В опубликованном на минувшей неделе докладе персонала МВФ, подготовленном по итогам визита делегации фонда в Беларусь летом нынешнего года, уровень внешнего долга нашей страны остается контролируемым. Но при этом финансисты обратили внимание: способность Беларуси обслуживать свои внешние обязательства будет зависеть от действенности мер экономической политики. Эксперты высказали мнение, что потенциал погашения задолженности нашего государства будет оставаться достаточным, но вот внешняя задолженность будет расти.
По итогам 2011 года, как посчитали в МВФ, внешний долг достигнет 68,3 % от ВВП, а в 2016 году — и вовсе 85,6 %.
Это тревожные цифры: согласно мировой практике считается, что 60 % от ВВП — это тот порог, когда страна начинает испытывать дискомфорт от обслуживания своих внешних обязательств. Хотя большинство стран мира, в том числе и развитые, давно превысили отметку в 100 %. К примеру, суммарный объем внешнего долга США составляет $ 14,3 трлн., Великобритании — $ 8,980 трлн. Внешняя задолженность Германии — $ 4,7 трлн., а нашей восточной соседки России — $ 480,200 млрд.
По данным Нацбанка Беларуси, за первое полугодие нынешнего года валовой внешний долг Беларуси увеличился на $ 4,7 млрд., или 16,5 % и к 1 июля достиг $ 33,101 млрд. или 56,3 % ВВП. Оперируя более привычными терминами: на душу населения у нас сегодня приходится $ 3,488 тыс. внешнего долга. В структуре валового внешнего долга Беларуси более $ 14 млрд. составляет краткосрочный долг и почти $ 19 млрд. — долгосрочный. При этом на органы государственного управления приходится $ 12 млрд. и почти столько же — на банки.
На минувшей неделе в ходе пресс-конференции, на которой рассказывалось о кредитно-денежной политике Беларуси и попытках выйти на равновесный курс белорусского рубля, заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный заметил, что в нынешнем году Беларуси по силам расплатиться по долгам, равно как и в следующем. В 2012-м выплаты все еще не будут иметь критических значений для экономики страны. «Ситуация может усложниться в 2013—2014 годах, когда суммы выплат возрастут, но если экономика заработает в прежнем режиме, то все будет в порядке», — пояснил Тарас Надольный.
График погашения внешнего государственного долга Беларуси, действительно, выглядит не очень оптимистично. Так, в нынешнем году страна выплатит кредиторам $ 862 млн., в 2012 году — уже $ 1300 млн., в 2013 — $ 2703,2 млн., в 2014 — $ 2507,6 млн., в 2015 — 2078,5 млн., в 2016 — $ 701,8 млн. , в 2017 — $ 684,8 млн. и в 2018 — $ 1449 млн. В настоящее время с привлечением средств республиканского бюджета осуществляется обслуживание и погашение займов Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, российских, китайских и немецких госкредитов, кредитов британского банка «ABN AMRО», Сбербанка России, Товарно-кредитной корпорации США.
В Нацбанке и правительстве уже знают, как будут платить по счетам в ближайшем будущем. Помимо естественных источников пополнения бюджета, ожидается, что в ближайшие годы потребности Беларуси во внешнем финансировании, в том числе для осуществления выплат по ранее привлеченным внешним заимствованиям, будут закрываться за счет увеличения притока прямых иностранных инвестиций. При этом не стоит забывать и о таком источнике, как приватизация госимущества. Кстати, недавнее выделение стабилизационного кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС также предусматривает продажу белорусских активов на сумму не менее $ 7,5 млрд. в течение ближайших трех лет. В частности, переговоры о покупке «Газпромом» оставшихся 50 % акций «Белтрансгаза» за $ 2,5 млрд. могут завершиться уже до конца нынешнего года.
Белорусская сторона рассматривает продажу акций «Белтрансгаза» в качестве гарантии использования мощностей газотранспортной системы Беларуси после запуска Россией газопровода «Северный поток». Среди других белорусских активов, которые в ближайшие годы могут быть приватизированы, можно выделить «Беларуськалий», «МАЗ», «БелАЗ», «Белинвестбанк», «Паритетбанк». Названия этих компаний не раз фигурировали в списке тех стратегических проектов, которые могут поспособствовать привлечению иностранных инвестиций. В правительстве считают возможным источником привлечения капитала и создание новых совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
В МВФ посчитали, что ситуация с платежеспособностью Беларуси должна улучшиться в случае реализации в Беларуси предложенного фондом дополнительного пакета мер. Если страна согласится на их выполнение, то отношение внешнего долга к ВВП в текущем году превысит 70 % ВВП, но зато к 2016 году уменьшится до 55 %. Кстати, в 2009—2010 годах Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около $ 80 млн. Сейчас Беларусь расплачивается по кредиту в $ 3,4 млрд., который в режиме «stand by» МВФ начал выделять в 2009 году. В ближайшее время Беларусь может получить от фонда еще один кредит от $ 3 млрд. до $ 7 млрд. Точная сумма еще под вопросом. Хотя, как заявил на минувшей неделе вице-премьер Сергей Румас, в данном случае основным для нас является не итоговая сумма, а сама программа и то, что будет записано в этой программе.
По информации правительства Беларуси, МВФ положительно оценивает шаги по устранению множественности курсов иностранных валют в стране, но окончательно вопрос решится еще не очень скоро — очередная миссия организации начнет свою работу в Минске 5 октября. На минувшей же неделе группа белорусских чиновников отбыла в Вашингтон, где проводила переговоры об условиях новой программы кредитного сотрудничества Беларуси и МВФ.
Помимо денег от МВФ, Беларусь может получить и $ 1 млрд. от Сбербанка России, который выдаст его под залог половины акций одного из основных нефтеперерабатывающих комплексов Беларуси — НПЗ «Нафтан». Это вдвое меньше, чем Минск рассчитывал занять изначально, но ранее разговор шел и о более ценном белорусском активе. Недавно Беларусь отказалась от кредита Сбербанка и «Deutsche Bank» в $ 2 млрд. под залог 35 % акций «Беларуськалия». И дело не в том, что это предприятие, контролирующее 15 % мирового рынка калийных удобрений, считается одним из основных активов государства, а также крупнейшим поставщиком долларовой выручки в страну. Отказ от сделки в правительстве объяснили просто: деньги были нужны для создания «подушки безопасности» во время дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже. Однако после того, как стало очевидно, что торги валютой идут и без дополнительных валютных интервенций Нацбанка, необходимость в получении кредита отпала.
Александр Бенько
Рэспубліка, 27 сентября 2011
Кoличество переходов на страницу: 1142
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |