Инновации стали неким фетишем белорусской экономики. Многие буквально молятся на этот загадочный и от этого еще более притягательный термин. Хотя четкой дефиниции у него не существует. И на деле оказывается, что отечественный реальный и интеллектуальный сектор перенимает и копирует технологии у ближних или дальних соседей. Ну а где же собственные прорывные проекты в науке и технике? Без них-то миллиардов не заработать. Тем более такому небольшому государству, как Беларусь, которое не имеет в изобилии ископаемых ресурсов и может рассчитывать только на интеллектуальный потенциал. Хотя не перевелись в стране таланты, высок дух изобретательства и предпринимательства, но кроются все эти качества где-то внутри общества, «стесняются» выплеснуться наружу фонтаном сногсшибательных идей. Как это ни странно, провоцируют их проявление в большей степени не отечественные силы, а импортные. Взять хотя бы Неделю предпринимательства, которая должна пройти в ноябре в Минске: все финансовые и организационные партнеры мероприятия — либо полностью иностранные компании, либо зарегистрированные в Беларуси фирмы, но принадлежащие западным корпорациям. «Чистокровного белоруса» среди «возбудителей» инновационных инициатив не оказалось.
Неужели в стране перевелись таланты и гении? Или деньги совсем закончились, чтобы поддержать финансово прорывные начинающие компании? Да нет. Достижения выходцев из Беларуси нередко появляются в новостях уважаемых мировых экономических агентств. Свою карьеру в республике начинало немало ученых, предпринимателей и управленцев, нынче заслуживших международное признание. Словом, с интеллектуальным потенциалом все в порядке. Некоторые корпорации, некогда зародившиеся в Беларуси, а нынче базирующиеся с многочисленными активами в соседних странах, инвестируют миллионы долларов в startup — молодые компании с небольшой коммерческой историей или вообще без таковой, которые чаще всего разрабатывают высокотехнологичные, перспективные товары и услуги. Но получают белорусские капиталы не столько отечественные молодые бизнесмены, сколько их зарубежные коллеги. Скажем, в той же Силиконовой долине. Достаточно популярны у отечественного венчурного капитала прибалтийские страны. И очень немногих тянет вкладывать деньги на родине. И проблема не столько в законодательстве — при всей критике отечественной налоговой системы в других странах тоже немало «тараканов», — сколько в психологических комплексах успешных предпринимателей «родного покроя».
Белорусский бизнес — один из самых таинственных в мире. Еще понятно, когда люди скрывают коммерческие неудачи, но большинство еще более скрупулезно и тщательно скрывают от широкой публики свои успешные проекты. Парадоксально, но вместе с ростом экономических и финансовых успехов компании она становится все более закрытой для посторонних глаз. Не говоря уже про средства массовой информации. Основатель портала TUT.by Юрий Зиссер вспоминает, сколько пришлось вытерпеть, когда газета «Ежедневник» стала составлять рейтинг самых известных и влиятельных белорусских предпринимателей. Особенно тяжело дались первые топ-списки: после их публикации звонили раздраженные и разъяренные «номинанты» «сотни лучших». Обвиняли во вмешательстве в личную жизнь, требовали исключить свою персону из рейтинга, грозили судами и другими неприятностями… «И только один предприниматель спросил, сколько будет стоить попасть на 87-ю позицию рейтинга, — вспоминает Юрий Зиссер. — Сейчас к этому проекту белорусские миллионеры стали терпимее относиться».
Выход в «широкий свет» отечественного бизнеса происходит необратимо, но слишком медленно, чтобы он превратился в серьезный источник инвестиций для отечественных startup-проектов. Для активизации процесса необходимо поменять отношение населения к отечественному бизнесу. Быть слишком богатым и успешным считается несколько нескромным в белорусском обществе. А startup предполагают быстрый путь в круг миллионеров. Правда, и риски достаточно велики. Нынче «Ford», «McDonald's», «IBM» и целый ряд других компаний являются символом предпринимательского успеха, но на старте их удача вовсе не была предопределена, в начале своего пути не раз и не два эти ныне мощные корпорации стояли на грани банкротства. И такая судьба постигла десятки и сотни их коллег по цеху, которые оказались менее удачливыми: никому еще не удалось открыть философскую формулу стопроцентной победы на рынке.
К сожалению, как белорусское общество еще недостаточно восприимчиво к коммерческому успеху и финансовому процветанию, так и отечественная экономическая модель и традиции в правоприменительной практике еще не до конца лояльно относятся к рискованным проектам. У проверяющих зачастую возникают подозрения при убыточности инновационных проектов, что это происходит в результате коммерческих рисков, а не сокрытия денег от налогов.
Ведь, по сути, провести доскональный анализ, отделить зерна от плевел достаточно проблематично. Скажем, затраты на разработку компьютерной игры, программы, гаджета или другой интеллектуальной технологии достаточно условны. В некоторые электронные развлечения компании вкладывают десятки миллионов долларов, а продажи дисков не приносят достойных дивидендов. А знаменитый «Тетрис» советский инженер придумал чуть ли не в обеденный перерыв. И игра имела сногсшибательный успех. Немало современных успешных компаний «выросли» из startup с очень скромным учредительным капиталом.
Увы, но в Беларуси еще не привилась соответствующая философия, чтобы startup стали массовыми. Есть неплохая законодательная база, которая, правда, требует совершенствования, но кроме правовых выкладок на работу предпринимателей всегда большое влияние оказывают правоприменительная практика и традиции. А они пока не сформировались для активизации массовых инновационных процессов. Эксперты рынков startup полагают: вывести этот процесс из застоя возможно, только проявив политическую волю. Пока же немало фирм белорусского происхождения, которые обладают успешным бизнесом, в том числе и за границей, инвестируют в перспективные компании за пределами Беларуси. В том числе в знаменитой Силиконовой долине. За рубежом в сфере развития startup уже давно все налажено, четко и понятно до мелочей. К сожалению, сложилась ситуация, когда инвестиции в интеллектуальные направления уходят из страны. А потом в нее возвращаются, но уже в виде готовых и недешевых продуктов и услуг.
Владимир Волчков
Рэспубліка, 30 октября 2012
Кoличество переходов на страницу: 972
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |