На уровне 50 долларов нефтяной рынок после пятимесячного подъема исчерпал потенциал роста. DW проанализировала прогнозы и перспективы на вторую половину 2016 года.
50-52 доллара за баррель европейской марки Brent. Таков в нынешних условиях, похоже, потолок цен на нефть. Во всяком случае именно на этом уровне закончился продолжавшийся почти пять месяцев подъем нефтяных котировок. О том, что они исчерпали потенциал роста, свидетельствуют как технические данные, так и оценки ведущих международных энергетических организаций.
Подъем начался во второй половине января после того, как котировки упали почти до 28 долларов. А высшей точки он достиг 9 июня, когда цена барреля взлетела до 52,5 доллара. С тех пор нефть дешевеет. В среду, 15 июня, котировки в первой половине дня колебались вокруг отметки в 49 долларов.
Brexit: повод, но не первопричина снижения
Нынешнее снижение часть наблюдателей связывает главным образом с предстоящим 23 июня референдумом о членстве Великобритании в Европейском Союзе. Возможность выхода этой страны из ЕС (Brexit) и его отрицательные экономические последствия серьезно беспокоят финансовые рынки, а потому на биржах по всему миру падают курсы акций и цены на сырье. К тому же дорожает доллар, что обычно способствует снижению нефтяных котировок.
На мировых рынках растет нервозность из-за возможного Brexit
Однако все это, скорее, повод для широкой распродажи контрактов на нефть, чем ее основная причина. Даже если британцы проголосуют против Brexit, цены на нефть вряд ли возобновят наблюдавшийся в последние месяцы последовательный рост. Как отмечается в опубликованном 14 июня в Париже ежемесячном аналитическом обзоре Международного энергетического агентства (МЭА), сохраняющийся на рынке существенный переизбыток нефти препятствует дальнейшему подъему нефтяных цен.
По сути дела, это означает, что уровень приблизительно в 50-52 доллара в МЭА считают на данном этапе максимально возможным. Бросается в глаза, что 52-53 доллара - это как раз тот потолок, который нефтяные котировки несколько раз безуспешно пытались пробить еще в сентябре-октябре 2015 года, после чего началось их трехмесячное падение.
Для трейдеров, принимающих решения главным образом на основе технического анализа графиков, это недвусмысленный сигнал о том, что на данном уровне проходит так называемая зона сопротивления. Другими словами, что преодолеть этот ценовой рубеж будет очень нелегко и что, скорее, следует сделать ставку на снижение котировок.
МЭА и ОПЕК ждут выравнивания спроса и предложения
В пользу предположения, что цена на нефть в первой половине июня уткнулась в потолок, говорит и тот факт, что именно на этом уровне в США вновь начало расти число действующих буровых установок, неуклонно сокращавшееся все последние месяцы. Как и предсказывал целый ряд экспертов, 50 долларов - это, по всей видимости, та цена, при которой различные американские компании оперативно возобновляют добычу сланцевой нефти, увеличивая тем самым и без того большое предложение на глобальном рынке.
И, соответственно, усугубляя проблему переизбытка нефти, которая и есть первопричина низких цен на нее. Однако и МЭА, и Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), опубликовавшая свой ежемесячный обзор днем раньше, 13 июня, исходят из того, что мировой рынок благодаря растущему потреблению, в частности, в США, в ближайшие месяцы будет двигаться в сторону баланса спроса и предложения. Это стабилизирует цены, но вряд ли приведет к их дальнейшему существенному росту, считают эксперты МЭА и указывают, в частности, на огромные запасы в нефтехранилищах, особенно американских.
А они, вопреки ожиданиям наблюдателей, на минувшей неделе выросли, как сообщил вечером 14 июня American Petroleum Institute.
А днем раньше министерство энергетики США опубликовало данные, согласно которым объемы сланцевой добычи в этом году хоть и сокращались, но каждый месяц все-таки оказывались выше прогнозов. Подобные факты заставляют усомниться в скором выравнивании глобального спроса и предложения.
А днем раньше министерство энергетики США опубликовало данные, согласно которым объемы сланцевой добычи в этом году хоть и сокращались, но каждый месяц все-таки оказывались выше прогнозов. Подобные факты заставляют усомниться в скором выравнивании глобального спроса и предложения.
Россия и Казахстан наращивают добычу
Сомневается в нем и Центральный банк России. В своем июньском докладе о денежно-кредитной политике он исходит из "коррекции средней цены на нефть марки Urals до 40 долларов США за баррель во втором полугодии 2016 г. и ее сохранении на данном уровне в 2017-2018 годах". Отметим, что российская марка Urals обычно стоит примерно на 2-3 доллара меньше, чем Brent.
Прогноз снижения цены на нефть примерно на 20 процентов аналитики ЦБ РФ объясняют тем, что наблюдавшийся в последние месяцы рост нефтяных котировок "происходил преимущественно под влиянием временных факторов". Это, в частности, лесные пожары в Канаде, из-за которых пришлось остановить добычу на некоторых месторождениях, а также нападения повстанцев на нефтепромыслы в Нигерии, боевые действия в Ливии и кризис в Венесуэле, которые тоже привели к перебоям в поставках.
Предсказать развитие событий и объемы добычи в последних трех странах довольно трудно, но вот Канада, крупнейший ныне экспортер нефти в США, наверняка, достаточно скоро вернет производство на прежний уровень. К тому же неожиданно быстро добычу и экспорт наращивает после снятия санкций Иран: он уже вышел на максимальный уровень с 2011 года.
Да и Россия намерена в этом году увеличить нефтедобычу, о чем министр энергетики РФ Александр Новак сообщил 3 июня. С января по апрель экспорт российской нефти в дальнее зарубежье вырос более чем на 6 процентов. Расширяет производство и Казахстан: 14 июня казахстанский премьер Карим Масимов поручил министерству энергетики и национальной компании "КазМунайГаз" обеспечить добычу нефти в текущем году выше запланированного уровня - и уже в октябре запустить месторождение Кашаган в Каспийском море, крупнейший международный инвестиционный проект в стране.
Так что глобальное предложение нефти во второй половине 2016 года будет расти - и может существенно увеличиться в случае быстрой стабилизации ситуации в некоторых кризисных странах-экспортерах. Что же касается спроса, то он в значительной мере будет зависеть от темпов экономического роста в Китае - и от того, произойдет ли Brexit или нет.
Автор Андрей Гурков
Deutsche Welle, 23 июня 2016
Deutsche Welle, 23 июня 2016
Кoличество переходов на страницу: 851
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |