Начнем с того, что каждый успешный, богатый и довольный жизнью человек проходит три ступени финансовой лестницы.
Финансовая защита – первая ступенька, которую вы должны себе построить. О финансовой защите можно говорить тогда, когда у вас есть сумма денег, которая позволит вам в случае потери стабильных источников дохода сохранить прежний уровень жизни в течение 6 месяцев. Пример: вы всегда жили на 80 000 тенге, это значит, что у вас для этой ступени должно быть накоплений на сумму 480 000 тенге.
Финансовая независимость – это вторая ступень, при которой у вас есть достаточно денег для того, чтобы ежемесячно оплачивать ваши расходы из процентов от доходов вашего капитала, инвестиций, вложений. Например, вы положили часть денег на банковский депозит, часть инвестировали в акции, облигации, ПИФы, а часть дали в долг под проценты. Так вот, та сумма, которую вы получаете от ваших вложений, должна покрывать ваши ежемесячные расходы.
Важно! Выплатить все долги, используя метод «снежного кома», до того как начнете во что-либо инвестировать свои деньги. Метод «снежного кома» заключается в следующем: выплачивать по всем кредитам минимальный платеж. Кроме одного – самого маленького по размерам. Его надо погасить как можно быстрее. Затем наступит очередь следующего, более крупного займа, и т.д.
Важно! Не занимать, не брать в долг, под проценты денег для инвестирования. Инвестировать исключительно на свои.
Финансовая свобода – третья ступень – это получение такого денежного потока, который как минимум в несколько раз превышает все ваши максимальные потребности. Это уровень миллионеров и миллиардеров.
Важно! Чтобы начать двигаться по финансовым ступеням к финансовой свободе – мечте многих людей, нужно сделать самый решающий шаг и принять самое важное решение – начать вести домашнюю бухгалтерию.
Эффективно управлять нашими деньгами для достижения финансовых целей, красивой жизни нам помогает финансовая грамотность, и начинается она с азов домашней бухгалтерии. Домашняя бухгалтерия – это фундамент вашей финансовой жизни. Приведу пример: небоскребы в 100 этажей строятся в среднем 6,5 года, так вот, только фундамент строится 5 лет, и за 1,5 года возводятся 100 этажей с крышей. Это объясняет, почему богатые люди, которые теряют деньги, быстро их восстанавливают, а те, кому достаются большие деньги как снег на голову, например выигрыш в лотерею, наследство и т. д., быстро их теряют. Все дело в фундаменте.
Еще один важный факт. Все мы знаем: чтобы компания было успешна на рынке, очень важно грамотно управлять финансовыми потоками – больше зарабатывать, меньше тратить и разумно инвестировать. Обычный человек – это тоже компания с доходами и расходами, который также должен инвестировать свои средства, чтобы быть успешным в жизни.
Домашняя бухгалтерия – это великая помощница, которая творит чудеса с вашими финансами: она поможет вам сберечь, контролировать, сохранять и преумножать их. Также домашняя бухгалтерия поможет вам:
1) знать, куда и сколько уходит ваших денег;
2) знать, где вы можете сэкономить;
3) знать, сколько ежемесячно и ежегодно вы сможете инвестировать в свое будущее (ценные бумаги, образование себя и детей, путешествия, крупные покупки и т.д.);
4) знать, живете вы в прибыль или в убыток, и увидеть, почему так происходит;
5) знать, кому и сколько вы должны и когда срок возвращать долги и проценты, чтобы избегать конфликтов с близкими и штрафных санкций со стороны финансовых учреждений;
6) знать, сколько должны вам и когда деньги должны быть вам возвращены;
7) и, наконец, целостно видеть всю финансовую картину.
Итак, шаг № 1 – Скачайте программу
Соберите информацию о своих финансах. Вся информация о ваших личных финансах: сколько есть в наличности, сколько в активах, кому и сколько должны, кто сколько должен вам, сколько зарабатываете, сколько и на что тратите и сколько в итоге остается. Начните уже сегодня вести свою домашнюю бухгалтерию. Тот, кто хорошо ориентируется в программе Microsoft Excel, может построить свою домашнюю бухгалтерию в ней. Для упрощения вы можете скачать в Интернете готовую программу, ниже приведен список, большая часть из них совершенно бесплатны. Данные программы предполагают, что вы можете создавать свои названия статей дохода и расходов.
Программное обеспечение для ведения домашней бухгалтерии:
Домашние финансы – бесплатно
Домашняя бухгалтерия
Ace Money – бесплатно
Cash Fly
Личные финансы – бесплатно
Семейный бюджет – бесплатно
Жадюга 1.7 – бесплатно
Family 2008
Oracul – Деньги
Personal finance
Dom Econom – бесплатно
Резюме. Скачайте программу и начинайте управлять своей жизнью и финансами осознанно и ответственно.
Шаг № 2 – Доходы и расходы
После того как установили программу, заведите коробочку, куда вы будете собирать все квитанции и чеки каждый вечер. Эта хорошая привычка не даст вам забыть внести в бухгалтерию потраченные деньги. Также у вас всегда будет чек, чтобы доказать свои потребительские права в случае покупки некачественного товара. Далее возьмите блокнот и расчертите его на две половинки.
Первая половинка будет называться «Доходы». Расчертите «доходы» на столько колонок, сколько у вас разных источников дохода. Назовите каждый источник отдельно. Например, колонки «зарплата», «гонорар», «стипендия» и т.д. И все, что получаете, вносите в эти колонки каждый день. Внимание! Если вы семейная пара, то вносите все доходы и расходы вместе. Кстати, доказано: совместное ведение дел, в том числе и домашней бухгалтерии, устраняет многие конфликты на почве финансов в семье и укрепляет супружеские узы. Переходим ко второй половинке, и она будет называться «расходы». Также расчертите ее на статьи ваших расходов, например «транспорт» (проезд в общественном транспорте, такси, а если у вас собственное авто, – бензин, ГСМ, ремонт), «питание», «одежда», «коммунальные платежи», «связь» (Интернет, телефон, сотовый), «разное» (разные вещи, не имеющие определенной категории, не должны превышать 5% от общей суммы расходов и т.д.).
Отдельной статьей хочу выделить пожертвования. Очень важная статья вашей домашней бухгалтерии, которая издавна была определена как 10% от всех доходов. Во многих религиях мира и у богатых людей к десятине особое бережное отношение, так как более важно развивать свою духовную часть жизни, а не материальную. Благое дело всегда вернется сторицей.
Важно знать, что расходы и доходы в домашней бухгалтерии делятся на три категории:
1) постоянные (жестко фиксированные суммы, например плата за квартиру, выплата по кредитам, комплексные обеды и т.д.);
2) переменные (меняются из месяца в месяц, например одежда, транспорт, разное);
3) непредвиденные (внеплановые расходы, например срочный ремонт квартиры или авто, лекарства и т.д.).
Каждый день вечером вы согласно своим тратам (чекам) и, если были, заработкам записываете в каждую статью через запятую суммы. И в конце месяца переносите все суммы из колонок «доходы» и «расходы» в программу, которую вы себе скачали.
Для примера ниже приведены таблица № 1 расходов и долевое соотношение всех статей. Данная таблица дает возможность определить среднемесячные затраты, а также какой процент каждая статья занимает в нашей домашней бухгалтерии в части расходов.
Резюме
Та сумма, которая будет оставаться после вычетов расходной части из доходной, и есть ваша сумма для инвестирования. Если по итогам месяца сумма равняется нулю, значит, вам нужно увеличивать доходную часть. Так как финансовый закон гласит: «Нас делает богатым не та сумма, которую мы зарабатываем, а та, что остается после расходов, которую мы потом преумножаем, инвестируя». А закон Паркинсона утверждает: «Наши расходы постоянно стремятся сравняться с нашими доходами». Если по итогам вы вышли в минус, то вам нужно и увеличивать доходную часть, и уменьшать расходную одновременно. Так как при таком раскладе вы живете в убыток и, скорее всего, вы будете постоянно пребывать в долговых обязательствах – то есть рабстве.
Важные правила
1. Нельзя перекрывать одну статью расходов другой.
2. Если запланировали затратить на одежду или питание определенную сумму, ни в коей мере она не должна ее превышать.
3. Уменьшайте расходы, увеличивайте доходы.
4. Остаток после вычитания расходов из доходов срочно инвестируйте (например, депозит, ценные бумаги, ПИФы, страховка).
5. Сверяйте наличные в кошельках с записанными суммами в блокноте – это поможет заметить утечку или незаписанные расходы или доходы.
Шаг № 3 – Заплатите себе
Большинство людей живут по следующему сценарию: оплачивают все свои статьи затрат, а на то, что останется, живут и планируют свою дальнейшую жизнь. Как показывает практика, это ошибочная стратегия жизни. Люди также не платят себе, не инвестируют свои средства, оправдываясь следующим:
18-25 – Инвестировать? Вы шутите, я молод и наслаждаюсь жизнью.
25-35 – Я только начал делать карьеру, какое тут инвестирование, не до этого.
35-45 – Я не могу инвестировать. Как у главы семьи у меня сейчас много расходов. Пусть дети подрастут, потом.
45-55 – Сейчас не время, надо дать образование детям, всего 4-5 лет, потом начну инвестировать.
55-65 – Уже пенсия, почему я не стал инвестировать 20 лет назад?
65… – Не лучшую жизнь я имею, и пенсия не та, чтобы инвестировать.
Правильный же сценарий следующий: сначала отложить ту сумму, которая вам нужна на ваши цели, а на оставшуюся часть жить. Пример: супруги хотят отложить на свои нужды 80 000 тенге, сначала они откладывают 80 000 тенге, а затем живут на 177 000 тенге, распределяя их по статьям «Расходы» (справа приведены расчеты).
Шаг № 4 – Создайте фонды
При ведении домашней бухгалтерии очень важно и необходимо, кроме статей «доходы» и «расходы», создать фонды.
Страховой фонд (резерв) – это статья, равная примерно 5% от дохода. Это своеобразная защита от небольших возможных перерасходов по всем статьям бюджета, а также страховка от незначительных непредвиденных расходов.
Целевой фонд – это отдельно от депозита (деньги на депозите должны быть неприкасаемы) созданный фонд для накопления средств на какую-либо важную покупку.
Пенсионный фонд – инвестируйте 10% доходов в пенсионное обеспечение. Ввиду того что в Казахстане это обязательная процедура, инвестирование в пенсионный фонд будет происходить автоматически, без вашего участия.
В случае если вы индивидуальный предприниматель, вы это делаете лично в налоговом комитете или через обслуживание у бухгалтера. Рекомендуется не инвестировать более чем 10% в пенсионный фонд, поскольку есть еще и такие цели, как, например, накопления на обучение детей и выплата долга по ипотеке.
Страховка – статья, в которой вы отмечаете ваши инвестиции в накопительное, срочное страхование жизни и иные виды страховки.
Шаг № 5 – Расставьте приоритеты
Управляя домашним бюджетом, важно знать, как правильно расставлять приоритеты в затратах и инвестировании, и в этом нам поможет матрица управления финансами.
Заключение
Многие ищут секреты финансового благополучия, хотят знать, как заработать больше и жить лучше. В реальности же задача не в том, чтобы больше заработать, а в том, чтобы грамотно распорядиться заработанным. И самое лучшее, что есть для начала, – это домашняя бухгалтерия. От того, где вы сейчас находитесь и что вы имеете, всего 5 вышеизложенных шагов до успеха в финансах и благополучия в жизни.
Profinance.kz, 17 июля 2012
Кoличество переходов на страницу: 1451
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |