При этом надо исходить из того, что Украина и по геополитическому, и по экономическому потенциалу является для ЕС более ценным партнером, нежели Беларусь. Соответственно, рассчитывать на более выгодные, по сравнению с нашей южной соседкой условия, нам не приходится.
Итак, что же ждет Украину по условиям Соглашения?
В нем не содержится ни одного положения, которое возлагало бы на ЕС обязательства, в каком-либо обозримом будущем рассматривать вопрос о полноправном членстве Украины в ЕС. Речь идет только «тесных привилегированных отношениях» (статья 1, пункт 2, подпункт а) и «о постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС» (статья 1, пункт 2, подпункт d). Взамен же Украина принимает на себя обязательства не только экономического, но и политического характера, например:
- по постепенной адаптации своего законодательства по всем направлениям, указанным в Соглашении, к законодательству ЕС (преамбула);
- по конвергенции (сближению) своей внешней политики и политики безопасности с соответствующими политиками ЕС (статья 7, пункт 1);
- по участию в гражданских и военных операциях ЕС в зонах конфликтов (статья 10, пункт 1);
- по военно-техническому сотрудничеству с Европейским оборонным агентством (статья 10, пункт 3);
- по «интегрированному управлению границами» (статья 16).
Другими словами, Украина обязуется следовать решениям ЕС в различных сферах, не пользуясь при этом правом решающего голоса при принятии данных решений, и даже не получив обязательства о том, что вопрос о полноправном членстве может быть рассмотрен в обозримом будущем.
Чего еще не получит Украина из того, что обычно сулят нам приверженцы евроинтеграции?
Подписание Соглашения не влечет за собой предоставления безвизового режима въезда в ЕС гражданам Украины: в соответствии со статьей 19, в этом вопросе продолжает действовать соглашение от 2007 года об упрощении оформления виз. Правда, «стороны обязуются использовать последовательные шаги для установления безвизового режима в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей, определенных двухфазным Планом действий по либерализации визового режима, представленным на Саммите Украина – ЕС 22 ноября 2010 года». Но здесь есть нюансы: присоединение Украины к Шенгенской зоне потребует отдельного согласия всех участников данного соглашения, а его – как показывает пример Болгарии и Румынии – бывает нереально добиться даже полноправным членам ЕС.
Граждане Украины не получат права на свободное трудоустройство в странах ЕС. Оно будет регулироваться действующими и будущими двусторонними договорами с государствами-членами (статья 18). Исключение будет сделано только для сотрудников компаний, которые граждане Украины будут регистрировать в странах ЕС (статья 98): такие сотрудники получат право на работу на срок не более 3 лет.
Не будет и немедленной свободы движения товаров и услуг. Ограничения будут отменяться с обеих сторон постепенно, в течение 10 лет (статьи 25, 35) по отдельным графикам для различных секторов.
Украина согласилась на квотирование поставок своей сельскохозяйственной продукции на рынки стран ЕС, на поставки сверх квоты будут распространяться ввозные пошлины (статья 40). Взамен она выговорила возможность квотирования поставок из ЕС легковых автомобилей на 15-летний переходный период (статья 44).
По поводу условий торговли с третьими странами Украина обязана консультироваться с представителями ЕС (статья 39).
Украина обязуется привести свою систему стандартизации и техрегулирования в соответствие с регламентами ЕС, а также берет на себя обязательство не вносить никаких изменений в законодательство по данным вопросам, кроме связанных с адаптацией к требованиям ЕС (статья 56). Также Украина берет на себя обязательства по адаптации к требованиям ЕС фитосанитарного законодательства (статья 64), законодательства в сфере телекоммуникаций (статья 124), в сфере госзакупок (статья 148), рыболовства (статья 410), окружающей среды, охраны труда, устойчивого развития (статья 290).
Особо оговаривается, что стороны не могут менять экологическое и трудовое законодательство таким образом, чтобы получить преимущество в торговле и инвестициях (статья 291).
Другими словами, у Украины не будет возможностей получить преимуществ, вытекающих из дешевизны рабочей силы или более низких экологических требований.
Кроме того, она должна предпринять меры, вытекающие из европейской политики в области изменения климата (борьба с выбросами углекислого газа, статья 365). У крупной украинской промышленности это может вызвать определенные сложности.
Но ЕС это не смущает, так как согласно статье 379 «особое внимание в промышленной политике Украины должно уделяться микропредприятиям и предприятиям ремесленного типа».
В соответствии со статьей 145 Украина обязуется завершить либерализацию движения капиталов, в этой сфере разрешаются лишь временные ограничения, на срок до 6 месяцев (например, при резком ухудшении платежного баланса).
Украина в течение 5 лет должна упразднить любые меры господдержки, способные повлиять на условия торговли (статья 262).
Украина обязуется выровнять внутренние и внешние цены на энергоносители и упразднить их регулирование для промышленных потребителей (статьи 269-270), а также упразднить любые таможенные сборы и количественные ограничения на экспорт-импорт энергоносителей (статья 271).
Она обязуется даже в случае спора не прерывать транзитных поставок энергоносителей, за исключением случаев, когда такая возможность предоставлена контрактом (статья 276).
Украина и ЕС предоставляют компаниям друг друга равные условия доступа к добыче нефти и газа (статья 279).
ЕС обязуется оказывать Украине помощь в реструктуризации угольного сектора (статья 339).
Украина обязуется приблизить к ЕС свою макроэкономическую политику (статья 343), структуру налогообложения (статья 353), гармонизировать статистику (статья 356).
Украина при содействии ЕС проведет «реорганизацию системы управления наукой и исследовательских учреждений» (статья 375), постепенно перейдет на социальные стандарты ЕС (статья 424).
Тема финансовой помощи ЕС Украине в Соглашении не конкретизируется. Статья 453 предусматривает, что «Украина получает финансовую помощь через соответствующие механизмы и инструменты ЕС… Украина делает финансовый вклад в программы ЕС, в которых принимает участие».
Единственная конкретная программа, упомянутая в Соглашении – научно-техническая, «Горизонт-2020». Украинские предприятия и организации смогут в ней участвовать.
Определять выгодность-невыгодность таких условий – суверенное право украинского народа и выбранных им органов власти.
Но проецировать их на Беларусь и делать для себя выводы – задача белорусских экспертов, управленцев и граждан.
Напоследок, не удержусь от цитирования самого интеллектуального (на мой взгляд) украинского политаналитика Дмитрия Выдрина:
«В Украине модно стремиться в Европу как в светлое будущее и не модно говорить, что там есть проблемы, нам придется пойти на определенные самоограничения и мы можем разочароваться. Но нет – модно говорить, что как только мы зайдем в европейские структуры, все сразу и автоматом наладится … Как можно сравнить (о Таможенном союзе и ЕС – А.М.), что больше нравится – голубой цвет или японская кухня? Когда говорят о Таможенном союзе, имеют в виду экономику, вагоны Луганского завода, шоколад «Рошен» и что-то еще. А когда говорят о ЕС, подразумевают, что это нетленные права человека, всеобщие равенство и справедливость и так далее. Никто же не сравнивает эти союзы по экономическим потерям или приобретениям. Подсчитывать такие параметры от вступления в ЕС считается неприличным, потому что священная вера, в которую превратилось стремление в Европу, не измеряется деньгами».
Алексей Мацевило
БЕЛТА, 23 августа 2014
Кoличество переходов на страницу: 994
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |