В разоренной предыдущими правительствами и международными кредиторами Греции наконец появился новый кабинет министров. С ним связаны многие надежды. Оправдаются ли они? Как знать! Но греческий пример дает повод поговорить в принципе о той политической системе, которая существует в Европейском союзе, и судьбе, уготованной там малым странам.
Политический кризис в Греции фактически совпал с экономическим и не прекращался последние четыре года. Все это время набирала очки новая политическая сила – СИРИЗА (Коалиция радикальных левых сил) во главе с Алексисом Ципрасом. В эту группу объединились представители различных левацких движений, отличающихся по своей идеологии от марксистко-ленинской Коммунистической партии Греции.
Уже в мае 2012 года на внеочередных парламентских выборах СИРИЗА заняла второе место (16,8%), лишь чуть-чуть отстав от либеральной «Новой демократии» (18,9%). Но из-за специфики подсчета голосов (вполне легальной) разрыв по депутатским местам оказался куда большим: 52 и 108 соответственно. Ни одной из партий не удалось тогда сформировать правительство, и были объявлены новые выборы в июне.
Перепуганные руководители ЕС объявили СИРИЗА, выступающей с резкой критикой евробюрократов и проводимой ими политики затягивания поясов для простых греков, настоящую войну, пытаясь изолировать радикальных левых. Но на июньских выборах движение снова выбилось на второе место, набрав 26,89 % голосов. «Новые демократы» Антониса Самараса получили на этот раз 29,66 %.
Политическая элита Греции находилась под жесточайшим давлением Евросоюза, возглавляемого Германией. Практически ни одна греческая партия не была согласна с программой жесткой экономии и внешним контролем над финансами и экономикой страны со стороны пресловутой «тройки»: Еврокомиссии, Европейского центробанка и Международного валютного фонда. Ведь это означало фактический протекторат. Но ЕС-овцы сумели надавить и принудить некогда непримиримых противников («Новую демократию», социалистов из ПАСОК и «Демократических левых») поддержать правительство Самараса и принять все условия экономической капитуляции.
СИРИЗА осталась на прежних жестких позициях. И это принесло успех. Авторитет движения и лично Алексиса Ципраса постоянно рос. Это пугало лидеров ЕС. Накануне новых парламентских выборов немецкий канцлер Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле открыто шантажировали Грецию тем, что в случае победы на выборах сил, не согласных с экономической программой Берлина, Парижа и Брюсселя, Греции грозит выход из еврозоны и отказ в кредитах. Это было прямое и неприкрытое давление на страну.
На Западе была развязана оголтелая антигреческая кампания. Как только не называли страну! И черная дыра, и периферия, и больной человек Европы. А ведь речь идет о вроде бы равноправном члене ЕС! Так что, когда в своей победной речи Алексис Ципрас провозгласил конец авторитарного правления, он знал, о чем говорит. И греки его отлично поняли.
Несмотря на шантаж и угрозы, греческие граждане 25 января сделали свой выбор. СИРИЗА наконец сумела завоевать 149 мест в парламенте и создать неожиданную для многих коалицию с правыми «Независимыми греками». Несмотря на многие идеологические расхождения, обе партии близки в критике бюрократии ЕС, засилья в союзе крупных держав, особенно Германии, отстаивании при решении всех вопросов, в том числе и экономических, интересов собственных граждан.
Но для нас важно и то, что обе партии выступают против нынешней «восточной политики» Евросоюза. Кстати, это общая тенденция для всех стран ЕС. Те, кого принято называть ультралевыми или ультраправыми, являются противниками как нападок на Россию, так и политики двойных стандартов в отношении Беларуси. В этом плане позиции, например, немецкой «Левой» и французского «Национального фронта» весьма схожи.
Еще накануне выборов лидер «Независимых греков» Панос Камменос, ставший затем в новом правительстве министром обороны, посетил Москву и провел переговоры в Государственной Думе. Он и его сторонники выступают за геополитический разворот в сторону России. Они поддерживают проект строительства нового газопровода в Европу через территорию Турции и Греции. Как известно, эта ветка станет альтернативой закрытому под жестким давлением США и ЕС проекту «Южный поток». Их старший партнер по коалиции СИРИЗА стоит на такой же внешнеполитической платформе.
Сейчас экономические аналитики гадают, останется ли верен Алексис Ципрас своей жесткой предвыборной риторике, направленной против политики жесткой экономии, разоряющей простых греков. Что же, время покажет. А вот на международной арене новое правительство уже успело сделать смелые шаги. Афины фактически подняли бунт на «еврокорабле». До сих пор все страны, вне зависимости от собственных национальных интересов, придерживались «дисциплинарной солидарности», принимая коллективные решения, скажем, против России или Беларуси. Появлялись сведения об особом мнении, например, Австрии, Словакии, Венгрии или Италии. Но эти робкие заявления тут же пресекались железной рукой Вашингтона и Берлина.
И вот на фоне это коллективного послушания прозвучали громовые раскаты из Афин. Алексис Ципрас уже выразил протест по поводу совместного заявления лидеров стран ЕС о возможном ужесточении антироссийских санкций и возмутился резолюцией с осуждением обстрела Мариуполя, выдержанной в тенденциозном антироссийском духе. Учитывая, что подобные документы в ЕС принимаются консенсусом, можно считать последнее заявление утратившим силу.
На Ципраса и его правительство уже началось нешуточное давление. С греческим премьер-министром провела беседу руководитель европейской дипломатии Федерика Могерини. Свою озабоченность излишней самостоятельностью греков, хотя и неофициально, высказывает и Берлин.
Сейчас трудно предположить, насколько стойким окажется Ципрас при давлении сильных мира сего. До последнего времени ему нельзя было отказать в решительности и смелости. По крайней мере, в Европе на правительственном уровне появилась сила, которая публично заявила о своей готовности противостоять политике двойных стандартов и возведению новых разделительных стен на континенте. Растет популярность политиков с такими же взглядами и в других странах. И это внушает оптимизм. А там, глядишь, пойдет дело, как в старой греческой пословице: «И незрелый виноград рано или поздно станет медом на вкус».
Вадим Гигин
БЕЛТА, 28 января 2015
БЕЛТА, 28 января 2015
Кoличество переходов на страницу: 682
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |