Одной из интриг января 2012 г. стал анализ возможного развития КНДР в связи с приходом нового лидера. Недавно в мировой прессе широко разошлась новость, что в Северной Корее 17 января 2012 г. впервые открылся корпункт американского информационного агентства, а именно Associated Press (АР). И некоторые восприняли это как сигнал о готовности к резкому улучшению отношений с Западом нового лидера Северной Кореи. В то же время это не совсем верно. Видеобюро АР открылось в КНДР еще в 2006 г., и трансформация его в полноценный корпункт в 2012 г. была вопросом постоянных переговоров. По сообщениям самого АР, переговоры длились, по меньшей мере, два последних года, и решение, скорее всего, было принято еще прежним лидером, покойным Ким Чен Иром. Можно полагать, что власти Северной Кореи решили завести собственный рупор для западного мира в лице западной же новостной организации, которая будет ценить эксклюзивную возможность присутствия в этой одной из самых закрытых стран мира, не искажая посланий от северокорейской элиты. Учитывая, что такого рода искажения являются общим делом в западных массмедиа, решение можно признать рациональным.
Практически сразу после открытия корпункта членом Политбюро КНДР Ян Хён Собом было сделано заявление (впервые на таком высоком уровне после смерти прежнего лидера), что Ким Чен Ын, новый лидер Северной Кореи, «полностью готов проводить в жизнь наследие» своего отца. При этом было заявлено, что долгие годы он помогал своему отцу в решении военных и экономических вопросов. Самым интересным в интервью является утверждение, что новый лидер КНДР собирается проводить реформы по образцу Китая для создания экономики, базирующейся на знаниях. Эксперты подтверждают, что Ким Чен Ын последние годы активно работал над расширением сотрудничества Северной Кореи с Китаем, особенно в плане свободных экономических зон. Интерес Китая понятен: если в КНР заработная плата уверенно растет, то в КНДР она достаточно низка по сравнению с китайским уровнем. Поэтому страна с 24-миллионным населением, находящаяся по соседству с Китаем, может и будет получать миллиардные инвестиции из КНР.
Сигнал о готовности властей Северной Кореи к экономическим реформам по китайскому образцу нужно расценивать положительно. Мало кто знает, что в первые десятилетия своего развития КНДР демонстрировала такие высокие темпы экономического развития, что отстающая Южная Корея внимательно изучила опыт успешной социалистической экономики и многое у нее позаимствовала. К сожалению, в последние три десятилетия Северная Корея сама стала отстающей. Хотя наличие ядерного оружия и мощная армия гарантируют ее военную безопасность, экономическая и продовольственная безопасность страны находится на низком уровне. Дальнейший приход китайских инвестиций и готовность корейских элит учиться успешному опыту реформ в Китае для радикальных трансформаций в экономике могут способствовать улучшению ситуации.
Но обращаться за помощью в проведении реформ к Западу для КНДР бессмысленно и просто опасно. Западному миру не нужна сильная, уверенно стоящая на ногах КНДР, их главная задача — лишить страну ядерного оружия уговорами, при этом избегая чрезмерного обострения ситуации. Налицо известная робость перед обладателем ядерного оружия, которая отсутствует у Запада в отношении Ирана. Но идти по пути отказа от ядерного оружия Пхеньян не спешит. Беларусь, в свое время по настоянию Запада избавившаяся от ядерного оружия, может самостоятельно оценить западную благодарность на современном этапе, если, конечно, экономические и политические санкции можно назвать благодарностью. Трудно заметить и какое-либо серьезное экономическое содействие со стороны Запада в развитии Украины, также отказавшейся в свое время от ядерного оружия. Эти уроки оказались полезны для руководителей КНДР. Будем надеяться, что экономические реформы в КНДР окажутся успешными и важный политический партнер Беларуси приобретет для нашей страны значение и в плане экономического сотрудничества.
Интересные подвижки происходят и в Пакистане. Отношения с Западом у пакистанских властей в последние годы неуклонно ухудшались. Слишком много негативных публикаций в западной прессе о стране, бесцеремонное вмешательство США во внутренние дела и несанкционированное вторжение в мае 2011 г. во время атаки на убежище Усамы бен Ладена вызывали острую критику со стороны населения. Чаша терпения пакистанских властей, являющихся партнерами США против афганских талибов, оказалась переполнена, когда 26 ноября 2011 г. в очередной раз НАТО ударил не по талибам, а по гражданам Пакистана, причем на его же территории. Смерть 24 пакистанских солдат в стране, не объявлявшей кому-либо войны, от рук западных «партнеров» оказалось очень трудно объяснить широкой общественности. Возмущение оказалось так велико, что Пакистан перекрыл ключевой транзитный маршрут для снабжения находящихся в Афганистане западных сил, а межпартийный парламентский комитет Пакистана настаивает на изменении отношений со США.
В то же время Пакистан остается заинтересованным в сотрудничестве с Западом в силу плохих отношений с Индией. Трудно ожидать, что в условиях противостояния двух ядерных держав одна из них решится отказаться полностью от западной поддержки на современном этапе. Поэтому можно ожидать нового открытия территории Пакистана для транзита американских грузов в Афганистан. Но в результате растущего недовольства неизбежно дальнейшее развитие отношений Пакистана с Китаем и Россией и ухудшение отношений с Западом. Китай уже и так является важнейшим партнером Пакистана. Он активно инвестирует в страну, модернизировал огромный порт Гвадар, в котором, кстати, министр обороны Пакистана в мае 2011 г. призвал Китай оборудовать военно-морскую базу. Пакистан имеет для Китая важное стратегическое значение и в контексте сухопутного доступа к иранским энергоресурсам.
Развитие позитивных отношений с Россией является новым направлением для современного Пакистана. Как известно, во время афганской эпопеи СССР Пакистан служил базой для западных спецслужб и душманов, совершавших вылазки в подконтрольный Москве Афганистан. С тех времен минуло почти четверть века, но отношения уже постсоветской России с Пакистаном так и оставались испорченными. Но начиная с весны 2011 г. четко прослеживается курс на формирование новой политики Пакистана в отношении России. В мае 2011 г. президент Пакистана совершил первый официальный визит в Россию со времен распада Советского Союза, тогда же в Москве был создан Деловой совет по сотрудничеству с Пакистаном. В ноябре 2011 г. В.В. Путин назвал Пакистан важнейшим российским партнером в Южной Азии и исламском мире.
Дальнейшая опора Пакистана на Китай и Россию может существенно изменить расстановку сил в регионе, в особенности после планируемого вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 г., а Пакистан сделать более самостоятельным игроком в регионе. Используя фактор наличия ядерного арсенала, Исламабад сможет повысить свое влияние и на исламский мир в условиях кризиса доверия к слабеющему Западу и растущей исламизации арабских стран.
Развитие Пакистаном отношений с Китаем и Россией выгодно и Беларуси, стратегическому партнеру Пекина и Москвы. 177-миллионное государство, находящееся у границ Центральной Азии, приобретет особо важное значение для Беларуси, России и Казахстана и в случае успешного формирования Евразийского союза. Кто знает, возможно, однажды Пакистан станет его членом. Но для этого необходимо предварительное вступление в Евразийский союз Кыргызстана и Таджикистана, что сможет обеспечить единое территориальное пространство от Карачи до Калининграда и выход для участников Евразийского союза к трем океанам — Индийскому, Северному Ледовитому и Тихому.
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук
Рэспубліка, 28 января 2012
Кoличество переходов на страницу: 992
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |