- Сергей Петрович, прошло почти 10 лет с даты создания Госкомвоенпрома. Каковы итоги работы оборонного сектора экономики и что он собой представляет в настоящее время?
- Указ главы государства о создании в конце 2003 года Государственного военно-промышленного комитета был призван остановить растаскивание по углам того потенциала, который остался в Республике Беларусь в наследство от мощнейшего ВПК Советского Союза. Тогда тенденции к этому просматривались отчетливо. Предприятия "оборонки" были разобщены, на них превалировал местечковый интерес. Многие директора заводов предпочитали руководить по старинке: дал план - живи спокойно! Ни тебе задач на перспективу, ни кооперации с коллегами! Такое положение дел государство не могло устраивать, ведь жить со старым багажом в современных условиях просто невозможно. Был необходим переход к новым формам объединения предприятий, к концентрации научных, производственных, финансовых ресурсов и формированию оборонного сектора страны как такового. Период разброда и шатания удалось преодолеть в 2007-2009 годах. К этому времени мы смогли стабилизировать ситуацию, поднять на ноги все предприятия, которые потенциально могли выпускать высокотехнологичную продукцию. Были определены их реальные возможности и готовность к созданию новой, перспективной продукции, а главное – к выполнению серийных заказов. Но был необходим и следующий шаг - интенсивное инновационное развитие. Поэтому в 2009 году на высшем государственном уровне было принято решение о разработке и реализации стратегии развития оборонного сектора, принят комплекс мер, направленных на создание условий для эффективной работы подчиненных и подведомственных Госкомвоенпрому государственных предприятий и хозобществ, а также иных организаций сектора.
- Оправдала ли себя эта стратегия?
- Прошло полтора года. Мы наконец увидели, что процесс сдвинулся с "мертвой" точки. Но как-то с большим трудом… Далее было необходимо сконцентрировать научно-технические усилия, сжать в один кулак экономические и финансовые возможности предприятий, изменить форму управления ими, систематизировать работу на внешнем рынке. Для этого была реформирована сама структура Госкомвоенпрома, изменена система влияния на оборонный сектор экономики. Кроме того, мы пошли по пути создания на базе конкурентоспособных производств холдингов с включением в их состав научных организаций. В течение 2011 года комитетом сформировано три холдинга: "Системы связи и управления", "Геоинформационные системы управления" и "Системы радиолокации". На сегодняшний день созданные холдинги объединяют в себе полный цикл работ от разработки до серийного производства современных систем и средств связи, радиолокации, РЭБ и геоинформационных систем.
- Насколько созданная система отвечает потребностям Вооруженных Сил, с одной стороны, и реальным возможностям оборонного сектора экономики - с другой?
- За почти девятилетнее существование Госкомвоенпрома так и не удалось решить основную проблему белорусского оборонного сектора экономики - дисбаланс между потенциалом оборонной промышленности, задачами и потребностями Вооруженных Сил, а также финансовыми возможностями государства. Уровень научной и производственно-технической базы сектора должен соответствовать растущим потребностям Вооруженных Сил. Следовательно, новому облику белорусской армии должен соответствовать и новый облик оборонной отрасли. Сегодня мы видим как наши соседи в России и Украине поэтапно подходят к решению аналогичных вопросов.
Отрасль должна быть готова к освоению и серийному выпуску вооружения нового поколения, боевые характеристики которого в полной мере должны отвечать требованиям не только сегодняшнего и завтрашнего дня, но и шагнуть с перспективой в будущее.
- Преодолимы ли эти противоречия в условиях сложившейся системы взаимодействия Госкомвоенпрома и подведомственных предприятий?
- Преодолеть эти противоречия можно было бы за счет создания не отраслевой, а корпоративной системы, в основу которой должны быть положены принципы саморегулирования, предоставления широких прав планирования и управления. Это позволит сформировать мощные заделы по критически важным направлениям, которые обеспечивают базу технологической независимости государства. И на этой базе существенно нарастить долю выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме производства. Однако создание интегрированных структур не самоцель, а инструмент решения проблем дальнейшего развития оборонного сектора экономики. Планируемые преобразования должны в первую очередь обеспечить не только сохранение ядра оборонного комплекса, способного выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности государства, но и создание высокотехнологичной продукции, востребованной на мировом рынке.
- Как это сделать практически, сохранив необходимый контроль государства над такой специфической отраслью экономики, как оборонный сектор?
- В целях укрупнения интегрированных структур, нацеленных на решение стратегических задач, концентрации всех ресурсов сектора, проведения единой финансовой, производственной и технологической политики, на мой взгляд, целесообразно все же перейти к более жесткой структуре – к созданию государственного объединения (концерн, корпорация), пока назовем его условно "Белоборонпром", с соответствующим перераспределением задач между ним и органом государственного управления. При этом нужно признать, что уже созданные холдинги пока не заработали в полную силу. Именно поэтому необходимы новые стимулы для процессов консолидации с продуманными мерами принуждения предприятий к вхождению в холдинги или корпорацию.
Создание укрупненной структуры предполагает сохранение в руках государства специфических, свойственных только ему функций: государственный заказ разработок по наиболее важным, системным проектам, предусмотренным к выполнению в рамках государственных или межгосударственных программ, включая госпрограмму вооружения; государственное регулирование военно-технического сотрудничества; экспортный контроль; участие в обосновании бюджетных средств, выделяемых на оборону.
Конечно, наличие административного ресурса позволяет придать процессам в "оборонке" то или иное направление, однако интеграция пойдет только в том случае, если у предприятий возникнет для этого соответствующая потребность.
- Это белорусское know-how, или международный опыт?
- Среди основных целей преобразований интеграция доминирует не случайно. Сегодня интегрированные структуры широко распространены во всем мире. За рубежом создаются альянсы фирм по разработке новых образцов продукции, их последующему совместному производству, сбыту и обеспечению послепродажного обслуживания, по отработке научно-технического задела для обеспечения модернизации уже существующих образцов и создания новых. В рамках таких альянсов соблюдается специализация предприятий по разработке, доводке и производству отдельных узлов и компонентов, что позволяет им сконцентрировать свои средства в одном направлении, а в целом - внедрить в новый образец наиболее продвинутые технические решения. Например, лидеры мирового авиадвигателестроения – General Electric, Pratt & Whitney, Rolls-Royce – имеют интегрированные структуры, объединяющие научно-производственный потенциал и наработки по программам создания новых технологий. Такой опыт оправдан, так как разработка и освоение серийного производства современного авиационного двигателя – сложный комплексный процесс, базирующийся на результатах работ более чем по 30 направлениям науки и техники.
В США и европейских странах крупные интегрированные структуры создаются целенаправленно при поддержке государства.
- Сможет ли новая структура оборонного комплекса решить одну из ключевых задач – создание инновационной, конкурентоспособной продукции?
- В век "бесконтактных" войн исход противоборства уже решается не столько на поле боя, а гораздо раньше – в лабораториях научно-производственных организаций оборонно-промышленного комплекса. В современном мире технологии развиваются настолько стремительно, что зачастую то, что считалось современным и перспективным буквально пять лет назад, на сегодняшний день уже устарело. Поэтому нужны и предвидение, и прогнозирование, и, если хотите, стратегическая разведка, чтобы рассчитать возможный сценарий ведения вооруженной борьбы с перспективой до нескольких десятков лет вперед. Из этого и должна исходить государственная политика в отношении предназначения Вооруженных Сил, форм и способов ведения ими боевых действий, направлений развития систем вооружений. Поэтому в составе "Белоборонпрома" должны быть созданы центры критически важных технологий и институт генеральных конструкторов. Положительный опыт работы аналогичной структуры можно увидеть, изучив деятельность Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) министерства обороны США. В настоящее время подобную структуру планируется образовать и в России по инициативе руководства этой страны.
Аналогичное национальное агентство сможет анализировать риски технологического отставания и технологической зависимости Беларуси от ведущих мировых держав, а также информировать руководство страны о тех проектах, реализуя которые мы сможем преодолеть это технологическое отставание.
- Делает ли Госкомвоенпром практические шаги в этом направлении?
- Мы уже приступили к созданию системы главных конструкторов, в рамках которой назначен ряд главных конструкторов по приоритетным направлениям развития систем вооружения и военной техники. В конце февраля 2012 года постановлением правительства был назначен генеральный конструктор по средствам и системам связи Республики Беларусь. Внедрение данной системы при определении персональной ответственности за научно-технический уровень создаваемой продукции по соответствующим направлениям позволяет осуществлять координацию работ и техническое руководство при выполнении НИОКР и технологических работ, выполняемых за счет средств республиканского бюджета. При этом технические решения главного конструктора обязательны для реализации всеми организациями, выполняющими работы за счет средств республиканского бюджета по соответствующим направлениям.
- Какие направления развития оборонного комплекса надо считать приоритетными с точки зрения предполагаемого характера "войны будущего"?
- В реальной экономической ситуации, решая задачу по обеспечению национальной безопасности в военной сфере, предлагается делать ставку на использование перспективных средств для сдерживания потенциального противника. Среди них надо выделить программные и программно-технические средства для проведения киберопераций в информационных сетях; средства воздействия на системы управления и инфраструктуру государства и вооруженных сил с целью снижения эффективности ее функционирования; электромагнитное оружие; боевые системы сил специальных операций. Белорусский оборонный сектор в настоящее время выполняет ряд задач по этим направлениям. Разработан и в настоящее время проходит согласование проект Государственной программы по разработке, производству и оснащению Вооруженных Сил Республики Беларусь средствами связи, радиоэлектронной борьбы, топогеодезического обеспечения и навигации на 2013-2017 годы. Поэтому все обозначенные нами приоритеты получат мощный импульс в своем развитии. Думаю, и практический результат не за горами.
Наши прогнозы концептуально подтверждаются и оценками экспертов Корейского НИИ электричества, которые по заказу министерства обороны страны представили доклад, в котором определили, какие технологии и конкретные виды оружия будут иметь наиболее широкое применение уже через 20 лет. Как следует из документа, в боевых действиях будут применяться: электрическое оружие нелетального характера; оружие, для стрельбы из которого применяется не порох, а электричество; технологии движения роботов и т.д. Практически все названные технологии и вооружения будущего не являются плодом фантазии ученых. По каждому направлению уже ведутся работы.
- Должна ли реформа оборонного сектора экономики поддерживаться реформой госпрограммы вооружений?
- Я прекрасно понимаю, что это сложная многовекторная работа: жизнь меняется, появляются новые требования. Вместе с тем считаю, что нужны новые шаги в такой чувствительной сфере, как планирование и реализация государственной программы вооружений. На мой взгляд, должна быть сформирована система взаимной ответственности, когда белорусские предприятия "оборонки" за счет средств из различных источников финансирования осуществляют инновационные разработки, а заказчики от силовых структур гарантированно финансируются государством в отношении закупок серийно производимых отечественных вооружения, военной и специальной техники. При этом целесообразно рассматривать закупки "жизненного цикла" продукции военного назначения от момента ее разработки до утилизации, включая серийное производство, капитально-восстановительные ремонты и модернизацию.
- Каким образом расширение потенциала оборонного сектора позволит углубить взаимодействие с гражданскими предприятиями?
- "Белоборонпром" должен активно способствовать встречным потокам новых технологий между оборонными и гражданскими предприятиями, оборонным и гражданским секторами экономики. Мировой опыт показывает, что практически все новейшие технологии, разработанные в интересах систем вооружения, находят свое применение при создании инновационной продукции народнохозяйственного назначения.
Концентрация научных, производственных и маркетинговых ресурсов в рамках "Белоборонпрома" позволит создавать опережающий научно-технологический задел, что будет способствовать росту технологического уровня в смежных народнохозяйственных отраслях. Уверен, потенциал для развития ситуации именно в этом направлении, и решения именно таких задач у белорусской "оборонки", конечно же, есть. Да, сделано многое, но это не должно создавать иллюзий, что заданные темпы развития будут поддерживаться сами по себе. Динамика процессов во всех областях заставляет действовать только на опережение.
Интерфакс-Запад, 6 июня 2012
Кoличество переходов на страницу: 1251
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |