«Евросоюз, если он хочет получить влияние на ситуацию в Беларуси, должен ввести экономические санкции против Минска», — заявили на страницах вчерашнего издания Financial Times видные американские политики. В принципе, европейцы и сами понимают, что куцые визовые ограничения – несравнимы с уроном, который руководство Беларуси нанесло дипломатическому престижу Брюсселя.
Экономические санкции даже промелькнули в повестке дня Совета ЕС 31 января. Но поскольку участники заседания «не смогли придти к согласию», то они отложили этот вопрос на потом – «на случай ухудшения ситуации в стране».
Сомнения европейцев понятны: «Товарооборот Беларуси с ЕС всё-таки насчитывает около 15 миллиардов долларов. К тому же экономическое давление может привести не к демократизации страны, а лишь затолкнуть её глубже в зону российского влияния».
Но при всей видимой справедливости эти возражения сильно «смахивают на отмазку». Ведь аргумент можно повернуть и другой стороной: «Беларусь и так всё больше подпадает под российское влияние. Режим к реальным реформам неспособен органически. Именно сейчас нужны решительные шаги, чтобы помешать ему окончательно затащить страну в болото экономического кризиса и политической зависимости от восточного соседа».
На самом деле Совет ЕС вряд ли когда-либо «достигнет согласия» по экономическим санкциям против Минска по другой причине. У Лукашенко есть ряд покровителей среди стран – членов Евросоюза, которые будут и далее блокировать реально опасные для Минска решения.
Кто главный в ВКЛ?
Первая страна из числа белорусских адвокатов, — конечно же, Литва. Вот только роль патрона Вильнюсу можно приписать лишь с натяжкой. На самом деле в обьятия Лукашенко госпожу Грибаускайте толкнула фактическая изоляция её страны по ключевым для неё вопросам.
В последние месяцы 2010 года Латвия, Эстония и Польша, отмахнувшись от литовских проповедей о европейской солидарности, заключили отдельные компромиссы с «Газпромом» по цене на газ. Литва же платит в этом году российскому монополисту самую высокую цену в Европе. Провалом завершились попытки литовцев найти инвестора не то что для собственной АЭС – подвис даже вопрос о терминале СПГ. Недолговечный союз с Польшей разбился о законы орфографии и апетиты польских нефтяников.
В этой ситуации скорее Беларусь — с её ВВП, более чем вдвое превышающим литовский, с обширным грузопотоком и доминирующим географическим положением, — подходит на роль покровителя для своей маленькой соседки. Одна из важных гарантий «верности» прибалтов Минску — возможность совместных проектов по диверсификации энергопоставок. Покровительственный тон Минска в отношениях с Литвой обьясняется ещё и тем, что поддержка Вильнюса в структурах ЕС не является для Беларуси ключевой.
Настоящий покровитель Лукашенко в ЕС – не маленький балтийский изгой, а страна-основоположница европейских сообществ. Ну, посудите сами: как может Франция поддержать ограничения на белорусский экспорт, если львиная его доля финансируется из французского же кармана?!
«Французы двинулись как тучи»
Французы ворвались на белорусский финансовый рынок два года назад — в разгар цветочно-букетного периода между Минском и ЕС. В благодарность «за поддержку в конструктивном диалоге с ЕС» Александр Лукашенко предложил крупнейшей банковской группе Франции — Societe Generale — обслуживать торговлю и модернизацию наших крупнейших госпредприятий.
Соответствующий меморандум был подписан в начале 2009 года . На сегодняшний день «БелРосБанк» — дочерняя компания Росбанка — в котором контрольным пакетом владеет упомянутый нами французский финансовый гигант — обслуживает треть белорусских предприятий из ТОП-100 и активно осваивает остальные секторы финансового рынка Беларуси.
Beginning of a great friendship
Благодарить Францию действительно было за что. Ведь диалог с ЕС, скандально рухнувший после нынешних президентских выборов, был под угрозой срыва и после парламентских выборов в Беларуси, прошедших осенью 2008 года. Те выборы должны были стать показателем готовности белорусских властей к демократизации, но они показали отсутствие даже потуг в обещанном направлении.
Во многом благодаря усилиям Франции, председательствовавшей тогда в ЕС, Брюссель согласился закрыть глаза на очередной избирательный фарс. Вместо этого европейцы предпочли заметить другие аспекты «демократического прогресса» в стране: освобождение политзаключённых, регистрацию движения «За Свободу» и допуск двух независимых газет в государственные киоски.
Нужно отметить, что «великой белорусско-французской дружбе» — не первый год. В 1996 году Франция стала первой страной Запада, которая приняла Александра Лукашенко и подписала с ним двусторонний договор о взаимопонимании и сотрудничестве. Более того, Париж тогда предоставил Минску макроэкономическую помощь, в которой ему отказал МВФ.
Возникает резонный вопрос: почему из всех западных стран именно Франция оказывает (насколько позволяют ей дипломатические приличия) покровительство «последнему диктатору Европы»?
Одна из причин «специальных отношений» между двумя странами случайно всплыла благодаря скандалу во французской прессе в 2004 году.
Кот-д'Ивуар, Западная Африка. 6 ноября 2004 года. Страну раздирает гражданская война. Правительственные территории отделяет от повстанцев контингент французских миротворцев. Неожиданно передовицы мировой прессы облетает новость: самолёты правительственных войск Кот-д'Ивуара атаковали базу миротворцев, убив 9 французских солдат и американского гражданского специалиста.
Ответ не заставил себя ждать. Разъярённый президент Франции Жак Ширак приказывает немедленно уничтожить всю военную авиацию страны (что и было исполнено). В ходе операции возмездия французские военные выяснили, что их базу бомбили штурмовики Су-25, незаконно поставленные правительству этой африканской страны… из Беларуси. А за штурвалами самолётов сидели белорусские пилоты.
Последние бежали от гнева миротворцев в соседнюю с Кот-д'Ивуар республику Того, но там попали в руки местных властей, которые их арестовали и готовы были выдать Франции.
Загадки Полишинеля
После этого события приняли загадочный оборот. Командование французским военным контингентом отнеслись к дружественной инициативе властей Того холодно и предложили отпустить арестованных белорусов, не проявив никакого интереса к их показаниям, ссылаясь на «нежелание усложнять отношения с Беларусью».
Напомню, речь идёт о событиях 2004 года. ЕС и США только что ввели визовые санкции против белорусского руководства. Отношений официального Минска со странами ЕС на высоком уровне не существует.
Дальше — больше. Официальный Париж сделал всё возможное, чтобы замять инцидент. Ему бы это и удалось, если бы не два обстоятельства. Родственники французских солдат, погибших во время бомбардировки, раздули скандал в прессе и передали дело в суд. Окончательно же точки над "i" расставил вездесущий WikiLeaks.
Оказалось, что официальный Париж знал о незаконных поставках Су-25 из Беларуси в Кот-д'Ивуар. По прибытии в Африку самолёты долгое время находились на аэродроме в Того, который служил базой для авиации французских миротворцев. Из Беларуси штурмовики доставляла фирма, принадлежащая сотруднику антитеррористического подразделения французской полиции в отставке Роберу Монтойя, чьими делами управляла белорусский секретарь.
В 2006 году суд во Франции постановил арестовать Монтойя и двух белорусских пилотов за незаконную торговлю оружием, но решение опять натолкнулось на стену противодействия со стороны высших властей. Парижский военный трибунал отменил постановление об аресте с формулировкой «нецелесообразно».
На самом деле загадочные действия французских властей объясняются просто.
У Парижа — проблема...
Для Франции наследие её колониального прошлого — источник хронической головной боли. После ухода французской администрации ряд стран западноафриканского континента начал скатываться в хаос гражданской войны. Пытаясь воспрепятствовать этим процессам, Париж, как правило, считает поддержку скорумпированных местных режимов меньшим злом, чем безвластие и беспорядочная межплеменная резня.
Так, в 2002 году Франция развернула свои войска на пути повстанцев, которые угрожали свергнуть власть президента Кот-д'Ивуара Лорана Гбагбо.
Но на одних французских штыках тот долго бы не продержался. Чтобы защититься от банд разноплемённых головорезов, Гбагбо отчаянно нуждался в оружии, военной технике и инструкторах. Сам Париж, чьи войска находятся в стране с мандатом нейтральных миротворцев, помочь в этом кровавому африканскому диктатору не мог. Такие действия было бы трудно объяснить и международному собществу, и собственным избирателям.
...у Минска — решение
Для вооружения и обучения войск африканских царьков Франция вынуждена пользоваться услугами «серых» посредников, среди которых Беларусь, очевидно, – не самый мелкий. Согласно официальным данным Белстата, в 2009 году Минск продал режиму Гбагбо вооружений на 8,4 миллиона долларов. Но эксперты считают эту сумму мизерной по сравнению с объёмами «серых» сделок — вроде той, что вскрылась благодаря скандалу 2004 года.
Вряд ли бы мы узнали и об этой сделке, если бы не славянская безалаберность. Отправившись бомбить повстанцев, белорусские пилоты сбросили снаряды на базу французов, заставив тех предпринять ответные действия и вызвав международный скандал.
О реальных же масштабах скрытого белорусско-французского военного сотрудничества в Африке можно лишь догадываться. Наш старый знакомец Робер Монтойя, к примеру, входил в ближайшее окружение поддерживаемого Францией диктатора Того...
Закулисье экономических санкций
Вряд ли можно ожидать, что Франция, связанная с Минском такой порукой, поддержит, без крайней на то необходимости, санкции против белорусских предприятий, которые сама же и финансирует. Так, три недели назад французское государственное агентство Сoface предложило Беларуси на полмиллиарда евро страхования экспортных операций.
В отличие от Вильнюса, Париж не «светится» скандальными заявлениями в поддержку белорусского режима. Но можно не сомневаться, что если об экономических санкциях заговорят всерьёз, финансовая заинтересованность в белорусских предприятиях заставят французскую дипломатию занять более чёткую позицию.
Переходя от фактов к предположениям, не исключаю, что скрытую политическую поддержку Лукашенко оказал и Китай. Примечательно, что даже визовым санкциям против белорусского руководства поначалу воспротивились не только Италия, но и — неожиданно для многих — Португалия, Испания и Греция. Все четыре страны балансируют на грани банковского кризиса и очень рассчитывают на Пекин, который обещает сделать масштабную закупку долговых облигаций проблемных стран ЕС.
Независимо от того, присутствовал ли в китайский фактор в решении ЕС об экономических санкциях против Беларуси или нет, — тем, кто на них надеется, придётся пока довольствоваться экономическим давлением на страну со стороны России.
Стась Ивашкевич
Белорусские новости, 2 февраля 2011
Кoличество переходов на страницу: 1087
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |