https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Нефтяное сокращение вселенского масштаба


Трудно представить себе более пафосное и эпичное событие, чем соглашение о сокращении добычи нефти, подписанное в 2016 году 24 странами, входящими и не входящими в ОПЕК.

Уходящий год вернул глобальному нефтяному рынку веру в ОПЕК, столь сильно пошатнувшуюся в последние лет десять. После года мучительных переговоров, челночной дипломатии, открытых нападок, закулисных встреч, громких демаршей, тайных посольств и мировых турне министров энергетики нефтедобывающих стран, участникам картеля не только удалось договориться о снижении добычи нефти странами ОПЕК, но и вовлечь в этот процесс государства, не входящие в организацию.

Итогом работы стало подписание соглашения между 24 нефтедобывающими странами, входящими и не входящими в ОПЕК, о сокращении добычи нефти в течение первого полугодия 2017 года на 1,85 млн баррелей в сутки, из которых 1,2 млн баррелей в сутки придется на страны ОПЕК, еще 300 тыс. баррелей - на Россию, а оставшиеся 258 тыс. баррелей - на 10 стран, не входящих в картель.

ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МОРЕ НЕФТИ

В течение почти всего года цены на нефть держались на уровне $38-43 за баррель, спрос на нее на азиатских рынках рос значительно медленнее, чем ожидалось, нефтяные хранилища оказались переполненными на 340 тыс. баррелей, инвестиции в новые нефтедобывающие проекты стремительно сокращались.

Эти факторы и заставили одних из основных игроков нефтяного рынка: Саудовскую Аравию, Россию, Венесуэлу начать в феврале переговоры о стабилизации нефтяного рынка.

Первоначально страны ОПЕК и Россия обсуждали заморозку добычи нефти на уровне января 2016 года. Решение должно было быть принято в апреле на встрече стран ОПЕК и не-ОПЕК в Дохе.

Но за день до встречи в ОПЕК произошел раскол: Иран, пожелав всем доброго пути в заморозке добычи, отказался участвовать во встрече. Как пояснил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, стране, только получившей право на экспорт нефти после длительных санкций западных стран, не следует замораживать ее на таких низких уровнях.

Действующий тогда министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими устроил демарш и отказался продолжать переговоры о стабилизации рынка с представителями остальных стран, собравшихся тогда в Дохе. В мае аль-Наими был отправлен в отставку.

Летом стало понятно, что ситуация в нефтяной отрасли не улучшается и вернуть рынок на комфортные для нефтедобытчиков уровни цен в $60-70 за баррель без кардинальных действий не удастся.

Постепенно нефтедобывающие страны возобновили переговоры, но уже не о заморозке добычи, а о ее сокращении. В течение всего лета в Тегеран, Эр-Рияд, Доху, Москву и другие нефтяные столицы отправлялись тайные и явные делегации министров энергетики разных стран с предложениями по стабилизации рынка.

У журналистов, наблюдавших за переговорами, складывалось впечатление, что министр нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино за эти полгода, разъезжая по нефтедобывающим регионам мира, на родине вообще не появлялся.

В начале сентября случилась первая победа: Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о координации своих действий на рынке нефти. А в конце сентября страны ОПЕК и не-ОПЕК уже второй раз за год собрались вместе для обсуждения своих действий на рынке нефти.

Переговоры в Алжире напоминали анекдот про Генри Киссинджера, предлагавшего с помощью челночной дипломатии выдать дочь Рокфеллера замуж за парня из русской деревни. Перед самой встречей стран ОПЕК глава Минэнерго России Александр Новак, как посланник мира, провел круговые переговоры. Сначала встретился с новым министром нефти Саудовской Аравии Халидом аль Фалихом, затем с министром нефти Ирана Зангане, потом вернулся к Фалиху и снова встретился с Зангане.

Челночная дипломатия принесла свои плоды. Саудовская Аравия, Иран и другие страны ОПЕК смогли преодолеть разногласия и договорились снизить суточную добычу нефти до 32,5 млн тонн.

Официальное решение о сокращении, а также распределение квот должно было быть закреплено на очередной встрече стран ОПЕК в Вене 30 ноября.

Теперь странам ОПЕК предстояло уговорить присоединиться к сокращению добычи другие нефтедобывающие государства, и, в первую очередь - Россию. Россия в течение всего 2016 года настаивала на заморозке добычи, а не на ее сокращении.

По словам Новака, все нефтяные компании России запланировали на 2017 год рост добычи, так что заморозка будет равносильна для них сокращению производства. Постановка вопроса была логичной, если не учитывать тот факт, что заморозка должна была произойти на рекордных уровнях суточной добычи нефти в России. А это не честно, говорил странствующий министр Эулохио дель Пино. И депутации министров разных стран ОПЕК устремились уже в Москву. Последнее посольство из министра нефти Венесуэлы и министра энергетики Алжира было отправлено в Москву за день до совещания стран ОПЕК в Вене.

Одновременно переговоры шли на самом высоком уровне. Поздним вечером накануне встречи стран ОПЕК в Вене 30 ноября президент России Владимир Путин обсудил по телефону меры по поддержке нефтяного рынка и работе ОПЕК в этом направлении с президентом Ирана Хасаном Рухани.

Как позже отмечали участники переговоров, этот телефонный звонок имел решающее значение в достижении договоренностей по снижению добычи.

ВЕНСКИЙ РЕНЕССАНС

Еще утром 30 ноября никто не верил в ОПЕК. Накануне провалились переговоры технических специалистов по утверждению размеров квот. Министр энергетики Саудовской Аравии аль Фалих отменил встречу специалистов стран ОПЕК и не-ОПЕК, пояснив, что внутри картеля нет согласия по сокращению добычи.

По рынку поползли слухи один мрачнее другого о том, что все пропало и цены на нефть вот-вот обвалятся. Некоторые СМИ стали писать, что у участников ОПЕК нет уверенности друг в друге, так что сделка по сокращению может быть перенесена на неопределенный срок.

Но она свершилась, несмотря ни на что. Холодным и пасмурным днем 30 ноября в Вене страны ОПЕК после 8 лет молчания, после недели жарких споров и взаимной торговли официально объявили, что будут сокращать добычу нефти в течение 6 месяцев, начиная с января 2017 года на 1,2 млн баррелей в сутки - до 32,5 млн баррелей в сутки.

Львиную долю сокращения возьмет на себя неформальный лидер картеля - Саудовская Аравия, которая готова снизить производство на 500 тыс. баррелей в сутки. Другие страны Персидского залива - ОАЭ, Кувейт и Катар - поддержат ее, снизив совокупно добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. При этом Ирак, который настаивал на особых условиях по добыче, мотивируя это борьбой с террористическими группировками, неожиданно согласился на снижение добычи на 210 тыс. баррелей в сутки. Иран, Нигерия и Ливия получили исключения из общего сокращения.

При этом ОПЕК допустила возможность продления действия соглашения о сокращении еще на полгода, до конца 2017 года, если рынок нефти до этого времени не стабилизируется, а цены не закрепятся на приемлемом уровне в $60 за баррель.

Одновременно ОПЕК сообщило, что сокращать добычу на 600 тыс баррелей будут и страны, не входящие в картель. Из этого 300 тыс. баррелей в сутки возьмет на себя Россия. "ОПЕК возрождается, ОПЕК управляет рынком", - эта фраза стала основным посылом после встрече в Вене 30 ноября.

ВСЕМ СПАСИБО, ВЫ ПРЕКРАСНЫ

По сути, сделку о сокращении добычи нефти заключили два самых больших ее производителя - Саудовская Аравия и Россия. Этого было вполне достаточно, чтобы взвинтить цены на нефть, но не соответствовало эпичности момента. Для придания масштабности и политического веса этому событию ОПЕК и Россия подключили к процессу другие, пусть даже с трудом добывающие нефть страны.

Россия, пользуясь исторической памятью и авторитетом, пыталась призвать на помощь бывшие союзные республики Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Узбекистан. Последние две, правда, отказались участвовать в сделке. Половину нефти Туркмении добывают ведущие мировые корпорации, крайне негативно относящиеся к деятельности ОПЕК, а Узбекистан в 2 раза снизил добычу и стал импортером нефти.

ОПЕК пригласила участвовать в договоренностях не столько старых конкурентов по Персидскому региону - Бахрейн и Оман, но и такие страны, как Южный Судан - самое молодое государство в мире, чья история независимости насчитывает 5 лет, или Тринидад и Тобаго, больше известное как производитель сжиженного природного газа и асфальта.

В итоге, к 9 декабря в Вене удалось собрать 13 стан ОПЕК и 12 нефтедобывающих стран, не входящих в картель (Россия, Мексика, Казахстан, Малайзия, Азербайджан, Оман, Бахрейн, Бруней, Экваториальная Гвинея, Боливия, Судан, Южный Судан). Боливия на заседание ОПЕК приехала, правда, в сделке участвовать отказалась.

Настроение у участников встречи по сокращению добычи было уже значительно более радужным. Сами переговоры по долям сокращения производства нефти странами не-ОПЕК продлились не более трех часов.

В ходе переговоров Мексика добилась, чтобы в рамках сделки признали естественное падение производства нефти, которое наблюдается в этой латиноамериканской стране уже несколько лет подряд. Казахстан отстоял возможность сокращать добычу без остановки своего нового масштабного проекта освоения Кашаганского месторождения.

В итоге, страны не-ОПЕК договорились снизить добычу нефти на 558 тыс. баррелей в сутки, что несколько ниже заявленных ранее объемов в 600 тыс. баррелей в сутки. Но общего праздника эта поправка никому не испортила. А цена на нефть уже 9 декабря поднялась до $55 за баррель.

На итоговом выступлении после соглашения о сокращении добычи министры энергетики напоминали звезд Голливуда на вручении Оскара. Министр энергетики Катара, президент ОПЕК Мохаммед аль-Сада несколько раз благодарил главу Минэнерго России Александра Новака за продвижение сделки, Новак сказал спасибо министру Саудовской аль Фалиху, аль Фалих поблагодарил министра энергетики Ирана Бижана Зангане за сотрудничество, министра нефти Нигерии Эммануэля Качикву за активную помощь и всех-всех-всех собравшихся за участие в сделке.

УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Впрочем, одно дело достигнуть соглашения, другое дело его исполнить. Будущий президент ОПЕК (он вступает в эту должность с нового года), министр энергетики Саудовской Аравии аль Фалих заявил, что он лично дает гарантии по выполнению соглашения о сокращении добычи всеми участниками сделки. "Я, как будущий президент ОПЕК, сделаю все возможное, чтобы все страны ОПЕК полностью соблюдали данное соглашение", - сказал он.

Для мониторинга и контроля над выполнением соглашения создан специальный комитет, в который вошли со стороны ОПЕК Алжир, Кувейт и Венесуэла, со стороны независимых нефтедобытчиков - Россия и Оман. Первое заседание комитета пройдет, как ожидается, в Вене 21-22 января. На этом заседании будут подведены первые итоги работы стран над сокращением своей добычи, а также выработаны правила работы комитета по мониторингу выполнением соглашения.

Насколько эффективна будет эта работа, пока не понятно. Страны, не входящие в ОПЕК, а значит, никому и ничем не обязанные, с самого начала отмечали, что участвуют в сделке добровольно. Да и страны, входящие в ОПЕК, часто нарушают квоты добычи, несмотря на свои обязательства перед картелем. Никакими штрафными санкциями или карательными полномочиями комитет по мониторингу исполнения соглашения о сокращении добычи не наделен.

Мало того, до сих пор не утвержден уровень и состав представителей стран в этом комитете. Так что пока его функция будет, скорее, уговорно-вещательная, а единственное оружие - давление на совесть и угроза общего разрыва соглашений.

ПАРТИЯ СКАЗАЛА "НАДО", КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ "ЕСТЬ!"

Саудовская Аравия, как центральный участник сделки со стороны ОПЕК, пока решительно настроена на сокращение добычи.

Национальная компания королевства Saudi Aramco уже начала уведомлять покупателей своей нефти о предстоящем с января сокращении поставок нефти.

Сокращение поставок коснется в основном нефтеперерабатывающих заводов в Европе и Северной Америке.

Поставки саудовской нефти на азиатские НПЗ пока останутся на прежнем уровне, поскольку переизбыток нефти на этом рынке меньше, чем в Европе и Северной Америке. Впрочем, контракты на поставку нефти у Saudi Aramco предполагают небольшой коридор колебания объемов поставок в плюс минус 5-10%. Это условие, хотя и было включено в связи с особенностями танкерных поставок, может быть использовано для сокращения поставок нефти.

При этом аль Фалих лично заверил страны ОПЕК, что в случае необходимости, Саудовская Аравия готова пойти и на большее сокращение добычи, чем 10,5 млн баррелей в сутки, определенное в новой квоте.

СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ НА СЛУЖБЕ РОССИЙСКОГО СОКРАЩЕНИЯ

Россия, как ведущий представитель нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, также начала подготовительную работу к сокращению добычи. Минэнерго, после нескольких встреч с главами нефтяных компаний, предложило график поэтапного сокращения добычи.

В январе-феврале, когда низкие температуры не позволяют консервировать скважины, Россия готова сократить добычу на 50 тыс. баррелей в сутки. В начале весны Россия готова снизить добычу уже на 200 тыс. баррелей в сутки, а к апрелю-маю выйти на снижение в 300 тыс. баррелей в сутки и довести абсолютный показатель до 10,9 млн баррелей в сутки.

В итоге, по расчетам Минэнерго, Россия в рамках выполнения соглашения с ОПЕК сократит свою добычу в первом полугодии на 4-5 млн тонн.

Правда, до сих пор не понятно, коснется ли это сокращение поставок российской нефти на мировой рынок. По расчетам Минэнерго, в России в 2017 году упадет внутреннее потребление нефти примерно на 2,5%, или около 7 млн тонн нефти в год.

Это произойдет как по естественным причинам - за счет повышения глубины переработки нефти, так и за счет действия налоговой системы, которая делает экспорт нефти более выгодным.

Прогноз по экспорту нефти в 2017 году Минэнерго пока загадочно умалчивает, но, как говорил заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов, он может немного превзойти показатели 2016 года в 253,5 млн тонн.

Так что Россия может создать двойственную ситуацию, при которой она вроде как исполняет взятые перед нефтедобывающими странами обязательства по сокращению добычи, но при этом уверенно наполняет мировой рынок своей нефтью. Понравится ли такой подход другим участникам сокращения, не имеющим собственной переработки нефти и сокращающим непосредственно поставки на мировой рынок, покажет 2017 год.

Кроме того, остается открытым вопрос о других нефтедобывающих странах, например, США, для которых рост цен и сокращение мировых поставок нефти может оказаться на руку для увеличения собственного производства сланцевой нефти.

Интерфакс-Запад, 31 декабря 2016


 

Кoличество переходов на страницу: 573