https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Падение цен на нефть — очередная искусственно созданная санкция против России


Сходство с ситуацией середины 80-х годов очевидно, считают эксперты

Цена на российскую нефть впервые в этом году упала ниже 100 долларов за баррель. Нефть марки Urals торговалась 18 августа около отметки 98 долларов за баррель. Баррель нефти марки Brent упал в стоимости до уровня ниже 102 долларов за баррель. За последние 12 месяцев Urals потеряла 11,3%, с начала года — 8,2%.

Эксперты считают, что падение цены во многом имеет искусственно созданные причины, это своего рода — очередные санкции против неугодных США режимов. Для России сходства с ситуацией середины 80-х годов очевидны — США играет на национальных противоречиях.

Российская экономика сильно зависит от цены на нефть и газ, и ясно, что падение цены создает для нас новую проблему бюджетного характера. Ведь бюджет на 2014 г. верстался с учетом цены в 114 долларов, значит, его придется перекраивать, отказываться от каких-то статей расходов.

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН Олег Сухарев считает, что ситуация может быть вызвана геополитическими интересами Америки.

«Вы помните, когда была развязана Ирано-Иракская война, США (это 1984–85 годы) выступили очень активным подстрекателем этого конфликта. В результате этой войны, казалось бы, цена на нефть должна была подняться. Ведь спрос как будто превышал предложение. Но произошла дестабилизация игроков на нефтяном рынке. Это привело к резкому падению цены на нефть. Если до этого она составляла примерно 50 долларов за баррель, то после этого стала 8–12 долларов. В пять раз за очень короткое время (год — полтора) снизилась цена. Конечно, это все являлось бюджетной проблемой для СССР, который был в то время в результате соответствующей целенаправленной операции втянут в Афганистан, имел бюджетные проблемы (расходы увеличены). Потом Запад проанализировал структуру экономики СССР и решил перекрыть сырьевые доходы. Первое действие в связи со втягиванием СССР в Афганистан было осуществлено. Не нужно применять большой ум, чтобы спроектировать такую военно-экономическую операцию. Не то, чтобы это была единственная причина разрушения СССР. Она отражает лишь целенаправленные действия для этого разрушения. Мы до сих пор пользуемся плодами того, что было создано в то время. Но, в конце концов, подобная геополитика сыграла важную роль в разрушении Советского Союза и его экономики. Дестабилизация его политической системы, при этом, была также важна», — напоминает эксперт.

Он не исключает, что США будут действовать по этому же сценарию и сейчас, добавив фактор «национальных противоречий». Ведь тогда он тоже разыгрывался.

«Опять дестабилизирован Ирак. Дестабилизация в этом регионе чревата проблемами, связанными с тем, что воюющие стороны не соблюдают договоренностей по объемам поставок нефти и выбрасывают больше объемов нефти, так как им нужно финансировать войну. А США дешевая нефть выгодна, ведь их экономика находится в очень трудной ситуации. Это снизит общую величину затрат, что должно оживить реальный сектор, который они, по большому счёту, не могут запустить, начиная с кризиса 2007—2010 гг. (даже давая банковской системе в этом карт-бланш)», — считает он.

При этом Сухарев уточняет, что бюджет нашей страны не будет дестабилизирован, даже если баррель нефти будет стоить 70 долларов.

«Насколько мне известно, при прогнозе экономического роста и в текущем бюджете на 2014 год и трехлетнем бюджете учитывались различные цены на нефть. То есть, к примеру, что цена будет, скажем, на уровне 110–120 долларов и на уровне 70–90 долларов за баррель — такой сценарий просчитывается. Ниже 60 долларов, конечно, полагаю, никто не считал. Конечно, если цена опустится до такого уровня, будут проблемы. И придется искать другие источники для обеспечения бюджета деньгами. Но, в принципе, эти средства есть, нужно правильно планировать развитие экономики, экспорт, который и даст недостающие поступления в таком случае. Я имею в виду продукцию сельского хозяйства (хороший урожай пшеницы), контракты в оборонном секторе (вооружений и военной техники), другие элементы минерально-сырьевого комплекса. И даже высокотехнологичные проекты в атомном секторе и космосе. Дополнительные доходы можно извлечь из этих секторов. Поэтому, как мне кажется, не стоит унывать, если цена на нефть опустится», — отметил он.

Свою точку зрения на этот вопрос выразил исследователь истории экономической политики государства, писатель Андрей Паршев: «Ну, вы знаете, цена на нефть — уникальное явление в мире. Во-первых, цены ни на один ресурс не привлекают столько внимания. И, во-вторых, не ведут себя так необъяснимо. Реальные причины падения или роста цены (вплоть до пикового) никому так и не удалось объяснить. Наверное, не стоит изображать из себя оракула и объяснять, почему это произошло. Да, действительно, есть такой момент, что дорого яичко ко христову дню. Снижение цены на нефть (важного для нас экспортного товара) выгодно американцам. Они, в принципе, имеют определенные рычаги для того, чтобы как-то повлиять на снижение цены. Через нефтяные монархии Ближнего Востока они могут, в принципе, увеличить предложение нефти на мировом рынке и на какое-то (как правило, короткое) время цену существенно сбить. Такое было в некоторые периоды».

При этом он считает, что нельзя связывать распад СССР исключительно с тем, что происходило в то время в нефтяном сегменте.

«Но я хотел бы сказать, что неверно говорить, что из-за низких цен на нефть развалился СССР. Даже если он развалился экономически, там были причины гораздо более сложными. К примеру, в 1998–99 годах цены тоже были крайне низкими. Если не ошибаюсь, в районе 20 долларов за баррель. Я бы выступил категорически против вот каких спекуляций. Спекуляций на тему того, что США могут в своих интересах влиять на цены на нефть, чтобы прижать Россию ещё сильнее. У США арсенал мер давления на Россию ограничен. Наши планировщики рассчитывают на цены и ниже 100 долларов за баррель», — пояснил Паршев.

Говоря о том, могло ли инспирирование ситуации в Ираке поспособствовать изменению цены на нефть, Андрей Паршев высказался так: «Проблема мировой политики в том, что свои цели никто не декларирует. Для того, чтобы их можно было достичь. Наверное, американцы хотели бы как-то в этот момент повлиять на ситуацию. Но, напомню, Америка ограничена в своих средствах. Это снижение имеет, на мой взгляд, естественные причины. Они могут быть связаны, например, с цикличностью мировой экономики».

При этом Паршев вновь обозначил проблемную тенденцию, которая характерна для экономики нашей страны. Впрочем, не только для России.

«У нас есть определенные резервы, которые и будут расходоваться в этой ситуации. Потому что наш бюджет зависит от цен на энергоносители. Когда страна живет по такому принципу, естественно, надо принимать меры на случай резкого снижения цен. Надо иметь определенный резерв», — сказал он.

Инна Краева
km.ru, 18 августа 2014


 

Кoличество переходов на страницу: 899


Комментарии