Посол РФ в Минске Александр Суриков заявил на днях, что российская сторона попросила Государственный военно-промышленный комитет Белоруссии рассмотреть возможность производства на местных предприятиях нескольких тысяч наименований комплектующих для российского ВПК, выпускавшихся прежде на Украине.
В середине июня президент Украины Петр Порошенко, выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны, запретил украинским хозяйствующим субъектам любое военно-техническое сотрудничество с Россией.
Возможности и потери
О возможности переноса военных заказов в начале июля сообщил заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве России Олег Бочкарев.
Посещая в Минске выставку вооружений MILEX-2014, Бочкарев сказал, что программа замещения украинской продукции для российского ВПК белорусскими изделиями уже разработана и одобрена президентом Владимиром Путиным.
"Могу привести ряд примеров тому, что в Беларуси можно брать уже готовые изделия и заменять комплектацию с Украиной. Что-то нужно будет добавить, разработать. Мы получили очень интересные предложения от наших коллег из Беларуси. Это более полутора тысяч позиций. Думаю, что работа будет развиваться", - заявил Бочкарев.
При этом российский чиновник признал, что переходный период займет около трех лет, и призвал Киев к бизнес-прагматизму.
"Для многих украинских предприятий ВПК российский рынок не только наиболее емкий, но часто и единственный, - разъясняет Украине ее интересы минский военный эксперт Александр Алесин. - Если прекратятся поставки комплектующих в Россию, эти украинские заводы остановятся, и социальная напряженность в Украине еще больше увеличится".
Белорусская выгода
"Мы не можем, конечно, как Украина, производить баллистические ракеты, авиационные и корабельные двигатели, в чем больше всего и нуждается Россия. Но что касается радиоэлектронных компонентов, радиолокаторов, вычислительной техники, средств для электронной разведки, то мы можем тут заменить украинские предприятия", - пояснил Алесин.
Работу на годы вперед получат и мелкие предприятия. "Заводик может производить одно сопротивление, один резистор - и таких заводов у нас с советских времен много в райцентрах. В Пружанах два таких заводика - на одном-двух-трех видах продукции завязано производство", - рассказывает эксперт. По его словам, без российского потребителя смысл существования таких предприятий и в Белоруссии, и в Украине ничтожен.
Аналитики в Минске предвкушают ударную модернизацию предприятий белорусского ВПК за российский счет, считая: проще вложить деньги в переустройство действующего завода, чем начинать производство с нуля.
Политолог Александр Класковский отмечает политический подтекст перемещения военного заказа: "Это еще один козырь, который российской пропагандой будет активно использоваться: вот смотрите, затеяли вы в Украине заварушку, и теперь остаетесь с носом. А белорусы, которые ведут себя, как надо, получат прибыль".
Бизнес-трюк
Украинские предприятия ВПК, между тем, не обязательно останутся внакладе.
В частности, Александр Суриков упомянул о том, что "будут загружены" Оршанский и Барановичский заводы в Белоруссии.
Оршанский авиаремонтный завод находится в белорусской юрисдикции, но 59,5% его акций принадлежат крупному украинскому производителю авиационных двигателей "Мотор Сич", обязавшемуся вложить в предприятие около 12 млн долларов до 2016-го года и успешно выполняющему инвестиционный план.
Именно на базе этого завода президент Лукашенко недавно распорядился наладить собственное производство вертолетов и самолетов, заметив: "Что такое произвести сегодня в Орше вертолет? Нет проблемы, если там будет "Мотор Сич" с двигателем. Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А все остальное - бери и клепай, делай корпус".
Вертолетные двигатели украинской компании "Мотор Сич", по данным экспертов, широко используются на машинах, производимых в России, которая почти не выпускает своих вертолетных двигателей. Производство в Санкт-Петербурге 600 двигателей в год планируется наладить к 2015 году.
"Плохих отношений с нашими контрагентами в России нет. Мы, как и Оршанский завод, занимаемся бизнесом и делом. И мы аполитичны", - пару месяцев назад заявил в интервью "Комсомольской правде" в Белоруссии" директор по корпоративным правам и инвестиционным проектам "Мотор Сич" Владимир Семенов. В Орше, по его словам, под новый украинский вертолет Ми-8 МСБ освоили уже 300 новых деталей, на белорусском заводе внедрены некоторые технологии "Мотор Сич".
Запрет украинского руководства торговать продукцией ВПК с Россией может легко обходиться по схеме, отработанной в Орше, полагает Александр Алесин.
"Мне видится, что на территории Беларуси будут созданы совместные белорусско-украинские предприятия (или даже тройные СП, с российским участием) - своего рода офшорная зона, где будут производиться необходимые России компоненты из украинских комплектующих при использовании белорусских производственных мощностей и рабочей силы", - прогнозирует он.
"Изменяется страна происхождения военного товара для России. И, я думаю, в Украине не будет особых препятствий для поставки комплектующих или агрегатов в Беларусь", - добавил эксперт.
Белоруссия может стать формально нейтральной площадкой по сборке из украинских узлов, деталей, агрегатов тех или иных видов вооружений и техники для России, подтверждает политаналитик Роман Яковлевский.
Потеряет ли Минск самостоятельность?
Президент Лукашенко и руководители белорусского военпрома периодически ставят задачу поиска новых векторов военно-промышленных связей. Но, как отмечают эксперты, зависимость белорусского ВПК от России практически непреодолима.
"Беларусь мало производит готовых образцов оружия и боевой техники, она в основном производит компоненты. А эти компоненты еще с советских времен входят в советскую, а теперь российскую технику. Практически, нет выхода, как бы ни хотел Минск найти новых партнеров и обозначить определенную самостоятельность в производстве продукции ВПК", - замечает Алесин, напоминая, что Москва противилась разработке белорусско-украинских готовых вооружений, таких, как совместный противовоздушный комплекс "Стилет", противотанковые "Скиф" и "Шершень".
"Белорусское руководство оказалось между двух огней. С одной стороны, соблазнительно использовать украинский кризис, чтобы нарастить мощности ВПК, экспорт увеличить. Но российская сторона держит в голове планы поглощения самых "вкусных" белорусских активов в оборонке. А тут уже вступает в дело политический фактор, потому что Александр Лукашенко явно не хочет этими кусками собственности поступаться - это и куски его власти», - говорит политолог Александр Класковский.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Белоруссия в 2013 году продала на внешних рынках вооружений и военных товаров на 338 миллионов долларов.
Эксперты в Минске отмечают, что в учетную группу SIPRI не входят военная электроника и высокотехнологичные комплектующие для систем управления, а также модернизация военной техники для иностранных клиентов, чем занимается белорусский ВПК.
А главное, в качестве белорусских доходов от военного экспорта не учтены поставки в Россию: изделия ВПК здесь "движутся" на основе производственной кооперации.
Реальный ежегодный доход белорусского военно-промышленного комплекса, по оценке местных экспертов, выше названного SIPRI и приближается в 500 млн долларов.
В ближайшие три года с учетом переориентации российского военного заказа он может увеличиться в полтора раза, считают аналитики.
Татьяна Мельничук, Минск
ВВС, 25 июля 2014
Кoличество переходов на страницу: 994
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |