Рынок платежных банковских карт в Беларуси активно развивается
По данным Национального банка, удельный вес безналичных операций на 1 октября 2015 года составил 76% по количеству и 30,9% по сумме операций с картами. Карточек в республике насчитывается более 12,5 млн, свыше 5,5 млн из них - карты крупнейшей международной платежной системы Visa. Буквально на днях представители Visa заявили в Минске о намерении расширить в странах СНГ систему мобильных платежей.
О том, какие еще планы на ближайшую перспективу вынашивает руководство Visa в отношении Беларуси, в чем особенности белорусского рынка для этой компании, расширяется ли здесь ее деятельность и почему, в интервью рассказала Менди Лэмб, генеральный менеджер по развитию бизнеса Visa в группе стран СНГ и Юго-Восточной Европы (Украина, страны Кавказского региона, Центральной Азии, Беларусь, Молдова, а также страны Юго-Восточной Европы).
_______________________________________________
- В Беларуси недавно впервые прошел форум "Минские деловые встречи" с высоким представительством. Насколько активным было участие Visa в мероприятии, и каких результатов от этого участия вы ожидаете?
- Мы выступили как на пленарном заседании, так и на расширенной технологической сессии форума "Минские деловые встречи". Во время мероприятия мы представили банковскому сообществу СНГ обзор доступных уже сегодня инновационных платежных решений и технологий, которые могут быть применены в странах СНГ в целом и в Беларуси в частности. Безусловно, Visa считает очень важным участие в данном мероприятии, так как это площадка для общения всего банковского и финансового сообщества СНГ, участие в этом форуме приняли представители многих наших банков-партнеров и регулирующих органов.
Кроме того, наша компания стала спонсором пленарного заседания. Как было озвучено на "Минских деловых встречах", сейчас, согласно статистике, примерно 77% людей во всем мире практически не выходят из дома без мобильного телефона, поэтому будущее, включая электронные платежи, - за мобильными технологиями.
В странах СНГ потребители довольно часто пользуются услугами Visa именно с мобильного, и мы полагаем, что с каждым годом эти технологии будут использоваться все шире. Одна из целей компании Visa в глобальном масштабе и в регионе СНГ и Юго-Восточной Европы - обеспечить возможность надежных, безопасных и удобных расчетов для потребителей и бизнеса в постоянно меняющихся экономических условиях и внести свой вклад в развитие безналичных расчетов.
Мы не можем предугадать, как будет выглядеть наше будущее, но очевидно, что оно будет связано с мобильными технологиями и программным обеспечением. Поэтому мы продолжаем обеспечивать для потребителей наилучшие возможности для платежей - в любом удобном для них месте в любое удобное для них время, чтобы продолжать оставаться лидерами в сфере электронных платежей.
- Уточните, пожалуйста, о каких новых технологических решениях, потенциально интересных белорусскому рынку, может идти речь.
- Если говорить о рынке в целом, я бы отметила три ключевых момента, которые важны в контексте данного форума. Во-первых, мы в Visa отмечаем, что белорусский рынок отличается очень большой восприимчивостью к электронным платежам и инновационным платежным решениям, принимая все инициативы по продвижению безналичных платежей не просто положительно, а с большим интересом.
Во-вторых, мы не можем не отметить высокий уровень заинтересованности в развитии электронных платежей и ту поддержку, которую оказывает Национальный банк для активного развития безналичных расчетов.
Последний компонент - это технологии. Рынок предлагает массу возможностей для инновационного развития в сфере безналичных платежей и, что важно, уже сегодня демонстрирует высокую степень готовности к платежным технологическим новинкам. Такие технологии были представлены белорусским банкам на форуме.
Я бы хотела остановиться на двух из них. Во-первых, это Visa Direct - специальный сервис, который уже доступен в стране, но пока еще в недостаточно развернутом формате. Он позволяет держателям карт Visa быстро, безопасно и удобно отправлять и получать денежные переводы с карты на карту Visa, используя различные каналы: киоски, банкоматы, интернет-банкинг. Мы видим потенциал развития услуги перевода денег Visa Direct как для потребителей, так и для бизнеса.
Во-вторых, это так называемые облачные платежи, которые уже запущены в некоторых странах нашего региона СНГ и Юго-Восточной Европы. Поскольку в Беларуси достаточно высокий процент населения использует смартфоны, данная технология, обеспечивающая более удобные и безопасные платежи, нам кажется очень перспективной. Речь идет о Host Card Emulation (HCE), одной из самых популярных тем в индустрии электронных платежей в последнее время.
Благодаря технологии облачных платежей банки могут выпускать карты в цифровом формате и загружать непосредственно в смартфоны, а потребители, в свою очередь, - платить телефоном так же, как картой.
Кроме того, в Беларуси уже внедрена и активно развивается технология бесконтактных платежей Visa payWave. Шесть белорусских банков предлагают карты Visa payWave и обеспечивают прием бесконтактных карт для оплаты.
Бесконтактные платежи Visa payWave позволяют платить буквально одним касанием карты к терминалу, без ввода ПИН-кода или подписи для платежей на определенную сумму (эквивалент примерно $25), что значительно упрощает процесс оплаты как для держателя карты, так и для торгово-сервисного предприятия.
По нашему мнению, более широкое внедрение этой технологии позволит банкам увеличить объем безналичных операций, особенно в сегменте ежедневных покупок, и мы тесно работаем с белорусскими банками над тем, чтобы бесконтактные платежи стали интегральной составляющей индустрии безналичных платежей в Беларуси.
- Хотелось бы вернуться к облачным платежам - расскажите о возможных сроках запуска этой технологии в Беларуси?
- Если говорить о регионе СНГ и Юго-Восточной Европы, то облачные платежи уже успешно внедрены в Грузии и Сербии. То есть технология может быть запущена там, где рынок достиг определенного уровня развития и банки пришли к пониманию того, что они готовы предлагать мобильные платежные решения потребителям.
На следующей стадии мы можем говорить о токенизации, то есть использовании случайного набора цифр для верификации держателя в момент платежа (проверки того, что платежную операцию совершает держатель карты.).
Мы работаем над внедрением HCE с нашими банками-партнерами в стране, и, возможно, Беларусь станет третьей страной, где появится технология облачных платежей. Буквально в ближайшие время мы ожидаем либо запуск пилотного проекта, либо даже полноформатный запуск НСE.
- Какова в настоящее время доля Visa на рынке платежных банковских карт Беларуси? Если наблюдается увеличение присутствия вашей компании в Беларуси, уточните, пожалуйста, за счет каких мер этого удалось достичь?
- Мы отмечаем очень активный рост на белорусском рынке в части безналичных платежей. По данным Национального банка, примерно на 9 млн населения приходится более 12 млн платежных карточек, которые были выпущены белорусскими банками.
Это серьезное соотношение, которое говорит о том, что уровень проникновения пластиковых карточек высок. Что касается Visa, мы были и остаемся активным игроком на рынке безналичных платежей Беларуси, и как результат успешного сотрудничества с банками-партнерами наш бизнес уверенно развивается.
Этому способствуют несколько факторов. Прежде всего, высокий уровень узнаваемости бренда Visa - это слово знакомо практически всем. Также свою роль сыграл высокий уровень партнерских отношений с белорусскими банками, которые продвигают наши платежные продукты, предлагая их своим клиентам.
Как результат - мы можем успешно внедрять инновации для потребителей, развивать инфраструктуру приема электронных платежей и на регулярной основе реализовывать инициативы по повышению стандартов финансовой грамотности в Беларуси. Все это в комплексе способствует развитию электронных платежей в стране. В годовом исчислении (мы сравниваем второй квартал 2015 финансового года со вторым кварталом 2014-го) объем платежей по карточкам Visa вырос в Беларуси на 19%. И мы отмечаем рост объемов платежей из года в год, при этом потенциал для роста все еще значителен.
- На какой результат рассчитывает Visa по итогам работы в Беларуси в 2016 финансовом году?
- Что касается этого финансового года в целом, который закончился 31 сентября 2015 года, то результаты его еще не подведены. Наши ожидания оптимистичны, и, основываясь на текущих показателях, в следующем финансовом году мы рассчитываем на аналогичный рост или, возможно, выше. Сейчас это пока только прогнозы.
- Ранее сообщалось, что Visa планирует реализовать в Беларуси ряд проектов по повышению финансовой грамотности населения. Речь шла в том числе о проведении публичных тематических лекций, запуске совместной интернет-страницы с Ассоциацией белорусских банков с рекомендациями экспертов, о подготовке в сотрудничестве со СМИ серии материалов по управлению личными финансами. Какие инициативы уже выполнены, а какие еще в работе?
- Ряд инициатив при поддержке Национального банка и Ассоциации белорусских банков успешно внедрен. Что касается проектов, которые будут запущены в ближайшее время, то в их числе - перезапуск игры "Финансовый футбол".
Выйдет ее обновленная версия. Кроме того, на местном уровне будут реализованы образовательные инициативы по повышению финансовой грамотности.
Второй блок инициатив касается работы с банками и технологических новинок, о которых мы говорили ранее. И третий - это наши маркетинговые программы. В частности, мы запускаем кампанию в поддержку бесконтактных платежей Visa payWave в декабре 2015 года в партнерстве с "Еврооптом".
Совместно с нашими банками-партнерами в Беларуси мы также проведем кампанию, направленную на продвижение использования карт во время путешествий за границей. Кроме того, мы продолжаем тактические активности с нашими банками-партнерами, направленные на решение их бизнес-задач.
Это некоторые примеры наших инициатив. Нельзя не отметить высокий уровень развития инфраструктуры приема безналичных платежей в Беларуси по сравнению с другими странами региона. То есть количество платежных терминалов в общем числе пунктов торговли и сервиса достаточно высоко, и потребители в Беларуси могут платить картами практически повсеместно.
Развитая сеть приема карт - это заслуга банков-эквайеров и, конечно, Нацбанка, который стимулирует торговые сети, супермаркеты и прочие объекты сферы обслуживания к установке соответствующего терминального оборудования для приема безналичных платежей. И мы продолжаем работать с банками и торгово-сервисными предприятиями в таких сегментах, как супермаркеты, оплата коммунальных, чтобы обеспечить возможность потребителям использовать платежную карту повсеместно и каждый день.
Если у потребителя есть такая возможность, то вероятность того, что он будет платить картой регулярно, как внутри страны, так и за ее пределами, значительно выше, и это будет способствовать общему движению от наличных к безналичным платежам.
- Каких принципиально новых платежных решений можно ожидать в Беларуси в будущем, возможно, в среднесрочной перспективе?
- Я бы отметила два таких решения. Первое - это платежное решение для онлайн-шопинга - Visa Checkout. Развитие онлайн-коммерции в Беларуси проходит динамично, потребители покупают онлайн как в локальным магазинах, так и за границей.
Сервис Visa Checkout уже запущен в некоторых странах мира. С помощью Visa Checkout можно один раз загрузить и хранить свои данные в сервисе Visa Checkout и совершать покупки онлайн - быстро, удобно и безопасно.
Мы надеемся, что в недалеком будущем этот сервис будет доступен и белорусским держателям карт Visa.
Второе решение связано с мобильной коммерцией (mCommerce) и электронной коммерцией (eCommerce), речь идет о токенизации.
Мы видим тенденцию перехода к онлайн или удаленным платежам, и потребителям необходима уверенность в том, что их персональные платежные данные надежно защищены, особенно когда они используют для платежей свои смартфоны.
Токенизация позволяет извлечь персональные данные и хранить их в зашифрованном виде в защищенном облачном хранилище и использовать генерируемый рандомный набор данных для верификации держателя в момент совершения платежа.
Таким образом, платежи Visa защищены, и потребители могут платить с уверенностью, не опасаясь, что персональные данные или средства могут быть похищены. Высокий уровень проникновения смартфонов (порядка 40%) позволяет нам прогнозировать, что технология придет на белорусский рынок.
- Каков, по вашему мнению, потенциал белорусского рынка безналичных платежей?
- Есть показатель, который позволяет наглядно показать этот потенциал: а именно соотношение платежных оборотов к общим оборотам по карте. В Беларуси в настоящее время он составляет сегодня 30%, то есть из каждых потраченных 100 белорусских рублей 30 рублей - это безнал, а 70 - наличные.
Эти 70% и есть потенциал для роста. Как видите, он в Беларуси очень велик, и наша цель - сделать так, чтобы доля безналичных платежей росла. Здесь мы полностью синхронизированы со стратегией регулятора по увеличению доли безналичных платежей в стране. Нацбанк ранее заявлял о стремлении увеличить долю безналичных платежей до 50% к 1 января 2016 года.
Наличие данной амбициозной цели и активная поддержка регулятора во многом объясняет интенсивный рост доли безналичных платежей и высокий показатель соотношения платежных оборотов к общим оборотам по картам в Беларуси.
Татьяна Иванюк
БЕЛТА, 18 ноября 2015
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |