Мировая экономика сегодня явно не на подъеме. Выбравшись из цепких лап одного кризиса, она готова вновь попасть в «паутину» рецессии. Глобальных факторов риска называют немало. Среди них и возможное усугубление долгового кризиса еврозоны, и угрозы возникновения кризиса доверия, обусловленного недостаточной разработкой и реализацией планов среднесрочной бюджетной консолидации на федеральном уровне США. Эксперты предупреждают: подобные факторы нестабильности могут привести и к ухудшению состояния экономик СНГ. Напрямую, конечно, они могут и не затронуть государства Содружества, но вот к падению цен на экспортируемые товары привести способны...
Потепление или похолодание?
Недавно аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) оценили риски для государственных финансов стран СНГ в свете текущей мировой нестабильности. Авторы доклада раскрывают одну из актуальных проблем — влияние повышенной турбулентности в мировой экономике на государственные финансы стран СНГ. Ведь долговой кризис обычно носит характер долгоиграющий, и на его завершение и создание прочных механизмов стабилизации может уйти не менее 5—10 лет. В связи с этим становится актуальной задача защиты национальных экономик региона СНГ от рисков неблагоприятного развития ситуации.
Как заметили авторы доклада, нынешняя ситуация в регионе несколько выделяется на фоне общего ухудшения экономической ситуации в мире в течение прошлого года. Экономики стран СНГ смогли даже немного ускорить свой рост. В 2011 году средневзвешенный показатель роста ВВП в регионе составил 4,6 %, и замедление наблюдалось лишь в трех странах — в Азербайджане, Молдове и в Беларуси, которая пережила непростой валютный кризис. Финансовый счет платежного баланса региона в течение девяти месяцев 2011 года характеризовался нетто-оттоком капитала в размере $ 80 млрд., который составил 2,9 % ВВП региона. В целом динамика платежного баланса региона сформировала нетто-увеличение резервных активов центральных банков на $ 33 млрд. (около 1,5 % ВВП региона) в течение прошедшего года. А вот рост экспортной выручки и оживление экономик региона благоприятно повлияли на поступления в государственные бюджеты стран и способствовали повышению социальных расходов и заработной платы государственных служащих.
Как это часто водится, авторы доклада просчитали несколько вариантов развития событий. Пессимистичный прогноз сформирован на основе сценария масштабного кризиса еврозоны. В случае утраты контроля над развитием долгового кризиса стоимость обслуживания государственного долга может стать непосильной для таких крупных государств, как Италия, Испания, Франция и Великобритания. «Последствия их отказа от обслуживания своих обязательств станут тяжелым ударом для европейских банков и для международного финансового сектора в целом. Нельзя исключать банкротства крупных банков и инвестиционных компаний. В этих условиях возможно значительное падение цен на сырье», — предполагают в ЕАБР. В таком случае страны СНГ не смогут избежать рецессии, а правительства — пересмотра бюджетов на ближайшие годы и значительного роста внешнего долга. Ожидается полное прекращение внешнего фондирования для резидентов СНГ или запретительно высокая стоимость внешних заимствований, что само по себе поставит под вопрос устойчивость внешнего долга.
Вместе с тем существуют и оптимистические оценки. Есть основания предполагать, что мировая экономика сохранит невысокие, но устойчивые темпы роста, поскольку замедление развития одних секторов экономики или одних стран будет компенсироваться ускорением роста в других секторах и странах. Данный сценарий начал реализовываться в прошлом году. Такая неравномерность экономического развития между развитыми и развивающимися странами, по предположениям МВФ, должна будет постепенно уменьшиться. Согласно апрельскому прогнозу фонда, рост мировой экономики составит 3,5 % в 2012 году с ускорением до 4,1 % в 2013 году (МВФ, 2012). Некоторое замедление темпов экономического роста в 2012 году ожидается в развивающихся странах: 5,7 % против 6,2 % в 2011 году, в то время как рост развитых стран останется на низком уровне (1,4—2 %). Представляется возможным, что власти еврозоны сохранят контроль над ситуацией в проблемных странах благодаря списанию долга Греции и поддержке других должников. Тем не менее вероятность рецидивов долгового кризиса в Европе будет оказывать влияние на экономическую активность в мире. Еврозона испытает неглубокую рецессию, которая сменится очень вялым ростом во второй половине 2012 года. США и Китай сохранят пониженные темпы роста экономики. Для стран СНГ этот сценарий является относительно благоприятным, поскольку останутся достаточно высокими цены на сырье — спрос на него сохранится, по крайней мере, в краткосрочном периоде (1—2 года). Помимо этого, ценам на сырье окажет поддержку инвестиционный спрос, связанный с мягкой денежной политикой на Западе и слабостью основных резервных валют (в первую очередь доллара) в течение ближайших лет. Так, по прогнозам ЕАБР, при сохранении цен на нефть на текущем высоком уровне ($ 115 за баррель) региональный рост ВВП составит в среднем 4,9 % в 2012 году и ускорится до 5,2 % в 2013-м.
Местные пророчества
Что же касается конкретно перспектив развития белорусской экономики, то, по мнению аналитиков ЕАБР, страны с диверсифицированной структурой внутреннего производства, к которым относится и Беларусь, при реализации негативного сценария, подразумевающего сокращение совокупного спроса со стороны стран ЕС, придут к снижению доходов экспортно-ориентированных предприятий и, следовательно, к минусу доходной части бюджетов. «Необходимо будет проводить бюджетную консолидацию и увеличивать объем долга для финансирования принятых ранее социальных обязательств. Скорее всего, к этому моменту страны не успеют накопить достаточно резервных средств, чтобы профинансировать запланированные расходы, однако при условии сокращения расходных обязательств, в первую очередь за счет приостановления инвестиционных программ и отказа от субсидий предприятиям, бюджетная система может справиться с кризисом за счет повышения объема заимствований», — такие выводы делают аналитики.
Падение доходов бюджетов при реализации сценария масштабного кризиса еврозоны будет более существенным, чем в случае умеренно негативного сценария. При этом следует учитывать, что кризис может прийти не только с запада, но и с востока — через сокращение экспорта в Россию после того, как рецессия затронет эту крупнейшую экономику региона. С одной стороны, потребуется консолидация бюджета, с другой — будет сильное давление в сторону увеличения объема расходов, поскольку потребуется реализация программ стимулирования занятости, поддержки малого бизнеса и незащищенных слоев населения, что приведет к изменению структуры расходов. В этом случае не удастся обойтись без значительного увеличения объема государственных заимствований.
Для стран СНГ с диверсифицированной структурой внутреннего производства существенно уменьшатся возможности по привлечению дополнительных финансовых ресурсов. В результате потребуется более жесткая бюджетно-налоговая политика. А в случае роста цен на энергоресурсы необходимо будет ускорить проведение реформы энергетического сектора, чем, кстати, Беларусь сегодня активно занимается. Важно, с одной стороны, сокращать субсидирование предприятий энергетического сектора, с другой — увеличивать расходы на оказание адресной поддержки населению. В то же время для Беларуси выгодные условия торговли в рамках ЕЭП с Россией и Казахстаном станут источником роста доходов бюджета, поэтому необходимо будет создать специальный фонд и накапливать резервы от конъюнктурных доходов.
Александр Бенько
Рэспубліка, 17 октября 2012
Кoличество переходов на страницу: 911
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |