штаты в денежном выражении составил всего 35 млн. 824,2 тысячи долларов или 0,2% от всего объема экспорта за этот период (почти 15 млрд. долларов).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт вырос на 5 млн. долларов, но это почти ничто. Среди более 170 стран-импортеров белорусской продукции США заняли 35-е место.
Поэтому и целенаправленные выстрелы американцев по конкретным предприятиям, скорее всего, окажутся холостыми. К примеру, за январь-май 2010 года объем поставок нефтепродуктов в США составил 12 тысяч тонн на сумму 7,6 млн. долларов. В этом году в США было экспортировано всего 6 тонн нефтепродуктов на сумму 5,1 тысячи долларов. В общем объеме экспорта нефтепродуктов доля США составила 1,13%.
Несколько лучше обстоят дела с поставками шин. За 5 месяцев прошлого года их экспорт в США в денежном выражении составил 101 тысячу долларов, в этом году — 4,6 млн. долларов. Но в случае каких-то препон на пути экспорта шин в США Беларусь может без ущерба переориентироваться на другие, более прибыльные рынки — Россию (экспорт шин за 5 месяцев — 122 млн. долларов), Казахстан (21 млн. долларов), Украину (21 млн. долларов).
«Поэтому эффективность этих санкций с точки зрения влияния на экономику предприятий близка к нулю. Ведь потеряв в обороте с США, предприятия просто перенаправили потоки на другие рынки. Санкции не будут играть ключевого значения, так как рынки сбыта сегодня диверсифицированы», — резюмирует Сергей Чалый.
Но это не означает, что санкции — абсолютно бесполезное оружие. Чтобы склонить белорусские власти к реальным действиям с помощью санкций, США необходима поддержка со стороны ЕС.
«Если бы экономические санкции также ввела и Европа, вот тогда это было бы ощутимо для белорусских предприятий. Но европейцы к введению санкций не подключатся», — убежден Сергей Чалый.
Впрочем, даже без европейской поддержки санкции со стороны США могут слегка осложнить жизнь белорусским субъектам хозяйствования, полагает Ирина Точицкая.
«Если бы санкции влияли просто на экспорт, то на них можно было бы не обращать внимание. Но, как показывает опыт предыдущих санкций, основная проблема возникает не при поставках продукции, а в части финансовых расчетов. «Белнефтехиму» в свое время пришлось перестроить цепочки платежей (отказаться от расчетов в долларах и перейти на евро. — Ред.) Кроме того, под вопросом могут оказаться возможные поставки оборудования, комплектующих для белорусских предприятий», — отмечает эксперт.
Однако и здесь американцы вряд ли смогут насолить белорусским предприятиям, уверен Сергей Чалый. Необходимых поставщиков оборудования можно найти и в Европе.
Тем не менее, как заявил МИД Беларуси, белорусская сторона оставляет за собой право на принятие адекватных ответных мер. Каких, пока не уточняется.
«Но если стоимость санкций копеечная, то не вижу смысла вводить какие-то ответные санкции», — делает вывод Сергей Чалый.
Андрей Кожемякин
Белорусские новости, 13 августа 2011
Кoличество переходов на страницу: 1213
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |