Происходят ли в белорусском обществе после президентских выборов изменения, и если да, то в чем их суть? Можно ли говорить о том, что в стране на фоне обострившихся экономических проблем назревает революционная ситуация или же протестные настроения не затронули значительную часть населения?
Отвечая на эти вопросы, европейские аналитики признают, что сегодня нет оснований говорить о революционной ситуации в Беларуси, однако протесты несогласных с курсом Лукашенко приобретают новое качество. Как далее будет развиваться ситуация в стране, по мнению экспертов, прежде всего, зависит от того, смогут ли власти повысить уровень жизни белорусов.
"Верхи" еще многое могут"
Шокирующие кадры разгона переодетыми ОМОНовцами очередной акции "молчаливого протеста" 3 июля в Минске, обошли ведущие европейские газеты и телеканалы. Глядя со стороны, может показаться, что в Беларуси назревает, используя марксистскую терминологию, классическая революционная ситуация: "верхи" более не могут управлять по-старому, а "низы" не хотят далее терпеть происходящее.
Такое впечатление обманчиво, утверждает профессор социологии Олег Манаев, основатель закрытого в Беларуси, ныне зарегистрированного в Вильнюсе Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Как пояснил Манаев, показатели готовности белорусов участвовать в самых разных акциях протеста - от подписания различных петиций, до забастовок и голодовок - остались на том же уровне, где и находились все последние 10 лет.
Литовский политолог Лаурас Белинис с сожалением замечает, что "верхи" в Беларуси "еще многое могут, а "низам" не хватает организованности для того, чтобы выразить то, чего они не хотят". И тут как раз, по мнению немецкого публициста, эксперта по Беларуси Инго Петца (Ingo Petz), сказывается то обстоятельство, что последняя волна уличных протестов проходит практически без непосредственного участия лидеров оппозиции.
Часть из них в тюрьме, другие оказались за пределами страны, а оставшиеся пребывают в растерянности. "Они не знают, надо ли как-то себя сейчас позиционировать. Или стоит подождать, пока протест не приобретет такой размах, что станет опасным для режима, и тогда можно попытаться направить его в нужное политическое русло", - констатирует Петц.
Новые формы протеста
Аналитик Фонда Бертельсмана Корнелиус Охман (Cornelius Ochmann) так же не склонен использовать термин "революционная ситуация" применительно к описанию происходящего в Беларуси. Как считает Охман, речь идет о "спонтанных социальных волнениях граждан, которые, в отличие от сторонников оппозиции, прежде не проявляли политической активности". И именно последнее особенно опасно для Лукашенко, заявил эксперт.
Со своей стороны Инго Петц добавляет, что протесты в Беларуси приобрели новое качество - ими охвачены не только Минск, но и многие провинциальные города. А их участники - не только городская, образованная молодежь, которая и ранее не питала теплых чувств к Лукашенко, но и представители среднего класса, уровень жизни которых до валютно-финансового кризиса постоянно повышался.
Вместе с тем Корнелиус Охман призывает не сравнивать положение в Беларуси с тем, что произошло и продолжает происходить в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Беларусь, указывает Охман, "все еще работающее государство, в котором нормально функционируют школы, медицинское обслуживание, пенсионная система и т.д."
Обвал уровня жизни
Отсутствие революционной ситуации, по общему мнению аналитиков, вовсе не означает, что в Беларуси совсем не происходит никаких изменений. Профессор социологии Олег Манаев подчеркивает, что прежде чем говорить о переменах, надо определиться с точкой отсчета - с чем сравнивать нынешнее положение в стране. Если взять за таковую президентские выборы, то за истекшие полгода самое важное изменение, отмечает Манаев, состоит в том, что произошел обвал уровня жизни абсолютного большинства белорусов.
"Сегодня трое из четырех жителей страны говорят, что за последние три месяца их материальное положение ухудшилось, а свыше половины населения заявляет, что дальше будет хуже. Такого не было давно", - указывает социолог. И добавляет, что резкое ухудшение экономического положения негативно сказалось на отношении людей к порядкам в стране и к органам власти.
В этой связи литовский политолог Лаурас Белинис назвал происходящее в Беларуси "имманентным созреванием отторжения режима Лукашенко". Перемены, объясняет политолог, касаются психологического восприятия белорусами правящего режима: "Люди сомневаются в способности властей улучшить положение в стране. Они не уверены в том, сохранят ли завтра работу и имеющийся уровень доходов". При этом власть, по выражению Белиниса, реагирует на любое проявление активности по-старому, пытаясь "заморозить" ситуацию.
Сценарии и прогнозы
Профессор Манаев напоминает, что нечто похожее происходило в Беларуси весной 2002 года, когда вскоре после президентских выборов "рейтинг Александра Лукашенко упал до рекордно низких 26 процентов, а в оппозиционных рядах началась некая эйфория". Но тогда властям с помощью миллиардных российских дотаций удалось стабилизировать экономику и погасить недовольство общества.
Поэтому ответ на вопрос, что ждет Беларусь, по мнению профессора Манаева, больше всего зависит от того, удастся ли режиму в ближайшие полгода "заткнуть экономическую дыру и выровнять материальное положение людей". Если удастся, независимо от того, на чьи деньги - России, МВФ или Евросоюза - это произойдет, то острота конфликта резко снизится. Если нет - можно предполагать, что тогда, как выразился социолог, "народное недовольство выплеснется в виде какого-то стихийного протуберанца, и на улицу без всяких политических программ выйдут тысячи людей".
С последним сценарием перекликается и прогноз Корнелиуса Охмана, который полагает, что "мы увидим в Беларуси жаркую осень". Режим Лукашенко, по словам, эксперта Фонда Бертельсмана, "фактически оказался сейчас припертым к стене", именно этим вызвана неожиданно жесткая реакция властей на акции "молчаливого протеста".
Инго Петц, который, по его выражению, 15 лет занимается Беларусью и за это время стал реалистом, более осторожен в оценках. "Летом белорусы разъедутся по дачам, и, по меньшей мере, проблем с питанием испытывать не будут. Но если зимой вырастут коммунальные платежи, подорожают продукты питания, а рабочим и служащим власти не смогут выплатить вовремя зарплату, они выйдут на улицу", - резюмирует Петц.
Автор: Владимир Дорохов/Биргит Гёртц
Редактор: Наталья Позднякова
Deutsche Welle, 5 июля 2011
Кoличество переходов на страницу: 970
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |