В нынешних условиях внешняя торговля становится ключевым фактором, основой для развития экономики страны. Конъюнктура мирового рынка благоприятствует нашим экспортерам, а высокие продажи, подкрепляемые хорошим уровнем рентабельности, позволяют загрузить производственные мощности, поддержать уровень занятости населения, не допустить оседания продукции на складах. Не случайно вопросы развития внешней торговли на современном этапе представляются исключительно важными. И один из действенных инструментов повышения ее эффективности — это товаропроводящая сеть (ТПС) за рубежом. Накануне Дня торговли, который в этом году отмечается 29 июля, о состоянии дел в этой сфере в интервью рассказал министр торговли Беларуси Валентин Чеканов.
— Валентин Сергеевич, как вы можете охарактеризовать состояние ТПС белорусских производителей за рубежом?
— Следует отметить, что в последние годы она достаточно динамично развивается. Например, сегодня товаропроводящая сеть белорусских предприятий за рубежом насчитывает более 3800 субъектов. Из них 343 — это организации с белорусскими инвестициями, расположенные в 36 государствах мира. Наибольшую активность здесь проявляют крупные производители в промышленной отрасли — с участием их вложений создано 120 субъектов, в пищевой — более 70 и в нефтехимической отрасли — более 30. Кроме того, промышленными организациями республики открыто уже 132 сборочных производства за рубежом.
— Какие функции в вопросе развития товаропроводящей сети возложены на Министерство торговли?
— Мы также ведем активную работу по созданию многофункциональных торговых домов с выставочными площадками, которые реализуют самый широкий спектр белорусской продукции. Например, в конце 2010 года такие объекты открыли свои двери для покупателей в Венесуэле, Армении, Туркменистане. В настоящее время регистрируется торговый дом во Вьетнаме.
Чтобы стимулировать развитие товаропроводящей сети, усовершенствовать порядок создания и организации работы субъектов ТПС, а также повысить эффективность их деятельности, принимаются необходимые законодательные акты. В частности, нашим ведомством совместно с другими органами государственного управления разработано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 года № 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
— Одно из направлений деятельности Минторга — подготовка и проведение национальных экспозиций за рубежом…
— Действительно, очень важным аспектом торговли традиционно является не только умение продать товар, но и как следует его представить. Координация подготовки национальных выставочных мероприятий за рубежом — одно из основных направлений нашей деятельности. Например, в 2011 году Минторгом совместно с Министерством иностранных дел, Белорусской торгово-промышленной палатой и другими заинтересованными ведомствами было организовано проведение 10 национальных выставок Республики Беларусь в странах Европы (ФРГ), СНГ (Россия, Украина и Казахстан), Африки (ЮАР), Юго-Восточной Азии (Вьетнам) и других.
Следует также отметить, что география национальных выставочных мероприятий в последние годы весьма разнообразна. При планировании мест их проведения мы учитываем все внешнеполитические и внешнеэкономические факторы. Это позволяет нам стимулировать экспортные поставки белорусской продукции как на традиционные, так и на новые зарубежные рынки, где потенциал белорусского экспорта намного превышает объемы сегодняшних поставок.
— Как можно оценить эффективность национальных экспозиций?
— Эффект проведения выставок довольно продолжителен во времени, ведь соглашения могут заключаться и через несколько лет после проведения мероприятий. Однако замечу, что в результате грамотного отбора мест проведения национальных выставочных мероприятий, а также их качественной подготовки со стороны госорганов и участников стало подписание в минувшем году участниками выставок контрактов на сумму более $ 100 млн.
В нынешнем году Минторгом совместно с другими заинтересованными ведомствами уже организовано проведение 6 национальных экспозиций на крупнейших международных выставках в Германии, Вьетнаме, Китае и России. Кстати, впервые белорусские организации приняли участие в выставке в Индонезии. Огромный интерес у ее посетителей вызвали разработки отечественных образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также продукция машиностроения и нефтехимии.
Об успешности участия белорусов в выставках за рубежом свидетельствует также признание высокой степени инновационности и качества продукции, производимой отечественными организациями. Так, на Уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2012», которые состоялись 12—15 июля текущего года в городе Екатеринбурге (Россия), роботизированный карьерный самосвал БелАЗ-75137 с электромеханической трансмиссией и дистанционным управлением стал обладателем премии «Лучший промышленный экспонент/проект». Это особенно почетно, учитывая, что данная экспозиция считается главной промышленной выставкой России.
Яна Полонская
Рэспубліка, 27 июля 2012
Кoличество переходов на страницу: 969
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |