"Установленная с 1 апреля на бирже очередность при покупке инвалюты уже применялась в мою бытность в начале 90-х годов. Ни к чему хорошему это не приведет - следствием этого была дезорганизация рынка и множественность курсов", - заявил С.Богданкевич агентству "Интерфакс-Запад", комментируя решение НББ заменить просуществовавшее неделю решение увеличить срок резервирования рублевых средств на бирже для покупки инвалюты на установление очередности в зависимости от приоритетов.
По его мнению, резкая смена технических решений Нацбанка "приводит к панике на валютном рынке и не решает проблемы".
С.Богданкевич считает, что НБРБ вынужден принимать такие решения в условиях резкой нехватки средств для валютных интервенций и политической воли для проведения девальвации белорусского рубля. "В Нацбанке работают хорошие специалисты, они прекрасно понимают, что надо делать. Однако проблема не решаема без внедрения рыночных механизмов курсообразования, то есть без проведения девальвации параллельно с резким сжатием денежной массы за счет сокращения финансирования госпрограмм, зарплаты чиновников и радикального повышения ставок по кредитам в нацвалюте", - уверен эксперт.
В то же время, по его мнению, НБРБ сможет удерживать текущий обменный курс нацвалюты с плавной девальвацией в рамках прогноза, как минимум, в течение полугода в случае привлечения российских кредитов на $3 млрд. "Видимо, руководство Нацбанка твердо уверено в привлечении новых российских кредитов, так как заявляет о намерении сохранить текущий курс нацвалюты", - сказал С.Богданкевич.
Он подчеркнул, что в этом случае "временно проблема с резервами будет решена и Нацбанк отменит свои одиозные решения по ограничению спроса на инвалюту". Однако, "это лишь отложит проблему девальвации на более длительный период, так как для поддержания курса требуется около $1 млрд ежемесячно", - полагает он.
По его мнению, Нацбанк не пойдет и на множественность курсов. Эксперт также сомневается, что НБРБ уже де-факто приступил к последовательной структурной перестройке валютно-финансового рынка, ограничив предоставление рублевой ликвидности банкам и валютные интервенции суммой валюты, закупленной у экспортеров в рамках обязательной продажи ему части валютной выручки. "В Нацбанке понимают, что это надо делать. Но Нацбанк, к сожалению, не самостоятелен в принятии таких радикальных решений", - сказал С.Богданкевич, отметив, что данные ограничения, скорее всего, будут сняты после поступления новых государственных валютных заимствований в условиях директивного распределения валютного потенциала страны, в том числе резервов НБРБ.
С другой стороны, учитывая высокую импортоемкость белорусской экономики, в случае длительного ограничения валютных интервенций со стороны НБРБ, неизбежно замедление темпов экономического роста, что противоречит официально озвученным целям по росту ВВП, констатировал С.Богданкевич. "Чтобы сократить дефицит внешнеторгового сальдо, надо ограничить потребление газа, нефти, другого сырья, так как на них приходится основная доля импорта. Но у властей нет такой программы, а есть программа поддержки высокого роста ВВП", - отметил он.
Комментируя заявления Нацбанка, предлагающего импортерам удовлетворять спрос на инвалюту на внебиржевом рынке, эксперт заявил, что банки не будут сокращать свои валютные позиции. "Нацбанк, фактически, оголил коммерческие банки, масштабно привлекая у них валюту через сделки своп в обмен на белорусские рубли. Внешние заимствования банков превысили $5 млрд и значительная часть этих пассивов переведена в активы в белорусских рублях. Однако внешние заимствования банков, как правило, краткосрочные и их скоро надо будет отдавать", - пояснил собеседник.
Резюмируя, С.Богданкевич подчеркнул, что "экономике нужна девальвация, но она вряд ли будет с учетом ожидаемого увеличения внешнего долга. Валютный рынок будет лихорадить, пока не поступят новые внешние заимствования, которые отложат девальвацию на более поздний срок".
Между тем, частные белорусские банки констатируют стагнацию на внебиржевом валютном рынке и ожидают от НБРБ разрешения устанавливать курс на нем на основании спроса/предложения. "На внебиржевом рынке сделки с валютой сейчас проводятся лишь по схеме "покупатель-продавец". Покупатель валюты сам ищет продавца, а банк лишь проводит сделку в рамках существующих ограничений - официальный курс плюс 2%. Банки на этом ничего не зарабатывают, для них сейчас главная задача помочь своим клиентам", - обрисовал ситуацию представитель руководства одного из белорусских банков с российским капиталом.
"Чтобы оживить внебиржевой рынок, необходима отмена письма НБРБ, которым рекомендовано ограничить маржу при валютно-обменных операциях 2% к официальному курсу", - уверен банкир. Он пояснил, что "валюта у экспортеров есть, но они не продают ее банкам, соответственно, банки не могут продать валюту импортерам". По его мнению, чтобы купить валюту у экспортеров "банки должны им предложить привлекательный курс и одновременно увеличить для них стоимость рублевых ресурсов, чтобы исключить возможность кредитования под выплату зарплаты".
При этом он отметил, что одновременно "Нацбанк посылает банкам сигнал: выживайте каждый, как может, перестраивайте свою работу". "Но это сделать невозможно без либерализации курсообразования на внебиржевом рынке, если ты не госбанк, а работаешь с частными клиентами", - уверен собеседник. При этом он не исключил, что учетом такого посыла со стороны регулятора "может быть, прекратится давление Нацбанка по обеспечению валютой обменников, так как операции с наличностью сейчас бессмысленны для банков - курс покупки и продажи практически сравнялся на верхнем уровне допустимого коридора".
По его мнению, сейчас "надо установить 2 курса: один на бирже - для обеспечения ключевых потребностей государства в энергоносителях, второй - на внебиржевом рынке для на основании спроса и предложения для всех остальных". По сведениям банкира Нацбанк "уже посматривает в сторону рыночного курса, но его останавливают обязательства перед МВФ относительно множественности курсов, отсутствие которой позволяет считает белорусский рубль конвертируемым по текущим операциям".
Он подчеркнул нежелательность общей девальвации белорусского рубля, так как "опыт начала 2009 года свидетельствует, что при неизменности макроэкономической политики положительный эффект девальвации нивелируется за 1,5-2 месяца".
Интерфакс-Запад, 24 марта 2011
Кoличество переходов на страницу: 1074
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |