Сложное словосочетание «множественность курсов» означает деление белорусов на особо ценных для национальных интересов страны и «остальное население». В первую группу, которая сможет покупать доллар по 3 100 белорусских рублей, войдет максимум 5% белорусов. Рядовым гражданам о таком курсе придется забыть.
Представители особо ценной для национальных интересов страны группы занимают высокие должности, управляют рынком энергоресурсов и иными стратегическими секторами экономики. Товары, которые они покупают за рубежом, называются «критическим импортом». У них есть корпоративные связи, номенклатурные подвязки, счета за рубежом и огромное желание скупить государственные активы по дешевке.
Ко второй группе, для которой доллар будет стоить, предположительно, 4500 белорусских рублей, относятся рядовые белорусы, бюджетники и предприниматели, рабочие заводов и офисные работники, пенсионеры и студенты. В общем, 95% населения страны. Они слабо влияют на начальство на местном и национальном уровне, не выбирают его, не контролируют и не могут уволить или отправить в отставку. Они доверчивы, терпеливы, гостеприимны и боятся войны. К тому же они мало разбираются в экономике, тем более в финансах. В общем, добротный электорат для циничного правительства.
Кто заработает на «валютных ножницах»
Если на один и тот же товар (в данном случае речь идет о долларах/евро) существует более одной цены, то на этих ценовых ножницах поспешат заработать валютные спекулянты. Прошу не путать с валютчиками, которые дежурят возле обменников. Речь идет о финансовых операциях, в которых могут участвовать только избранные представители правящей элиты, банковской системы и силовых структур.
Ножницы в цене доллара между 3100 рублями и, предположительно, 4 500 рублями похожи на челночные поставки водки и сигарет в Литву или Польшу. У них там очень дорого, а у нас можно купить дешево. Вот и течет река контрабанды. С валютой будет происходить так.
Мест там, где дешево, очень мало. Главное – Национальный банк. Заявки на покупку по курсу 3100 рублей за доллар будут приниматься и удовлетворяться далеко не от каждого. Очевидно, будет процедура согласования с администрацией президента.
Когда творческая энергия руководителей заводов, банков и частных компаний будет расходоваться на то, чтобы найти доллар по 3100 рублей, времени, ресурсов и энергии на реструктуризацию и модернизацию не будет.
Для счастливчиков, покупающих доллар по 3 100 рублей, появится огромный соблазн продать валюту желающим по 4 500 рублей и выше. Сегодня безнальный курс на некоторых площадках уже превышает 5000 рублей.
Вместо того чтобы дурить себе голову закупками некого товара, пусть даже критического импорта, у владельцев дешевой валюты появится великий соблазн заниматься обменными операциями по кругу. Схема банально проста. Взял 3,1 млрд. рублей и купил на них 1 млн. долларов. Продал его по 4500 рублей за доллар и получил 4,5 млрд. рублей. Затем на эти деньги купил по выгодному курсу уже 1,45 млн. долларов. Таких «подъемов» не бывает ни на рынке проституции, ни при торговле оружием.
Продолжительность таких операций будет ограничена объемов золотовалютных резервов и количеством валюты, которую Нацбанк будет изымать у экспортеров по курсу 3100 рублей за доллар.
«Надеюсь, что выход на единый курс произойдет за три-шесть месяцев»
Рядовым гражданам про доллары по курсу 3 100 рублей можно забыть. Обменники станут ориентироваться на рыночный курс. Какой он будет, покажут торги ближайшего месяца. Если обменникам прикажут торговать валютой по официальному курсу, они просто закроются или будут работать только на прием.
Население может расслабиться. Те, кого не достала костлявая рука девальвации, получит свое от инфляции. Сегодня речь идет лишь о том, каков будет объем изъятых у людей денег. Обещали курс 3300 рублей за доллар вплоть до 2015 года. Теперь легко свалить все на председателя Нацбанка Петра Прокоповича. Нацбанк можно обвинить в том, что допустил множественность курсов, поставил на грань разложения финансовую систему и застопорил производство.
В стране нет валютных ресурсов, чтобы, как это было в 1990-е, более четырех лет терпеть множественность курсов. Надеюсь, что выход на единый курс произойдет в течение трех – шести месяцев. Репутацию нынешнего правительства уже ничего не спасет, но о стране, наконец, подумать надо.
История возвращается бумерангом
В советские времена руководящие партхозработники не имели проблем с покупкой валюты, по 64 копейки за доллар. А подавляющее большинство населения в глаза иностранную валюту не видело. Люди из кодовой группы «64 копейки» наделали столько ошибок в управлении экономикой, что СССР развалился.
В первой половине 1990-х «белая кость» номенклатуры быстро поняла, что на инфляции и девальвации можно очень хорошо заработать. Политическая власть и номенклатурные связи быстро превратились в миллионы долларов. Взял рублевый кредит под 50% при инфляции 1000 % -- и заработал. Помог «достать» валюту – заработал. «Выбил» по бросовым ценам калийные удобрения/металлы/трактора – заработал.
В январе 1996 года официальный курс доллара в Беларуси был 11 500 рублей, а рыночный – 12 000.
В сентябре 1998 года официальный курс был уже 50 100 белорусских рублей, а рыночный – 125 000 белорусских рублей. В апреле 1999-го 237 000 рублей и 410 000 рублей соответственно. Только в октябре-ноябре 2000 года курсы уравнялись.
Почти пять лет продолжалась курсовая вакханалия. На валютных операциях появилась не одна тысяча мультимиллионеров. Они не создавали новые товары, не вкладывали деньги в современные технологии, не мучили себя проблемами менеджмента, брендинга и контроллинга. Они сидели на финансовых потоках и «рубили капусту» на разнице цен на иностранную валюту.
Ярослав Романчук
Завтра твоей страны, 21 апреля 2011
Кoличество переходов на страницу: 1120
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |