В стране введут государственную монополию на импорт потребительских товаров. Перечень импортеров принят, отмечает Минский горисполком. В перечень импортеров потребительских товаров вошли государственные оптовые базы и оптовики с долей государства.
Ранее власти Белоруссии приняли постановление № 601, согласно которому министерству торговли совместно с облисполкомами и Минскгорисполкомом поручено определять оптовых операторов по обеспечению розницы импортными товарами, а также объемы и перечень таких товаров.
Ажиотажный спрос
На прошлой неделе в Белоруссии наметился ажиотажный спрос на некоторые товары. Во многих населенных пунктах люди сметают с полок продукты долговременного хранения - крупы, макароны, соль. Кроме того, белорусские граждане, стремясь спасти сбережения от девальвации, начали раскупать бытовую технику, переоценку которой проводят едва ли не каждый день. Среди наиболее востребованных товаров - холодильники, стиральные машины, телевизоры, СВЧ-печи, пылесосы.
Повышенный спрос на товары привел к тому, что белорусское правительство выступило с заявлениями о "стабильной ситуации на потребительском рынке" и готовности полностью обеспечить спрос населения. В частности, вице-премьер Белоруссии Сергей Румас заявил: "В целом на потребительском рынке ситуация стабильная. Правительство контролирует ее и принимает все необходимые меры".
В министерстве торговли Белоруссии предпочли назвать виновниками положения на рынке самих граждан. "Создавая искусственную панику, покупатели сами провоцируют несанкционированный вывоз нашей продукции за пределы республики вместо того, чтобы изготовители обеспечивали плановые экспортные поставки, зарабатывая валюту для страны и направляя ее для развития производства, освоения новых товаров", - отметили в Минторге Белоруссии.
В то же время, в министерстве признали, что повышенный спрос на ряд непродовольственных товаров, особенно длительного пользования, вызван, прежде всего, нестабильностью белорусского рубля, что спровоцировало диспаритет цен на отдельные товары белорусского и зарубежного производства в долларовом выражении. "Данная ситуация носит временный характер", - считают в Минторге, сообщает "Интерфакс".
Цены на импортные и белорусские продовольственные товары продолжают стремительно расти. По данным Белстата, в апреле растительное масло подорожало на 22,4%, черный чай - на 14,2%, майонез - на 13,9%, рыба мороженая - на 13,6%, сельдь соленая - на 11,1%, кофе - на 9,5%, крупы и бобовые - на 8,2%.
При этом больше всего выросли цены на фрукты и овощи, которые преимущественно завозят из-за рубежа. Так, помидоры подорожали на 37,7%, перец сладкий - на 30,9%, капуста - на 26,1%, огурцы - на 20,4%, чеснок - на 16,6%, свекла - на 15,8%, морковь - на 11,8%, картофель - на 7%, лук - на 6,6%. Фрукты подорожали на 15,7%, в том числе яблоки - на 19,6%, бананы - на 19,5%, цитрусовые - на 18%.
Уроки кризиса 98 года
"С белорусским рублем происходит ровно то, что происходило с российским рублем в августе 1998 года. Причем, если с начала года белорусский рубль по отношению к доллару США подешевел более чем на 80%, то девальвация отечественной валюты после крушения пирамиды ГКО была намного масштабнее. Более 300%: c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар на 1 января 1999 года", - пояснил Вестям.Ru аналитик ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский.
Так что белорусскому рублю есть куда падать, конечно, в том случае, если Россия не поможет стабилизационным кредитом и не пополнит золотовалютные резервы Белоруссии, считает эксперт. Что касается причин падения белорусского рубля, то они просты и известны.
В первую очередь, это постоянный рост в течение десяти лет дефицита торгового и платежного баланса. На протяжении нескольких лет Белоруссия выступала импортером многих товаров, но до поры не испытывала значительных затруднений. Более половины импорта в страну составляют российские энергоносители.
Рост цен на сырье и отмена льгот для Белоруссии со стороны России привели к увеличению внешнего долга страны, который в последние годы приобрел угрожающий размер. Внешние заимствования Белоруссии достигли 50% от объема ВВП, и источников "латания дыр" в платежном балансе уже нет.
Вторая причина валютного кризиса в Белоруссии - управляемая в "ручном режиме" плановая экономика. Социальное государство - это благо для населения, но в долгосрочной перспективе подобная политика губительна для экономики, отметил Вязовский. В разгар кризиса, когда объем экспорта падал, а переход на внутреннее потребление был невозможен, белорусские власти продолжали направлять средства бюджета на повышение доходов населения перед выборами, раздавали социально ориентированные кредиты.
"К примеру, молодая семья могла взять ипотечный кредит по ставке 1% годовых, а средняя зарплата в Белоруссии только за 2010 год выросла на 25%. Рано или поздно это предвыборное изобилие должно было закончиться. Сейчас мы наблюдаем агонию белорусской плановой экономики", - подчеркнул Вязовский.
Что делать?
Как выйти из этого кризиса? Так же, как решала проблемы Россия: стабилизационные кредиты от МВФ (в данном случае - от Минфина России или ЕврАзЭС), масштабная приватизация, затягивание поясов в социальной сфере, отказ от искусственного регулирования валютного курса со стороны властей.
Такие же трудности и у Греции, Португалии, Испании и прибалтийских государств. Там также существуют элементы госрегулирования экономики, отмечены и "валютные войны". Но многое упирается в цены на энергоносители. США могут напечатать доллары и купить нужное количество нефти, а Белоруссия этого сделать не может.
Поэтому нужно переходить к кредитованию и взаиморасчетам в рублях между Россией и Белоруссией, тогда появятся реальные рычаги регулирования притока наличности. "Хочется верить, что постепенно паника среди населения спадет, и дела в дружественной России стране поправятся", - считает Вязовский.
Если власти Белоруссии снимут все ограничения на курсообразование белорусского рубля, то он основательно просядет, что породит серьезную инфляцию и трудности на кредитном рынке. Пострадают банки, которые набрали иностранных кредитов, но таких не очень много, считает главный экономист ИК "Ай Ти Инвест" Сергей Егишянц. "Затем положение стабилизируется, золотовалютные резервы начнут расти, и дела в экономике Белоруссии тоже улучшатся, как в России в 1999-2000 годах", - отметил Егишянц Вестям.Ru.
Обычная макроэкономика. Предвыборный популизм с раздачей подарков после некоторого запоздания возвращается бумерангом с обычным набором неприятностей: дефицит, рост цен, черный рынок. Так оценивает положение в Белоруссии старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин.
"Всегда баланс между внутренней и иностранной валютой складывается в зависимости от того, сколько страна заработала на внешней торговле и сколько товаров произвела и продала на внутреннем рынке. Дисбаланс какое-то время можно блокировать административными мерами. Но недолго. В последние годы курс белорусского рубля начал множиться, как это было в советское время со знаменитым "инвестиционным курсом" рубля, который был одним для Запада, другим - для стран СЭВ, третьим - для развивающихся стран", - пояснил Субботин Вестям.Ru.
В Белоруссии предприняли попытку построить квазирыночную, во многом советскую экономику. Следствием чего стал дефицит товарной продукции. Многие эксперты полагают, что дело не во внешних шоках, а во внутренних проблемах белорусской экономики, в методах госрегулирования.
Что будет с белорусским рублем, введут ли в Белоруссии российский рубль? Переговоры идут уже много лет. "Такой переход должен был бы сопровождаться, как принято говорить, "непопулярными мерами", чего руководству Белоруссии очень хотелось бы избежать. Либо нужно реальное сближение с Россией и взятие Белоруссией на себя определенных обязательств, чтобы получить помощь от восточного партнера", - заключил Субботин.
Владимир Колиниченко
Вести.ru, 24 мая 2011
Кoличество переходов на страницу: 1308
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |