Сотрудничество Беларуси и России в годовщину 20-летия установления дипломатических отношений — это тест для всех остальных стран постсоветского пространства. Фактически это экспериментальная площадка. Эксперимент длится уже второе десятилетие. Все относятся к этому с большим интересом, делают те или иные заявления. Особенно часто с украинской стороны.
В характере белорусско-российских отношений определяется будущее национальной безопасности России. Будет ли она окружена странами, которые пожелают максимально интегрироваться с ней в политическом, экономическом, военном аспекте. Или же вокруг будут государства с другими приоритетами.
Приятно, что в последние месяцы в России осознали: важность отношений с Беларусью неоспорима. И это не преференции, которые даются белорусской экономике.
Развитию интеграционных процессов между Россией и Беларусью способствует и тревожность геополитической обстановки. Отмечу недавнее заявление МИДа России в лице С. Лаврова. Он привел в пример сирийский вопрос. В зависимости от того, как он решится — путем насильственного внешнего вторжения или посредством переговоров при участии ООН, — зависит геополитическая картина мира в последующие годы. Это действительно так. Прогноз подтверждается и на примере Ливии. Как отмечали многие специалисты, китайско-российская позиция уступок Западу касательно Ливии привела к негативным последствиям. В данный момент Ливия, еще недавно благополучная и достаточно спокойная страна, где эффективно боролись с террористическими группами, становится питательной средой для террористов. Не исключено, что она пойдет по сомалийскому пути. Ну а что такое сомалийские пираты, все прекрасно знают. И, конечно же, то, что еще есть серьезные заделы со стороны и западных стран, и их союзников в регионе (прежде всего стран Персидского залива) на то, чтобы использовать ливийский сценарий в Сирии, заставляет заботиться об этой ситуации.
Несомненно, на геополитические перспективы, на геополитическое будущее мира окажет серьезное влияние ситуация в Евросоюзе. Шаги, в соответствии с которыми Испании, переживающей банковский кризис, все-таки выделили сто миллиардов евро, причем выделили кулуарно, тихо, не раскачивая рынки, являются очень позитивным знаком. Может быть, Евросоюз, действительно, научился реагировать на серьезнейшие кризисы и вместо масштабных спектаклей, сотрясающих мировую финансово-экономическую систему и приводящих ее на грань распада, начнет наконец красиво и быстро работать, не доводя ситуацию до критических моментов.
Конечно, для такого поведения руководства ЕС есть основания. Все-таки Испания — страна с пятидесятимиллионным населением, и если бы Евросоюз начал там развивать события по греческому сценарию — несколько месяцев паники, критики, несогласованности позиций и всего остального, — то вполне возможно, что до нового года ЕС сам бы не дожил.
Ключевые вопросы сейчас — это политическая нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке, это финансовая нестабильность в странах, которые раньше являлись локомотивами мирового развития, это последствия того, каким образом планируемое китайским руководством замедление темпов роста повлияет на стабильность мировой экономической системы. Китайцы замедляют темпы роста совершенно рационально для того, чтобы спасти Евросоюз и США: стремительный рост китайской экономики, китайского экспорта крайне негативно влияет на конкурентные шансы США и еврозоны на глобальных просторах. Замедление экономического роста КНР поможет Евросоюзу и США восстановить экономический потенциал, но одновременно может крайне негативно сказаться на состоянии мировой экономики в целом.
Очень тревожит сейчас, если смотреть по геополитическим и геоэкономическим факторам, замедление темпов развития Индии до многолетнего минимума. Индия — страна с громадным количеством проблемных вопросов. Она настолько разнообразна, многоязычна, полирелигиозна и балансирует между федерацией и конфедерацией, что, конечно же, только высокие темпы экономического роста являются для нее спасением. В этой ситуации возникает вопрос: не станет ли замедление темпов экономического роста Индии спусковым крючком к развитию сепаратистских процессов, терроризма, различных столкновений и, соответственно, вовлечению соседствующих и других стран в конфликты на ее территории?
Следующим аспектом является то, что Евросоюз и США со все большим страхом взирают на стремительный рост влияния Китая. Какой репертуар действий они изберут, чтобы ослабить влияние Китая на мировой арене? И какие шаги китайское руководство будет реализовывать для усиления политического влияния? Сочетание этих двух факторов будет фактически определять развитие событий на глобальной арене в следующие десять-пятнадцать лет. Остается надеяться, что США и ЕС не будут применять опасных действий, в частности ничего, что могло бы привести к Третьей мировой войне. Рассмотрев все эти особенности современной мировой геополитической и геоэкономической ситуации, можно с уверенностью заключить, что пример белорусско-российской интеграции является важным образцом для побуждения стран постсоветского пространства к интеграционным процессам.
(По материалам видеобрифинга, посвященного 20-летию дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, проведенного порталом soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь)
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Рэспубліка, 13 июля 2012
Кoличество переходов на страницу: 1016
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |