https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Хрупкое перемирие в "польско-польской войне"


Успех правления социал-либералов в Польше будет зависеть от переоценки внешнеполитических амбиций

В минувшее воскресенье состоялась решающая битва в "польско-польской войне" - именно таким милитаристическим термином многие польские аналитики предпочитали именовать политическую действительность в своей стране. Ведь два лагеря непримиримых противников - партий "Гражданская платформа" (ГП) и "Закон и справедливость" (ЗиС) - в последние года два грызлись с таким рвением, в сравнение с которым могут идти разве что бои в украинской Верховной раде. И вот теперь, когда битва окончена и результаты подсчитаны, можно вздохнуть с облегчением: "Все. Перемирие. Можно отдохнуть".

Результаты прошедших 9 октября выборов в парламент Польши наверняка оставили довольными почти всех основных игроков прошедшей кампании, в том числе как фаворита гонки - социал-либеральную "Гражданскую платформу" во главе с действующим премьером Дональдом Туском, так и главную оппозиционную силу - правоконсервативную партию "Закон и справедливость". Поэтому, видимо, даже столь одиозный, бескомпромиссный и, с позволения будет сказано, придирчивый к мелочам политик, как Ярослав Качиньский, не стал спорить со своим визави Туском, когда тот провозгласил себя победителем всего лишь через два часа после закрытия избирательных участков. Лидер ЗиС не стал в этот раз прибегать к столь любимой им в последнее время тактике обструкции и публично смирился с поражением.

Оно и понятно. Ведь многие предсказывали для ЗиС более печальный результат на выборах: уж больно приелась всем донельзя монотонная в своей истовой запальчивости и националистическом пафосе риторика правоконсерваторов, все силы тратящих на критику правительства и поиск врагов Польши внутри и вовне страны. И тем не менее зисовцы показали неплохой результат на выборах в Сейм, выиграв 30% голосов избирателей, что лишь на 2% ниже, чем в кампанию 2007 года.

Как и ранее, традиционным оплотом партии Качиньского остаются восточные регионы Польши - там, где сильны антироссийские, евроскептические и консервативно-католические настроения. Но если раньше главной мишенью критики со стороны ЗиС была Россия (лидер партии довольно неприглядно, но все же политически действенно использовал в этой связи эмоциональный фон после гибели в авиакатастрофе под Смоленском своего брата - президента Леха Качиньского), то в последнее время таким объектом все больше становится европейский бюрократизм и стремление правящей партии любой ценой подыграть дудке Брюсселя в его порой сомнительных с точки зрения польских национальных интересов амбициях.

Показательным примером в этой связи служит недавний "разбор полетов", устроенный Качиньским министру иностранных дел (от партии ГП) Радославу Сикорскому за фактическое фиаско инициативы "Восточное партнерство", прогремевшее на саммите в Варшаве. Это мероприятие со всей очевидностью дало понять всем европейцам, что раскручиваемая в течение вот уже двух с лишним лет инициатива, во-первых, так и не сумела обрасти "мясом" конкретных полезных проектов, а во-вторых, так и не смогла привести страны-партнеры к общему знаменателю с Евросоюзом благодаря провальному и бесплодному политиканству последнего, в частности в отношении Беларуси. Польша, будучи при Сикорском председателем ЕС, поставила свою жирную подпись под свидетельством общеевропейского бессилия на восточных рубежах. Понятное дело, для традиционно "ягеллонской" внешнеполитической парадигмы зисовцев (всей своей энергией подпитывающих призраки былого величия Речи Посполитой "от моря до моря") такой проигрыш - отличный повод ткнуть пальцем в оппонентов из ГП.

Однако вернемся к фаворитам гонки. Партия Дональда Туска набрала 39% на выборах в Сейм. В 2007-м у нее было 42%, однако подобное снижение вряд ли стоит расценивать как тревожную для партии тенденцию: это, как справедливо отмечают некоторые аналитики, плата за управление государством: многообещающим новичкам всегда гораздо проще понравиться публике, когда впечатление от них не отягощено никакой рутинной правительственной работой. Так или иначе, "Гражданская платформа" сохраняет власть. Никто не сомневается, что ГП сохранит коалицию со своим прежним партнером - Польской крестьянской партией (ПКП, кстати, самая лояльная в отношении Беларуси из присутствующих в польском парламенте партий), получив таким образом в свое распоряжение "контрольный пакет" в Сейме (236 мест из 460).

На выборах в верхнюю палату - Сенат - успехи ГП еще более внушительные. Здесь добыто 62 кресла, а вместе с ПКП - 64 из 100, то есть почти квалифицированное большинство. И это, не забываем, притом что главой государства является Бронислав Коморовский - также представитель ГП.

Только ленивый не обратил внимания на то, что "Гражданской платформе" удалось установить своего рода рекорд: Дональд Туск стал первым и пока единственным в истории "Третьей Речи Посполитой" премьер-министром, сохранившим свой пост после четырехлетнего правления. В чем же секрет популярности ГП среди польского электората?.. Дело, по-видимому, в том, что "тусковцам" удалось нащупать некое подобие золотой середины в спектре социально-экономических мер, избираемых для применения с таким расчетом, чтобы с одной стороны осуществлять реформы, способные оздоровить и усовершенствовать конкурентоспособность экономики Польши, а с другой - сделать так, чтобы интересы рядового поляка были мало-мальски защищены перед лицом бушующей рыночной стихии.

Идеология социал-либерализма, исповедуемая "Гражданской платформой", рассматривает механизм рынка не как самодовлеющую священную корову, а как объект, порой нуждающийся во вмешательстве государства для того, чтобы он функционировал по-настоящему эффективно для большинства граждан, а не для узкой группы воротил. Равные стартовые возможности в продвижении собственного дела - вот девиз социал-либералов. С таким кредо ГП сумела нащупать стабильную центристскую нишу в польской политической расстановке сил, ориентировав свою программу прежде всего на представителей малого и среднего бизнеса, который в текущую посткризисную эпоху является гарантом динамичного развития национальной экономики.

Удачно закрепив востребованную обществом линию, ГП смогла с легкостью отобрать львиную долю электората у застывших на месте зубров польской политической сцены - социал-демократов. Увядание последних налицо: если в кампанию 2001 года им удалось выиграть 40%, то ныне у Союза левых демократических сил всего лишь 8% и самая маленькая фракция в Сейме. Даже полумаргинальная партия "Движение Паликота" (левые модернисты-антиклерикалы) обошла социал-демократов, сенсационно набрав 10%.

Паликотовцы - это полный антипод пафосно-консервативных зисовцев. Новое левое движение выступает за отмену религиозного образования в польских государственных школах, исключение упоминания Бога в Конституции Польши, легализацию абортов и однополых браков, а также упразднение Сената. Наибольшую популярность партия снискала в среде молодежи и левой интеллигенции. При этом присутствие паликотовской фракции в Сейме вряд ли будет представлять серьезную проблему для правительства Туска: ведь основатель движения Януш Паликот сам выходец из ГП и острие критики будет направлять скорее на ненавистную ему оппозиционную ЗиС.

Таким образом, во внутриполитической жизни Польши "Гражданская платформа" и ее лидер Дональд Туск снискали себе минимальный, но весомый триумф. Чего не скажешь о жизни внешнеполитической, в которой верховодит известный своей провашингтонской ангажированностью министр Радослав Сикорский - кстати, не так давно претендовавший на пост президента Польши в ходе внутрипартийных праймериз, а немного ранее пытавшийся стать генсеком НАТО. Благодаря ему период полугодового председательства Польши в ЕС уже вошел в историю как время, потраченное на высокомерную риторику и бесплодные провокации, которые не только ни на йоту не приблизили воплощение мечты о Европе без железных занавесов и разделительных барьеров, но, напротив, усугубили на континенте раскол между Западом и Востоком.

И если "польско-польской войне" суждено, наконец, кануть в Лету, то это, по-видимому, возможно лишь в том случае, если правящая коалиция умерит пыл своих отдельных "ястребов". Если же этого не произойдет, то Варшава, увы, будет по-прежнему профанировать свой выгодный геополитический статус в угоду внешних сил, преследующих свои - во многом отличные от польских национальных - интересы.

Мирослав Кротов
БЕЛТА, 11 октября 2011


 

Кoличество переходов на страницу: 789


Комментарии