Водка — своя, коньяк — импортный
Рынок алкогольной продукции Беларуси на 97% формируется за счет отечественных производителей. Только 3% потребляемой алкогольной продукции в бутилированном виде приходится на импорт. Однако, несмотря на незначительную долю импортного спиртного на белорусском рынке, тема ввоза алкогольной продукции 23 декабря была вынесена на совещание с участием президента.
На совещании, как водится, президент констатировал, что его требования не выполняются, и пришла пора разобраться почему.
Чтобы был понятен контекст, в котором обсуждался алкогольный вопрос, приведем некоторые уточнения.
Рынок алкогольной продукции Беларуси характеризуется высоким участием государственных операторов. По данным маркетинговых исследований, которыми располагает интернет-газета Naviny.by, крупнейшими игроками на алкогольном рынке Беларуси являются пять госпредприятий, совокупная доля которых на рынке оценивается более чем в 70%.
ТОП-5 крупнейших производителей алкогольной продукции в Беларуси
РУП «Минск Кристалл»
РУП «Климовичский ликеро-водочный завод»
РПУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко»
РУП «Витебский ликеро-водочный завод»
РУП «Гомельский ликеро-водочный завод»
Главный товар в продуктовом портфеле перечисленных компаний — водка. Имея крупных производителей водки на внутреннем рынке, государство отказывается от ее импорта.
«Мы производим какую-то алкогольную продукцию, допустим, водку, и эта водка не хуже, чем лучшие образцы в мире, насколько я знаю по отзывам специалистов. Поэтому, конечно, рынок свой надо защищать и продавать свою алкогольную продукцию, типа водки и других напитков», — подчеркнул на совещании Александр Лукашенко.
Однако на водке спрос на алкогольном рынке Беларуси не заканчивается. Население в немалых объемах приобретает вина, коньяки и т.д. Причем та часть населения, которая может себе это позволить, отдает нередко предпочтение более дорогой импортной продукции.
«Есть много видов алкогольной продукции, которую мы не производим и не разливаем, допустим, коньяки дорогих марок. Мы ее импортируем, — признал на совещании президент. — Импорт подобных коньяков должен быть абсолютно прозрачным. Принимать решения надо публично, чтобы здесь не было «своих-чужих» компаний-поставщиков, злоупотреблений и коррупции».
Избранные импортеры спиртного
Нынешний механизм ввоза в Беларусь участники алкогольного рынка не считают прозрачным. Дошло до того, что отдельные представители отрасли идут с жалобами к президенту. «Я не хочу, чтобы ко мне приходили для решения вопросов по алкоголю», — выразил свое недовольство Александр Лукашенко в связи с поступающими жалобами.
Сегодня в Беларуси исключительным правом на импорт алкогольной продукции обладает государство. Согласно декрету № 3, который был подписан в начале 2008-го, реализуют исключительное право государства на импорт алкогольной продукции отдельные юридические лица, которым государство разрешает ввозить в страну спиртное.
Для определения компаний, которые получат право на импорт алкогольной продукции, специально созданная межведомственная комиссия проводит конкурсы. Желающие ввозить в страну алкогольную продукцию передают комиссии документы, и последняя уже определяет, кому выдать разрешение на импорт спиртного, а кому отказать.
Участники алкогольного рынка, с которыми побеседовали Naviny.by, говорят, что нынешняя система выдачи разрешений является непрозрачной.
«Документы для участия в конкурсе подаются, и потом приходит ответ: получили вы право на импорт алкоголя или нет. При этом причина, по которой компания не попадает в число избранных импортеров, не сообщается», — констатируют представители отрасли.
Видимо, участники рынка смогли донести до главы государства свое видение ситуации, поскольку Александр Лукашенко на совещании подверг жесткой критике нынешнюю систему выдачи разрешений на импорт алкогольной продукции.
«Должна быть четко выстроенная система: вот критерии, вот параметры, вот условия. Хватит создавать запутанные бюрократические системы. Это все очень усложняет работу», — заявил Лукашенко, порекомендовав правительству уходить от схемы, когда разрешения на импорт алкогольной продукции выдаются комиссией.
Однако правительство считает, что пока масштабной либерализации алкогольный рынок подвергать не стоит.
«Мы полагаем, что проводить широкомасштабную либерализацию пока рано. Либерализацию надо проводить разумно», — сообщил позицию правительства вице-премьер Андрей Кобяков, дав понять, что исключительное право на импорт алкогольной продукции за государством останется.
Либерализация по принуждению
Впрочем, на некоторые подвижки в части упрощения ввоза алкогольной продукции государство все же готово пойти. Правительство предлагает разрешить импортерам свободно ввозить в страну алкогольные напитки высокого ценового сегмента.
Речь идет о коллекционных винах, выдержанных в бутылках не менее 3 лет, коньяках, изготовленных из коньячных спиртов, выдержанных 10 лет и более. Плюс к этому ввозить свободно предлагается разрешить французские коньяки марок Х.О., ром, джин и виски.
Два с половиной года назад государство в этом вопросе придерживалось принципиально иного мнения. Тогда, в 2008 году, компания «Мидвест», крупнейший дистрибутор мировых алкогольных брендов на белорусском рынке, была лишена права на ввоз в страну алкогольных напитков.
Место частной компании попытались занять государственные операторы, которым государство предоставило полномочия на ввоз в страну дорогих алкогольных напитков. Однако, как пояснил интернет-газете Naviny.by топ-менеджер крупной белорусского алкогольной компании, госоператорам оказалось непросто заниматься на внутреннем рынке дистрибуцией алкогольных напитков из высокого ценового сегмента.
«Государство в лице отдельных своих представителей полагало, что импорт дорогих алкогольных напитков — простой высокомаржинальный бизнес, который стоит прибрать к своим рукам, — рассказывает собеседник Naviny.by. — Оказалось, что это совсем не так. Почему сейчас в обратную сторону начинают решаться эти вопросы? Оказалось, что дистрибуция премиального алкоголя — далеко не легкий бизнес, как казалось изначально».
По его словам, успешные продажи дорогой алкогольной продукции требуют больших инвестиций в маркетинг.
«Государственные операторы в этом направлении очень слабы. Они не могут правильно выбрать продукцию, которую нужно продавать, не знают, как нужно ее предлагать. Наконец, не умеют работать с каналом HoReCa (кафе, бары, рестораны), куда нужно возить продукцию не машинами, а ящиками, а то и по две бутылки», — подчеркнул в интервью Naviny.by эксперт алкогольного рынка.
Плюс ко всему мировые алкогольные компании принципиально не хотят осуществлять дистрибуцию своей продукции через государственные предприятия.
Дело в том, что владельцы известных алкогольных брендов, как правило, выделяют значительные маркетинговые бюджеты для продвижения своей продукции на локальных рынках.
Проследить же исполнение бюджетов, получить нужную форму отчетности в государственной структуре им очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому они предпочитают работать через частные компании. А если такой возможности нет — вообще отказываются иметь дело с местным рынком.
«Они понимают, что белорусы, которые привыкли потреблять элитные спиртные напитки, будут их в любом случае покупать. Если не на внутреннем рынке — то в соседних странах», — резюмировал в интервью Naviny.by топ-менеджер алкогольной компании.
Дмитрий Заяц
Белорусские новости, 26 декабря 2010
Кoличество переходов на страницу: 1014
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |