Развертывание системы ПРО вновь и вновь вызывает гневные комментарии в Москве
Технический ввод в строй базы ПРО в Румынии оживил спор о том, насколько созданная американцами система противоракетной обороны для Европы угрожает безопасности России.
Генсек НАТО в сотый раз повторил, что система сугубо оборонительная и занимается угрозами с иранского направления. В Москве в сотый раз сказали, что это – посягательство на национальные интересы России и она будет вынуждена дать адекватный ответ. Русская служба ВВС задала несколько вопросов экспертам в военной области.
Как это все устроено?
"Противоракетный щит" НАТО чаще всего упоминается в связи с растущими военными возможностями Ирана. Официальное объяснение необходимости этой системы таково - несколько радаров, размещенных на юге и севере Европы, будут способны засечь пуск баллистической ракеты.
Будет определен ее курс, и на протяжении всего времени полета ракеты радары первоначального обнаружения, а позже другие установки будут "вести" ее. Центр противоракетной обороны НАТО в Раммштайне (Германия) даст команду на уничтожение ракеты, и в действие будет приведена одна из наземных противоракетных баз или ее морской аналог на кораблях ВМФ США.
Введенная в строй база в Румынии - как раз из числа таких военных баз. Противоракета, пущенная с одного из этих пунктов, собьет баллистическую ракету над земной атмосферой.
Что говорят в России?
В России доводы о сугубо оборонительной природе этой системы никогда не воспринимали всерьез. Большинство российских комментаторов говорят о том, что систему "Эгида" можно оснастить и наступательными ядерными вооружениями.
"Россия четко понимает, что ракеты, который якобы должны сбивать другие ракеты, в течение одних суток можно заменить на ракеты с ядерными боеприпасами", - излагает популярную в Москве точку зрения Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук.
Эксперт утверждает, что Россия пыталась получить право проверить системы ПРО, чтобы установить это документально, но раньше ей в этом отказывали. Мало надежды, считает он, что такую верификацию позволят провести теперь в Румынии.
Но теперь, уверен он, России базы ПРО не страшны – Москва поразила западных военных своими новыми крылатыми ракетами, которые продемонстрировали свои возможности во время недавней операции в Сирии. "Раньше крылатыми ракетами обладали только американцы, ну и британцы, которые фрахтуют подводные лодки.
Сейчас Россия – вторая страна, которая может поражать крылатыми ракетами цели на удалении до двух тысяч километров.
Американские "Патриоты" не смогут поразить крылатые ракеты"
Сейчас Россия – вторая страна, которая может поражать крылатыми ракетами цели на удалении до двух тысяч километров.
Американские "Патриоты" не смогут поразить крылатые ракеты"
Британский военный эксперт Игорь Сутягин из Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне подмечает это странное сочетание тревожных и бравурных заявлений из России.
"Можно привести слова Путина, Шойгу, начальника генштаба Герасимова, Рогозина – о том, что эта система российским средствам стратегических ядерных вооружений не угрожает. Это шизофрения и политическая игра. Рогозин через два абзаца в одном и том же выступлении говорит, что эта система ПРО представляет опасность, а с другой стороны – что она совершенно не способна бороться с российскими стратегическими ракетами".
А если в мире появится какая-то другая угроза, кроме Ирана?
Иран и новая система ПРО упоминаются воедино почти всегда. Как же быть, если угроза ракетного удара возникнет где-то еще? Строить новую систему? Игорь Сутягин уточняет – американская ПРО для НАТО закрывает обширный сектор к юго-востоку от Западной Европы и в первых сценариях ее применения фигурировала еще и Ливия. Ракеты, запущенные, к примеру, из КНДР, для преодоления расстояния до Европы будут лететь слишком быстро для возможностей новой ПРО.
А вот военный обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр предлагает отбросить любые разговоры о том, может ли база в Румынии что-то сделать с российскими ракетами. "Речь идет не об этом. Это - оружие первого удара для убийства Путина. Так называемый "первый обезглавливающий удар", - излагает он концепцию, которая тревожит кремлевских планировщиков еще с андроповских времен.
"Специально для уничтожения Путина, когда он находится в Сочи. Румынская база, с точки зрения нашего генштаба, – именно для этого. Подлетное время 3-4 минуты, не успеют сесть на вертолет", - излагает он кошмарный сценарий. Аналогичная база в Польше, строительство которой торжественно начнут в пятницу, – с такой точки зрения удобна для поражения целей под Москвой. Такие же системы, которые планируют развертывать в Японии и Южной Корее, говорит Фельгенгауэр, такой нервозности у российских властей не вызывают, подмечает он, ведь Путин появляется на Дальнем Востоке нечасто.
Британский эксперт Сутягин напоминает, что в начале 80-х годов прошлого века такие страхи были объяснимы – на первых американских "Першингах" стояли заряды проникающего действия, перед которыми не смогли бы устоять никакие подземные бункеры. Потом боевую часть на них поменяли для борьбы с живой силой противника, но уверенность в том, что поражать будут прежде всего элиту – осталась. “Катастрофическая подозрительность, помноженная на желание рассматривать наихудший сценарий”, - резюмирует он.
Почему концепция ПРО менялась при Обаме?
Генсек НАТО в очередной раз заявил о сугубо оборонительном характере ПРО. В Москве в очередной раз ему не поверили
Первоначальный план, еще при Джордже Буше, состоял в развертывании баз ПРО в Польше и Чехии. Но после того как президентом стал Барак Обама, концепция поменялась и первые компоненты новой ПРО были созданы на кораблях, вдали от российских границ. В США какое-то время имела хождение теория, что на фоне пресловутой "перезагрузки" это-де было уступкой России, которая гневно относится к любому наращиванию сил НАТО в странах бывшего соцлагеря.
И в Москве на какое-то время были обрадованы этими изменениями. Но оказалось, что антиракеты морского базирования - лишь часть масштабного плана, который все-таки включил в себя и наземные базы в бывших соцстранах. И все же – если нынешние холодные отношения потеплеют, можно ли "откатить" процесс развертывания системы, чтобы умиротворить Москву?
"Шахтные установки построены, ситуацию уже не "отмотать" назад", - уверен Павел Фельгенгауэр.
А Игорь Сутягин, напротив, рассматривает всю российскую риторику на этот счет как часть более глобальной переговорной кампании, цель которой – согласиться с действиями Кремля в других областях: "Заставить американцев именно что говорить о том, как успокоить Россию. Успокоить ее можно очень просто – отказаться от попыток не учитывать ее интересы. В том числе – признать аннексию Крыма, право России диктовать свою волю соседям в Прибалтике…"
То есть – превратить проблему ПРО в предмет мены в масштабной политической торговле.
Россия говорит об угрозе новой гонки вооружений. Это реально?
"Я не думаю, что Россия повторит печальный опыт Советского Союза, когда мы были вынуждены тратить деньги вслед за программой "Звездных войн", - говорит Анатолий Цыганок из Центра военного прогнозирования. Но он напрямую связывает развертывание ПРО и сообщения министра обороны Шойгу о создании новых дивизий на западном фланге России. Основной надеждой Москвы в военном споре между Россией и США эксперт считает обновленный арсенал на кораблях, подлодках и бомбардировщиках, которые теперь несут крылатые ракеты.
"Наш ответ [на румынскую базу] будет, очевидно, – размещение ракет "Искандер", в том числе "Искандер-К" в Крыму", - считает Павел Фельгенгауэр. США уже заявляли, что "Искандер-К" с дальностью полета больше 500 км нарушает положения Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД).
"Придется выходить из договора. Тогда в Европу могут вернуться "Першинги" или какой-то их эквивалент. Конец всех договоров, которые окончили холодную войну", - мрачно констатирует обозреватель.
Игорь Сутягин, признает, что система безопасности, построенная при Горбачеве и Рейгане, трещит по швам. Но коллапс РСМД отнюдь не предрешен, говорит он.
"Россия собирается поддерживать эту неопределенность, развертывать большое количество систем, которые способны прорвать договор, и только после того как это будет сделано, она будет оценивать желательность такого шага. Выход России из договора РСМД не очень много предлагает очков России. А ответная реакция НАТО и США может создать для России большое количество неприятностей. Российскими ракетами средней дальности угрожать Вашингтону невозможно, а вот американскими ракетами средней дальности угрожать Москве – очень даже запросто".
Эксперт считает, что ситуацию поправило бы заключение нового договора по ПРО. Это бы компенсировало ошибочное, по его словам, решение администрации Буша выйти из прежнего соглашения, в 2002-м году. "Но ликвидация этой ошибки в нынешних условиях будет означать, что США пойдут на поводу у России и будут должны ставить свою безопасность под контроль России".
Кoличество переходов на страницу: 781
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |