Основных причин деградации и разрушения нынешней однополярной системы международных отношений мы видим две. Во-первых, государство, которое формирует этот единственный полюс, задействует все имеющиеся у него в распоряжении экономические, политические и военные ресурсы для продления любой ценой периода своего доминирования на международной арене. Игнорирование мнения и интересов других стран, грубый нажим на суверенные государства, сохранение практики диктата в международных отношениях встречают закономерное отторжение и противодействие со стороны большинства членов международного сообщества.
Во-вторых, по мере экономического укрепления других крупных государств, таких как Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, вокруг них в различных регионах формируются новые центры силы, что также ускоряет процесс эрозии однополярного устройства мира.
Республика Беларусь является одним из тех государств, которые смело, последовательно и аргументированно с трибун ООН и Движения неприсоединения подчеркивали губительную сущность и негативные последствия укоренения однополярности устройства мира. Мы отстаивали и продолжаем отстаивать необходимость формирования многополярного мироустройства, поскольку только оно может предоставить государствам необходимые условия для безопасного развития и коллективного справедливого решения общих международных проблем на основе норм международного права и взаимного уважения и учета интересов.
На Всемирном саммите ООН 2005 года Президент Республики Беларусь выдвинул инициативу о признании ценности многообразия путей прогрессивного развития государств. Инициатива уже нашла свое отражение в ряде официальных документов ООН и Движения неприсоединения. Но реализовать ее на практике в условиях однополярного мироустройства гораздо сложнее. Поэтому так необходимо добиваться формирования многополярного мира.
Основываясь на этом подходе, Беларусь активно формирует среди партнеров по Движению неприсоединения мнение о необходимости дальнейшего развития Движения, формирования на его основе центра конструктивной силы.
Мы все делаем для того, чтобы и Организация Договора о коллективной безопасности в перспективе стала одним из реальных центров силы, который сможет активно влиять на обеспечение международной безопасности.
Одновременно мы считаем, что недостаточно достичь просто многополярности мироустройства как таковой. Еще двадцать лет назад существовала казавшаяся непоколебимой биполярная международная система. Но она рухнула в одночасье, потому что была основана на противостоянии двух полюсов. Беларусь считает, что мы должны прийти к такой многополярной системе, которая будет основана не на конфронтации, а на взаимодействии. Только такая система будет долговечной и стабильной. Она способна принести наибольшую пользу человечеству, потому что там, где мы сможем наладить взаимодействие, мы справимся с самыми сложными проблемами. Именно об этом говорилось в выступлении белорусской делегации на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в прошлом году. Эта тема будет оставаться одним из главных ориентиров при выработке нашей позиции на ближайших международных форумах.
2. Внешняя политика Республики Беларусь отличается прагматизмом. Достаточно сказать, что одним из основных показателей эффективности отечественных дипломатических представительств является уровень активности внешнеэкономической деятельности. Что Вы можете сообщить о результатах работы в этом направлении в 2007 году?
Внешнеполитическая стратегия любого государства определяется прагматическими целями и прежде всего потребностями экономики.
Беларусь – среднего по европейским меркам масштаба страна, у нас нет геополитических амбиций. Но у нас есть конкретные интересы – обеспечить стабильный экономический рост, удовлетворение потребностей наших граждан, которые мы должны реализовывать, действуя на глобальном геополитическом пространстве. Экономика Беларуси – чрезвычайно открытая и динамично развивающаяся, ее основа – технологичные перерабатывающие отрасли. Важнейшее условие ее нормального функционирования – обеспечение растущих рынков сбыта для нашей продукции, а также бесперебойных и по взаимоприемлемым ценам поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны. На решение этих задач и направлена сегодня внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь.
Для этого используется весь арсенал современных средств экономической дипломатии от изучения рынков и поиска товарных ниш для белорусской продукции до разработки и реализации стратегий продвижения белорусских товаров на эти рынки, формирования за рубежом позитивного имиджа Беларуси как страны-экспортера качественной и доступной по цене продукции, страны привлекательной для инвестирования.
Естественно, что вся работа по установлению контактов с потенциальными импортерами и инвесторами ведется в тесном взаимодействии с нашими производителями и экспортерами. И надо сказать, что это взаимодействие приносит положительные результаты.
По итогам года экспорт белорусских товаров достиг рекордной величины – 24,3 млрд. долларов. Это практически на четверть больше чем в 2006 году. А без учета нефти и нефтепродуктов экспорт увеличился на 30 %. Это более чем в полтора раза превышает прогнозное задание по экспорту.
Хочу подчеркнуть: стабильный рост экспорта продолжается уже пять лет: его объемы в 2007 году более чем в 3 раза превышают уровень 2002 года.
Думаю, такой динамикой могла бы гордиться любая страна, даже не имевшая тех привнесенных неблагоприятными внешними обстоятельствами проблем, с которыми столкнулась Беларусь в прошлом году.
На долю стран пребывания белорусских загранучреждений, а это 46 государств мира, приходится 96,5% от общего объема экспорта. Прирост экспорта в эти государства в стоимостном выражении составил 4,5 млрд. долларов США или 23,8%.
Высокие темпы роста экспорта обеспечены во все регионы мира: в страны СНГ – на 30,5%, в страны Европейского союза – на 17,4%, в страны Азии – на 21,6%, в страны американского континента на – 18%, в африканские страны – на 44,2%.
Положительно можно оценить работу по наращиванию экспорта в 2007 году в Россию – увеличение на 29,8% по отношению к 2006 г., Казахстан – рост составил 39,3%, Украину – 19,3%, Китай – 21,6%, Вьетнам – 18%, что особенно важно с учетом высоких объемов поставок в эти страны. Более чем в два раза увеличились наши поставки в Азербайджан, Туркменистан, Латвию, Эстонию, Японию, Иран и ряд других стран.
При этом важно подчеркнуть, что рост экспорта достигнут не только за счет роста цен и увеличения объемов продаж нефтепродуктов и калийных удобрений. Без учета данных групп товаров экспорт вырос на 30,7%, т.е. экспорт товаров несырьевой группы развивается опережающими темпами. Об этом свидетельствует и увеличение доли инвестиционного экспорта в общем объеме экспорта с 12,4% процента в 2006 году до 14,1% в прошедшем году. Мы стали больше продавать готовых сложнотехнических изделий. Экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости составил 3,4 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2006 годом на 40,2%.
Важным итогом 2007 года стала дальнейшая товарная и географическая диверсификация экспорта. В течение года наша продукция впервые вышла на рынки 14 стран, среди которых Уругвай, Катар, Боливия, Барбадос, Бенин, Доминика, Мавритания, Мьянма, Непал.
На рынках наших давних партнеров появились новые для них белорусские товары: в Грузии, Туркменистане, Кыргызстане, Таджикистане, Германии, Италии, ОАЭ, Ливии, Китае, Сирии, США, Канаде – сгущенное молоко и сливки; в Испании, Люксембурге, Хорватии, Чили, Пакистане, на Кипре – автошины; в Австрии, Латвии – синтетические волокна; в Украине – солод.
Принципиально важным вопросом стало расширение географии поставок высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Впервые поставлены на экспорт автобусы в Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан и Сербию; дорожная техника – в Австрию, Чехию, Таджикистан, Индию; тракторы – в Бельгию, Венесуэлу, Сербию; медицинские приборы – в Словакию; стиральные машины – в Украину и Казахстан; двигатели внутреннего сгорания – в Словакию и ОАЭ.
Конкурентоспособность белорусских товаров и благоприятная мировая конъюнктура являются хорошей основой для наращивания поставок белорусских товаров на внешние рынки и в текущем году, залогом успешного выполнения Национальной программы развития экспорта.
3. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая перед руководителями отечественных загранучреждений в августе 2006 г., поставил задачу «работать над повышением коллективной энергетической безопасности». Каковы пути реализации этого направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности?
Усилия, предпринимаемые внешнеполитическим ведомством Беларуси по затронутой Вами теме, следует рассматривать в контексте установки Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на диверсификацию поставок углеводородного сырья в нашу страну, озвученной в Послании народу и Парламенту страны в 2007 году. Экономика государства не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Сейчас это слишком рискованно.
В беседах с зарубежными коллегами я часто прибегаю к эпитету «нетто-поставщик региональной безопасности» в отношении нашей страны. Ведь наш вклад в европейскую безопасность существенно больше, чем те риски, которые теоретически могут исходить с территории Беларуси. При этом безопасность в данном случае понимается не в узковоенном смысле, а в современной, расширенной трактовке этого термина, включающей в себя экономический, экологический и энергетический компоненты.
Вклад Беларуси в региональную энергетическую безопасность, действительно, весом. Так, что касается поставок российского газа в Западную Европу, мы – «транзитер № 2» после Украины. Причем заменить нас, заместить белорусский маршрут в среднесрочной перспективе нереально, а в долгосрочной – нерентабельно. Наоборот, все предпосылки, включая создание на базе «Белтрансгаза» совместного с «Газпромом» газотранспортного предприятия, говорят в пользу того, чтобы объемы транзита газа через нашу росли.
Что касается транзита российской нефти в Западную Европу трубопроводным транспортом, то здесь мы уже – «транзитер № 1». Мы делаем все, чтобы нефтепровод «Дружба» не просто продолжал функционировать, а расширял свои возможности, приобретал новое – балто-черноморское – измерение.
Беларусь – автор ряда региональных транзитных инициатив. Общая и обязательная черта всех наших предложений в том, что в случае их реализации создаются т.н. «win-win situations», т.е. выигрывают все участники. Мы принципиально против попыток сталкивать конкурирующие интересы, создавать предпосылки для конфронтации энергетических проектов. Еще и поэтому тематика энергетики обсуждается нами со всеми соседями: естественно и традиционно – с Россией. Тесно общаемся мы и с украинскими коллегами, в прошлом году начался энергетический диалог с Европейским союзом.
Так, например, между Беларусью и Украиной создан и активно функционирует институциональный компонент взаимодействия по линии обеспечения коллективной энергетической безопасности – рабочая группа по сотрудничеству в энергетической сфере в рамках Межправительственной Белорусско-Украинской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества.
В области электроэнергетики продолжается переговорный процесс по согласованию условий поставок украинской электроэнергии в Беларусь. Решение данной проблемы откроет путь для налаживания транзита электроэнергии от украинских производителей в страны Балтии и Польшу по электрическим сетям Беларуси. Важными станут совместные усилия Минска и Киева по повышению надежности и экономичности функционирования энергосистем Беларуси и Украины в условиях их параллельной работы.
Проводится работа по налаживанию более предметного сотрудничества в энергетической сфере с Казахстаном. В конце января 2008 года в Минске проведено первое заседание Совместной рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики при Межправительственной Белорусско-Казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Кроме того, мы стремимся продвигать многостороннее энергетическое сотрудничество. Так, на прошлогоднем заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ по нашей инициативе было принято решение о защите критической энергетической инфраструктуры от террористических нападений.
На 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мы выступили с инициативой проведения неформальных слушаний, посвященных современным технологиям использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. В данном вопросе Беларусь исходит из того, что соответствующие разработки должны рассматриваться в качестве общечеловеческого достояния, доступного для всех. Иначе уже в недалеком будущем они могут повторить судьбу традиционных энергоносителей, которые контролируют только сильные мира сего и за обладание которыми сегодня идет острое соперничество.
4. Одним из стратегических партнеров Республики Беларусь является Китай. Безусловно, китайский фактор на международной арене становится все весомее. Однако влияние КНР на европейские дела все-таки не так велико. Насколько перспективно это направление нашей внешней политики, и какие конкретные достижения стратегического партнерства имеются уже сейчас?
Полностью согласен с Вашим тезисом о том, что китайский фактор на международной арене становится все весомее, причем во всех сферах.
Китай, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, играет активную роль в мировой политике и в этой Организации, выступая за многополярное мироустройство, за многосторонность в международных отношениях, против вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
На международной арене Пекин продолжает линию, направленную на построение «гармоничного мира». Государство целенаправленно отстаивает свои политические и экономические интересы на всех континентах.
С каждым днем возрастает роль КНР в глобальной экономике. Согласно китайской статистике, валовый внутренний продукт страны по итогам 2007 года составил более 3,4 трлн. долларов США, что на 11,4% больше по сравнению с показателем 2006 года. По оценкам аналитиков, по объему ВВП Китай вплотную приблизился к Германии и делит с ней по этому показателю третье-четвертое место в мире. Одновременно Китай является одним из ведущих мировых игроков в инвестиционной сфере.
Позволю себе не согласиться с тем, что влияние КНР на европейские дела невелико. Данные китайской статистики свидетельствуют, что главным торговым партнером Китая в 2007 году стал именно Европейский союз. Объем взаимной торговли с ЕС составил 356,1 млрд. долларов США, продемонстрировав рост на 27%.
На фоне динамичной торговли ведется активный политический диалог: регулярно проводятся саммиты руководителей КНР и ЕС, проходят активные переговоры по новому рамочному Соглашению о двусторонних взаимоотношениях. В Пекине считают, что этот документ должен включать, кроме торговых, также политические вопросы и вопросы безопасности.
В ноябре прошлого года в Пекине состоялась уже 10-я встреча руководителей Китая и Евросоюза, в ходе которой стороны ретроспективно оценили результаты сотрудничества и спланировали дальнейшее развитие двусторонних связей.
Стратегическое партнерство между ЕС и Китаем выгодно Европе, Китаю и миру в целом. Ведь КНР играет важную роль в решении ряда основных международных и региональных вопросов, в том числе ядерной проблемы Корейского полуострова.
В январе 2008 года исполнилось шестнадцать лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой. Китай – одно из первых зарубежных государств, которое признало независимость нашей страны и открыло в 1992 году свое посольство в Минске. Беларусь открыла свое первое посольство в странах Азии именно в Пекине в 1993 году.
Базой для развития масштабного белорусско-китайского сотрудничества является динамичный и результативный диалог на уровне Глав двух государств, характеризующийся высочайшей степенью взаимопонимания. В Совместной декларации Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, подписанной в ходе государственного визита Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в КНР в декабре 2005 года, зафиксировано, что «отношения между нашими государствами вступили в качественно новый этап, этап всестороннего развития и стратегического сотрудничества». За этой оценкой руководителей двух стран стоят вполне реальные достижения.
Наши страны плодотворно взаимодействуют на международной арене. Устойчивый, динамичный и конструктивный характер носит сотрудничество в рамках ООН. Позиции Беларуси и Китая совпадают по основным вопросам международной повестки дня. Обе страны последовательно выступают против политизации проблематики прав человека, избирательного подхода к рассмотрению ситуаций в этой сфере в разных странах мира, а также использования международных механизмов по защите прав человека для оказания политического давления на государства, которые проводят независимую внутреннюю и внешнюю политику. Динамично развивается белорусско-китайское межпарламентское сотрудничество.
Помимо политического диалога, наши государства активно развивают торгово-экономическое, научно-техническое, гуманитарное сотрудничество.
Важным фактором становления двусторонних отношений является формирование договорно-правовой базы. В настоящее время она в целом сформирована и насчитывает более 80 документов.
Двусторонние торгово-экономические отношения приобрели качественно новое состояние после государственного визита в КНР в декабре 2005 года Главы белорусского государства. По итогам 2007 года товарооборот вырос на 36,6% и составил более 1,3 млрд. долларов США, белорусский экспорт – 484,6 млн. долларов, увеличившись на 21,6%.
Данный результат достигнут не одномоментно, он является итогом кропотливой работы белорусских и китайских партнеров. В настоящее время в Китае создана развитая товаропроводящая сеть для продвижения белорусской продукции. Белорусская калийная компания, БелТПП, Беларусбанк, Минский завод колесных тягачей, Минский тракторный завод, БелАЗ, Интеграл, Белорусский металлургический завод, Гомсельмаш и авиакомпания «Трансавиаэкспорт» имеют своих представителей и дилеров в КНР.
Минский завод колесных тягачей и Минский тракторный завод дальше всех пошли в закреплении на емком рынке Поднебесной. Ими организованы сборочные производства белорусской продукции, проводится работа по расширению использования китайских комплектующих.
Основными статьями белорусского экспорта в Китай являются калийные удобрения, капролактам, карьерные самосвалы и запчасти к ним, электронные интегральные схемы и микросборки, металлопродукция, химическая продукция, продукция станко- и приборостроения.
Основные группы белорусского импорта из КНР – оборудование, комплектующие изделия и материалы для экспортоориентированных производств Беларуси, потребительские товары.
Целый ряд факторов создает исключительно благоприятные возможности для привлечения в нашу страну китайских инвестиций. Это выгодное географическое положение Беларуси, стабильная социально-политическая обстановка, высокий уровень двусторонних отношений, наличие в стране квалифицированной рабочей силы, близость Беларуси к государствам Евросоюза, а также перспектива создания в ближайшем будущем общего экономического и таможенного пространства с Россией и Казахстаном.
В этой связи развитие двусторонних торгово-экономических отношений в последние годы характеризуется динамичным переходом от простой торговли к производственной кооперации и, главное, реализации крупных совместных инвестиционных проектов. В настоящее время реализуются проекты по развитию в Беларуси деятельности третьего оператора мобильной связи «БеСТ», модернизации Минской ТЭЦ-2, созданию минским заводом «Горизонт» и крупной китайской корпорацией «Midea Group» крупного совместного предприятия по производству высококачественной бытовой электротехники для внутреннего рынка и на экспорт.
Новым важным шагом в развитии кредитно-инвестиционного сотрудничества явилось подписание сторонами 5 ноября 2007 года в ходе официального визита в Беларусь Премьера Госсовета Китая Вэнь Цзябао соглашений о выделении китайских кредитных ресурсов для модернизации цементной промышленности Республики Беларусь. На различной стадии подготовки находятся еще около 20 проектов в энергетике, машиностроении, нефтехимии, деревообработке, текстильной и пищевой отраслях, для которых требуется более 2 млрд. долларов США кредитных ресурсов.
Предлагаемые нами проекты выгодны в равной степени как Беларуси, так и Китаю. Беларусь фактически предоставляет Китаю площадку в центре Европы для демонстрации его технологий и высококачественного оборудования. Беларусь – первая в Европе страна, активно сотрудничающая с китайскими корпорациями в области строительства цементных заводов, целлюлозных комбинатов, электростанций, деревоперерабатывающих предприятий.
Наша страна является ключевым и кратчайшим транзитным маршрутом для грузов, следующих сухопутным путем из Евразии в Европу. В этой связи особый взаимный интерес и выгоду для Беларуси и Китая представляет развитие экспортно-импортных и транзитных перевозок в сообщении между двумя странами, непосредственное участие Республики Беларусь в прорабатываемом сейчас проекте создания транзитного коридора Западный Китай – Россия – Европа. В этой связи перспективным направлением работы представляется более активное использование китайской стороной транзитного потенциала Беларуси для более эффективного продвижения товаров в Европу, что будет отвечать интересам обеих стран.
Научно-техническое сотрудничество – одно из перспективных направлений белорусско-китайского взаимодействия – ведется на основе прочной договорно-правовой базы. Сторонами определено свыше 200 научно-технических проектов, представляющих взаимный интерес, более 40 уже реализовано. Продуктивно работает Межправительственная белорусско-китайская комиссия по сотрудничеству в области науки и техники. На регулярной основе в двух странах проводятся Дни науки и техники, обмен делегациями ученых.
В связи с принятым в нашей стране решением построить в ближайшее время атомную электростанцию перспективным направлением взаимодействия выступает обмен опытом в области мирного использования ядерной энергии. Прорабатывается вопрос заключения соглашения в данной сфере.
Белорусско-китайское сотрудничество в сфере образования имеет традиции со времен Советского Союза и успешно развивается в настоящее время, в первую очередь на основе обмена студентами. 26 вузов Республики Беларусь имеют 90 прямых договоров о сотрудничестве с учреждениями образования КНР. В 2007/2008 учебном году в 24 вузах Беларуси обучаются 1396 китайских граждан. Организовано преподавание китайского языка как иностранного в средних школах Республики Беларусь – в настоящее время этот сложный и интересный язык изучают более 400 учащихся.
Важным направлением двустороннего сотрудничества является «народная дипломатия», реализуемая в рамках сотрудничества, установления и развития побратимских связей между регионами. В настоящее время побратимские отношения существуют между Брестской областью и провинцией Хубэй, г.Брестом и г.Сяоганем, г.Минском и г.Чанчунем, Могилевской областью и провинцией Хэнань, г.Могилевом и г.Лояном, г.Гомелем и г.Хуайинем, г.Барановичами и г.Чиби, Московским районом г.Минска и районом Лаошань г.Циндао, Заводским районом г.Минска и районом Цзиньчжоу г.Далянь.
Беларусь благодарна своему восточному партнеру за значительную гуманитарную помощь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поддержку продвижения соответствующих вопросов в рамках ООН.
Сотрудничество в сфере культуры позволяет двум народам лучше понять друг друга. Традиционным стал обмен гастролями художественных коллективов. В 2006 году прошли Дни культуры Китая в Беларуси, достигнута договоренность о проведении в июле 2008 года Дней культуры Беларуси в КНР.
С учетом проведения в Китае в августе нынешнего года XXIX Олимпийских игр активно развивается взаимодействие в сфере спорта.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время белорусско-китайские отношения характеризуются высочайшим уровнем взаимопонимания. Тенденция динамичного развития взаимодействия во всех сферах, основанного на общих интересах и выгоде, позволяет с обоснованным оптимизмом смотреть в будущее.
5. В последнее десятилетие активно обсуждается вопрос о необходимости реформирования ООН. Какую позицию в данном вопросе занимает Республика Беларусь как одна из стран-учредительниц этой организации?
Для начала хотелось бы скорректировать сформулированный вопрос. Обсуждается не необходимость реформирования ООН – решение по этому вопросу принято еще в 90-е годы. Сегодня обсуждаются конкретные аспекты реформы.
На рубеже XX и XXI столетий, в условиях масштабных геополитических преобразований в мире и появления новых глобальных вызовов и угроз, таких как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, увеличение количества гуманитарных кризисов вследствие учащения стихийных бедствий и вооруженных конфликтов, обострилась необходимость реформирования всех ключевых звеньев деятельности ООН. Стоит задача на основе накопленных за 60 лет опыта и знаний, при обеспечении незыблемости Устава, с учетом требований и реалий современного мира создать Организацию Объединенных Наций образца XXI столетия, имеющую достаточный потенциал и возможности по решению стоящих перед человечеством наиболее острых международных проблем.
Как государство-учредитель ООН Беларусь поддерживает этот процесс, активно участвует в нем и положительно оценивает достигнутые к настоящему времени результаты. Конечно, на первый взгляд может показаться, что процесс реформы идет слишком медленно и результативность его невысокая. Да, может быть, хотелось бы других темпов. Принята лишь десятая часть всех рассматриваемых предложений по реформе. Но это происходит оттого, что в Организации уже более 190 стран-членов, и мы обязаны выбрать и утвердить лишь те идеи и предложения, которые реально позволят Организации лучше удовлетворять потребности как можно более широкого круга государств. Ошибки и просчеты в таком важном деле могут очень и очень дорого обойтись всему международному сообществу.
Если брать наиболее важные решения последних лет по реформе, то хотелось бы, прежде всего, отметить учреждение Комиссии по миростроительству и Совета по правам человека, институциональное укрепление Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и укрупнение Центрального фонда ООН по реагированию на чрезвычайные ситуации. Продвигается вперед переговорный процесс по поиску путей повышения эффективности работы Генеральной Ассамблеи, реформированию и обновлению деятельности Совета Безопасности. Прогресс на этих направлениях не столь велик, что в принципе неудивительно: эти два органа проводят основную работу по выработке политики ООН в отношении фактически всех крупных вопросов и проблем, а их решения и резолюции касаются всех государств. В текущем году мы ожидаем активизации переговоров по реформе оперативной деятельности системы ООН на региональном и страновом уровнях.
Таким образом, проходит процесс обновления и механизмов выработки политики и принятия решений в рамках межправительственных органов, и механизмов их практической реализации на местах структурами ООН.
По большинству из упомянутых аспектов реформы Беларусь подготовила и представила на рассмотрение государств-членов ООН конкретные предложения. Многие из них утверждены и уже реализуются на практике. Особенно велик вклад Беларуси в институциональное укрепление ЭКОСОС, обновление и совершенствование деятельности Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь предложила также модель реформы Совета Безопасности и активно участвует в поиске оптимального формата продолжения переговоров по этому, надо сказать, уже перезревшему вопросу.
Наши приоритеты в процессе выработки позиции по реформе выстраиваются, исходя из многолетнего опыта работы в ООН и необходимости повышения роли Организации как незаменимого механизма коллективного решения насущных международных проблем в общемировых процессах. Беларусь исходит из того, что реформа должна укрепить потенциал реагирования Организации на возникающие проблемы и нужды государств мира, включая, прежде всего, малые уязвимые развивающиеся государства. Их голос должен быть услышан.
Обновленная ООН также должна послужить объединяющей силой в противодействии глобальным вызовам и угрозам. Успехи в этом направлении уже есть и их нужно развивать. К примеру, в 2006 году принята Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. В настоящее время Беларусь активно продвигает в ООН идею выработки столь же комплексной и всеохватывающей стратегии ООН по борьбе с торговлей людьми.
Но, безусловно, процесс реформы сопровождается и определенными негативными явлениями. Некоторые наиболее крупные и мощные в экономическом и военном плане государства стремятся использовать реформу ООН как удобную возможность для укрепления своих позиций в Организации, создать предпосылки для своего доминирования в ООН, задействовать институты и возможности ООН для продвижения своих узких целей, навязывания своего видения развития и демократического управления по всему миру. Таким попыткам Беларусь и ее стратегические союзники и партнеры, прежде всего, Россия и государства-лидеры Движения неприсоединения, будут активно противодействовать.
Мы исходим из того, что главной целью реформирования ООН должно быть повышение эффективности ее работы, а не реализация интересов узкой группы государств. Поэтому голос Беларуси всегда будет звучать в поддержку достижения самого широкого согласия государств-членов по наиболее важным элементам реформы.
6. В 2007 году Беларусь и Евросоюз сделали несколько осторожных «встречных шагов», прошли важные совместные мероприятия. Означает ли это, что в ЕС начинает меняться восприятие Беларуси, а еврочиновники осознают необходимость поиска новых подходов в развитии двустороннего диалога?
2007 год и истекший период 2008 года действительно характеризуются отдельными позитивными моментами во взаимодействии Беларуси и ЕС. Однако говорить о формировании некой устойчивой тенденции развития наших двусторонних отношений пока преждевременно. Слишком долго эти отношения находились в стагнации. Пока обе стороны испытывают недостаток доверия друг к другу. Поэтому одномоментного изменения отношений ожидать не стоит. Для вывода сотрудничества Беларуси и ЕС на качественно новый уровень должно пройти определенное время.
И мы, и наши европейские партнеры осознают необходимость поиска новых подходов в развитии двустороннего диалога. Сейчас не время копаться в прошлом, разбираться, кто прав и кто виноват в том, что мы оказались в ситуации практически полного отсутствия контактов. Сейчас самое важное – выработать стратегию изменения этой ситуации в лучшую сторону. И путь постепенного движения в этом направлении, на наш взгляд, – единственно возможный.
Подтверждением наших намерений является подписание Соглашения об открытии представительства Европейской Комиссии в Минске, официальная церемония которого состоялась 7 марта 2008 года в Брюсселе. От Республики Беларусь документ подписал заместитель Министра иностранных дел Валерий Воронецкий, от Еврокомиссии – член Европейской комиссии по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер.
Хотел бы подчеркнуть, что решение об открытии Представительства Еврокомиссии в Минске принято в контексте нацеленности Беларуси на полномасштабный и прагматичный диалог с ЕС и его руководящими органами.
Белорусская сторона рассматривает Представительство Еврокомиссии как инструмент содействия налаживанию сотрудничества Беларуси с ЕС в сферах общего интереса. К ним в частности относятся: энергетика, развитие трансъевропейских транспортных коридоров, сотрудничество в области охраны совместных границ, развитие приграничной инфраструктуры, борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми, организованной преступностью, реализация трансграничных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды.
7. Таким образом, официальный Минск предложил Брюсселю сконцентрировать усилия на сотрудничестве по важнейшим направлениям взаимного интереса. Это, прежде всего, названные Вами энергетика, транспорт, транзит, окружающая среда. Есть ли уже какая-то ответная реакция со стороны Европейского союза?
Подчеркну, что суть предложений Минска Брюсселю изначально заключалась в необходимости отказа от политизации вопросов прагматичного сотрудничества по направлениям, которые находятся в сфере интересов и Беларуси, и ЕС.
Что касается сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, то по каждому из этих направлений и в 2007, и уже в 2008 году состоялись консультации экспертов. Имеются договоренности об их продолжении. В будущем по этим направлениям необходимо выходить на реализацию совместных проектов с ЕС, расширить сферы взаимодействия на актуальные для обеих сторон темы.
В качестве примера прагматичности наших подходов можно назвать недавние события на польском участке границы ЕС. Как Вам известно, в конце января 2008 года акция сотрудников таможенной службы Республики Польша привела к нарушению нормального режима перемещения грузов. В результате был причинен серьезный ущерб экономическим интересам субъектов хозяйствования как стран ЕС, так и государств-соседей. Очевидно, что в будущем мы должны избегать повторения подобных ситуаций. Для этого мы направили в Брюссель предложение совместно разработать систему мер, обеспечивающих нормальное функционирование границы Европейского союза и Республики Беларусь. Ожидаем реакции европейцев.
8. В феврале прибыл новый глава Минского офиса ОБСЕ Ханс-Йохан Шмидт, который уже заявил о намерении работать строго в рамках мандата. Насколько, на Ваш взгляд, эффективны программы, реализуемые представительством ОБСЕ в Беларуси?
Действительно, новый руководитель Офиса ОБСЕ в Минске, представитель Германии Ханс-Йохен Шмидт приступил к работе с 4 февраля 2008 года.
Как вы знаете, Офис ОБСЕ действует в Беларуси с 2003 года. В соответствии с мандатом Офиса его главной задачей является оказание содействия Правительству Беларуси по согласованным направлениям: экономика, экология, институциональное строительство и верховенство закона, развитие институтов гражданского общества.
Мандат обязывает Офис ОБСЕ в Минске осуществлять свои функции прозрачно, в тесном сотрудничестве с Правительством Беларуси и в полном соответствии с законодательством Республики Беларусь. Поэтому твердо исходим из того, что новый глава Офиса обеспечит неукоснительное соблюдение мандата.
Основная форма нашего сотрудничества с Офисом – это совместная проектная, программная деятельность, отвечающая интересам Республики Беларусь. За период деятельности Офиса в Беларуси реализовано свыше 30 совместных проектов, большинство из которых были инициированы белорусскими государственными органами. Тематика проектов разнообразна: альтернативные источники энергии, развитие сельского туризма, восстановление регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, участие Беларуси в механизмах Киотского протокола, совершенствование белорусского законодательства по местному самоуправлению.
К сожалению, в своем большинстве это небольшие проекты, что объясняется относительно скромным бюджетом Офиса. Мы были бы заинтересованы, конечно, в более значимых проектах на указанных направлениях.
9. Беларусь становится все более привлекательной страной для размещения инвестиций. В минувшем году потенциальные зарубежные инвесторы буквально выстраивались в очередь с заманчивыми предложениями. С чем Вы связываете такой резкий всплеск интереса к нашей республике? Какие страны лидируют по объему капиталовложений в Беларусь?
Действительно, интерес к вложению капитала в нашу страну со стороны иностранных инвесторов возрастает на протяжении последних лет. То, что это не теоретический, а практический интерес подтверждает и положительная динамика поступления иностранных инвестиций в реальный сектор белорусской экономики. Так, если еще в 2002 году общий объем поступлений иностранных инвестиций составил 722,2 млн. долларов, то в 2004 году он увеличился более чем в 2 раза до 1,5 млрд. долларов, а за последние три года – еще в 3,5 раза до 5,4 млрд. долларов.
Но предложения зарубежных инвесторов не падают, что называется,
«с неба», а являются следствием системной работы Правительства по совершенствованию бизнес-климата в стране, что нашло отражение, в частности, в отмене «золотой акции», введении принципа заявительной регистрации бизнеса, предоставлении беспрецедентных льгот для предприятий, создаваемых в городах с населением менее 50 тысяч человек.
В нашей стране единственной из государств СНГ принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории государства.
С целью улучшения инвестиционного климата в стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Кроме того, создано Национальное инвестиционное агентство, работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.
Нужно сказать и о том, что Беларусь является лидером среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития. Выгодно отличает нашу страну и географическое положение – между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Придя к нам, инвестор также получает доступ не только к емкому российскому рынку, но и к рынкам стран Таможенного союза. И это далеко не все преимущества Беларуси как объекта вложения инвестиций.
Среди наших основных инвесторов, безусловно, на первом месте находится Россия. Поступления российских инвестиций за 2007 год составили 33,5% от общего объема инвестиций.
Кроме Российской Федерации неизменно высокий интерес к вложению капитала в нашу страну проявляют: Великобритания, поступления из которой составили 860,7 млн. долларов США или 15,9% от общего объема иностранных инвестиций; Швейцария – 606,4 млн. долларов или 11,2%; Австрия – 594,3 млн. долларов или 11%.
На протяжении ряда лет Швейцария является нашим основным прямым инвестором. В 2007 году объем поступления швейцарских прямых инвестиций составил 580,3 млн. долларов США или 44,2% от общего объема прямых инвестиций.
На территории Беларуси действует большое количество совместных и иностранных предприятий, созданных с участием американского, немецкого, польского и литовского капитала.
10. В 2007 году Беларусь получила возможность добывать нефть на территории Венесуэлы. Известно, что белорусская сторона также вела переговоры о развертывании нефтяного сотрудничества с Ираном и некоторыми другими странами. Где еще в скором времени может появиться «белорусская скважина»?
В ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Венесуэлу в декабре 2007 году состоялось торжественное открытие совместного белорусско-венесуэльского предприятия «Петролера БелоВенесолана» по добыче нефти. Подписан Декрет Президента Венесуэлы о передаче месторождений Гуара Эсте в Восточно-венесуэльском бассейне и Лаго Медио в бассейне Маракаибо на баланс совместного предприятия.
В настоящее время проводятся работы по бурению третьей разведочной скважины на блоке «Хунин-1» в нефтеносном поясе реки Ориноко. Для этого в сентябре 2006 года было подписано соответствующее соглашение между венесуэльской государственной нефтяной компанией «Петролеос де Венесуэла» и РУП «Белоруснефть».
Хочу отметить, что мы не гонимся просто за расширением географии нефтедобычи. В этом новом для нас деле главное пока – отработать механизм сотрудничества с зарубежными партнерами, найти пути максимально экономически эффективной работы как для нас, так и для принимающего государства. Тем более что «фронт работ» и без того расширяется: вы, вероятно, знаете о том, что наши венесуэльские коллеги готовы привлечь белорусских нефтяников к разработке дополнительных месторождений.
Тем не менее, в перспективе мы, естественно, будем идти вперед, искать новых партнеров. Белорусам, имеющим уникальные наработки в сфере эксплуатации сложных месторождений, в частности на Полесье, есть что предложить зарубежным странам.
11. Для белорусско-российских отношений 2007 год был сложным. Разумеется, трудно делать какие-то прогнозы, но все же может ли после состоявшихся в марте президентских выборов в России, наконец, появиться какая-то определенность относительно Союзного государства: что, как и когда будем строить?
Союз Беларуси и России – это не проект, задуманный временщиками. Однако Беларусь, да, я уверен, и Россия не заинтересованы в интеграции во имя интеграции, в процессе ради процесса. Мы хотим, чтобы интеграция приводила к прогрессу в экономике, социальной сфере. Люди должны чувствовать реальную пользу от политических решений, на которые мы вышли или выходим в плане нашей интеграции с Россией.
Наши сегодняшние отношения с Россией беспрецедентны по многим параметрам. Товарооборот в 2007 году составил более 26 млрд. долларов США. Выравниваются условия для хозяйствующих субъектов, социальные условия для конкретных людей – граждан обоих государств. Поэтому никто не может утверждать, что наш союз не состоялся. В повседневной жизни он уже дает реальную и немалую отдачу и для наших стран, и для наших народов. Это и есть определенность: союзное строительство дает осязаемый людьми результат. А в поисках наиболее эффективных форм этого строительства надо отталкиваться от реалий и потребностей жизни, находить такие варианты, которые обеспечивают взаимное укрепление двух независимых государств, ведущих такое сложное строительство.
Говоря о перспективах, замечу, что хотя примеров интеграции и множество, даже самые успешные из них имеют определенные изъяны, которых нам очень хотелось бы избежать в дальнейшем союзном строительстве с Россией. К примеру, россияне в Беларуси уже давно не чувствуют себя иностранцами, чужими людьми. А ведь это стало возможным не только благодаря нашему традиционному национальному белорусскому гостеприимству. И, конечно, мы хотим и вправе рассчитывать на взаимность. Хотим заложить прочную юридическую базу под равенство прав и условий. Поэтому когда по тем или иным причинам затягивается или не выполняется какое-то давно подписанное соглашение в социальной сфере, так сказать в человеческом измерении, где напрямую затрагиваются интересы людей, тогда могут возникать вопросы, которые надо снимать в тесном взаимодействии.
Кроме того, нельзя не замечать, что вокруг наших отношений с Россией много наносного, чего нет в реальности, но намеренно придумывается, чтобы затянуть, осложнить, а то и вовсе сорвать интеграционный процесс. Любые, даже самые рядовые сложности в российско-белорусской интеграции обрастают таким лесом легенд, что несложно потерять связь с реальностью. Ведь что скрывать: многим наш союз с Россией – как кость в горле.
Поэтому нам, конечно, предстоит еще многое сделать, но, думаю, что сегодня главным является наше общее понимание необходимости союзничества. В рамках Союзного государства нам легче обеспечить свое устойчивое, поступательное развитие.
12. Украина занимает позиции важного торгово-экономического партнера Беларуси. По итогам 2007 года взаимный товарооборот достиг рекорда, превысив 3 млрд. долларов. Однако внешняя политика нашей ближайшей соседки становится все более прозападной и пронатовской, а контакты с бывшими советскими республиками отходят на второй план. Удастся ли Беларуси и Украине сохранить тесное взаимодействие с учетом такой разницы во внешнеполитических приоритетах?
Хочу отметить, что отношения Беларуси с сопредельными государствами, равно как и с другими странами, строятся на принципах взаимного учета интересов, взаимовыгодного сотрудничества, уважения к суверенному выбору государствами политической и социально-экономической модели развития. Не является исключением и Украина.
Базисом белорусско-украинских отношений является экономика – объем товарооборота Беларуси с Украиной превышает объемы взаимной торговли между Украиной и США. Наш южный сосед входит в тройку основных торговых партнеров Беларуси, а Беларусь занимает третье место в торговом обороте Украины среди стран СНГ.
Полагаю, что взаимодополняемость экономических систем и обоюдное стремление развивать торгово-экономические отношения окажутся сильнее возможных и вполне естественных различий в выборе Минском и Киевом глобальных внешнеполитических ориентиров. Мы – соседи, исторически близкие друг другу народы, стратегически важные друг для друга.
БЕЛТА
18 марта 2008
Кoличество переходов на страницу: 1296
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |