20 января в Украине стартовала новая волна мобилизации
Многие украинцы должны быть готовыми к тому, что в ближайшее время государство официально пошлёт их если не на войну, то по крайней мере в армию.
В ходе трёх этапов мобилизации, первый из которых стартовал 20 января, в армию должны призвать в общей сложности более 100 тысяч человек. Часть из них, очевидно, отправится в зону спецоперации на востоке страны - на место бойцов, которые служат с весны прошлого года.
За уклонение от мобилизации украинский закон предусматривает наказание – от двух до пяти лет лишения свободы. И уже сегодня можно предположить, что повод для его применения у государства наверняка будет, и не один.
Разговоры о том, как не попасть в армию, пока идут в основном на кухнях. Мало кто из мужчин готов говорить об этом с журналистами, даже на условиях полной анонимности. Об отношении к мобилизации не всегда корректно спрашивать даже у друзей. Это могут расценить как вмешательство в личную жизнь, вроде попыток выведать диагноз или узнать зарплату.
Именно поэтому следующий случай такой особенный.
Видеообращение
"Мне проще отсидеть от двух до пяти лет в тюрьме, чем я идти сейчас на гражданскую войну, убивать или способствовать убийству своих соотечественников, которые живут на востоке. Даже если они по-другому думают и считают, что киевская власть не достойна того, чтобы ей подчиняться", - говорит в своем 13-минутном видеообращении Руслан Коцаба, который называет себя независимым журналистом.
Его видеоролик, размещенный на YouTube, вызвал смешанную волну возмущения и восторга в социальных сетях. Дополнительно масла в огонь подливает тот факт, что автор видео - житель традиционно патриотического Ивано-Франковска. Он сотрудничает с различными изданиями и неоднократно ездил в зону боевых действий как репортер. Последний раз он был в горячих точках перед Новым годом - в Попасной и Лисичанске.
В эмоциональной и несколько спонтанной видеозаписи Коцаба заявляет, что людей нельзя убивать только за то, что они хотят жить отдельно. Он также уверяет, что на Донбассе "почти нет" российских регулярных войск. В комментарии Украинской службе ВВС он пояснил, что, по его мнению, там воюют преимущественно ополченцы, наёмники и российские спецназовцы, которые официально находятся в отпуске. А регулярные войска, говорит журналист, заходят на территорию Украины временно и обычно обстреливают украинские позиции с российской территории.
"Я отказываюсь от мобилизации, и всех адекватных людей призываю отказаться от мобилизации. Потому что этот ад, этот ужас надо остановить", - говорит в своём видеообращении журналист, заодно критикуя верхушку украинской власти и банкиров с олигархами за отсутствие структурных изменений в стране.
Местный активист, увидев в интернете обращение Коцабы, написал жалобу в ивано-франковское управление Совета безопасности Украины, обвиняя журналиста в государственной измене. В СБУ пообещали изучить этот вопрос.
"Я сказал то, что думаю, и не откажусь от того, что сказал", - сказал Коцаба в интервью, добавив, что осознает провокационность своего поступка. Говорит, что хотел вынести тему отказа от мобилизации за пределы кухонь и частных бесед.
Журналист также заявил, что согласится на мобилизацию, если на Украине введут военное положение: "Я первым пойду. Но должно быть артикулировано, кто у нас враг, расторгнуты дипломатические отношения [с Россией - Ред.], и хотя бы приостановиться производство "вафельных трубочек с молочной помадкой" на двух новых технологических линиях фабрики "Рошен" в Липецке".
"Где здесь патриотизм?"
Отсутствие на Украине военного положения - одна из причин, которая может хоть как-то сыграть на руку отказникам, предупреждают сайты юридических консультаций. Искать помощь на таких сайтах вынуждены те, кто хочет избежать мобилизации, но при этом не желает подпадать под статью, грозящую тюрьмой.
Один из таких сайтов приводит образец заявления, которое предлагают подавать в военкомат в ответ на мобилизационную повестку.
"Предупреждаю Вас, господин Военный комиссар, об административной и уголовной ответственности должностных лиц, виновных в должностных преступлениях, которые привели к значительным убыткам и гибели или увечьям людей", - говорится в заявлении.
"Писать его [заявление - Ред.] лучше на украинском языке", - добавляют авторы документа, текст которого, судя по ошибкам, переведен с русского онлайн-переводчиком.
Более весомые с точки зрения законодательства основания избежать мобилизации - это религиозные убеждения или проблемы с психическим или физическим здоровьем, пишут юристы, которые уже начали получать соответствующие запросы.
Среди их потенциальных клиентов и 27-летний киевлянин, который просил не называть его имени.
"Даже если бы мне пришла повестка, я каким-либо образом попытался бы избежать службы", - заявил он по телефону.
Парень рассказал о своём отце, который воевал в Афганистане и жизнь с которым далась ему нелегко. "Я прожил с ним всю жизнь и вижу, как на него повлияла война. Вижу, как это повлияло на его знакомых", - объясняет он.
Кроме того, свое нежелание идти в армию он объясняет идеологическими причинами и не соглашается с позицией Киева в донбасском конфликте.
"Мое мнение, что исторически донецкий регион не очень-то украинский, на самом деле, - говорит он. - И сейчас, если Украина объединилась под единой идеей, то они под эту идею не подпадают по своей сути, они никогда к этой идее не были склонны, поэтому они ее и не поддерживают, что абсолютно логично".
"Я не вижу смысла идти их убивать за то, что они думают по-другому", - добавляет он, уверенный в том, что Киеву остается только признать независимость подконтрольных боевикам территорий и охранять границу с ними.
На предположение о том, что многим такая позиция может показаться непатриотичной, киевлянин отвечает: "А в чем здесь патриотизм? Идти убивать людей из-за того, что у них заморочены головы? Я не хочу идти и заставлять их жить так, как я хочу, и верить в то, во что я верю, и думать так, как думаю я. Это их дело". И добавляет, что у него есть другие способы быть патриотом – например, честно платить налоги.
"Стадо баранов"
Друзья Леонид и Роман – киевляне в возрасте чуть за 30 – придерживаются иного мнения и готовятся к войне. Последние несколько месяцев они посещают курсы военной подготовки "Киевский легион" и говорят, что не верят, что те здоровые мужчины, которые планируют избежать мобилизации и говорят о “других путях патриотизма”, на практике будут чем-то полезны стране в случае войны.
"Я отношусь к ним плохо", - говорит Леонид, сидя за чашкой кофе в кафе, и замолкает. Добавить ему нечего.
Из армейского опыта у Леонида – только военная кафедра в вузе. Но он говорит, что морально готов к повестке.
Его товарищ Роман рассказывает, что испытывает к отказникам жалость, но осуждать не собирается: "Это все очень индивидуально. Заставлять - это неправильно". Чуть позже он признаёт, что сам не готов к войне прямо сейчас, но планирует отправиться добровольцем, если Россия начнет широкое наступление на Украину или в случае общей мобилизации.
На курсах, куда ходят оба друга, готовят потенциальных бойцов для отрядов территориальной самообороны.
Обучение бесплатное, разделено на теорию и практику. Изучают медицину, групповую и индивидуальную тактику боя, учат обращаться с оружием. Однако, чтобы научиться стрелять, говорят мужчины, нужны другие курсы - платные. Рассказывают, что один патрон к АКМ стоит 15-20 гривен (около 1 доллара).
"600 гривен за три секунды очереди: тр-р-р-р-р", - смеется Леонид, "стреляя" пальцами в сторону пустого зала.
Оба друга говорят, что армейские учения должны быть обязательными не только в военное, но и в мирное время.
"Я смотрю на этих мужчин в ресторанах или за рулем дорогих автомобилей – и понимаю, что это стадо баранов, - не сдерживается Роман. - Они не умеют держать оружия и во время войны не смогут сделать элементарных вещей. А вдруг что-то произойдёт? Ты не можешь спасти ни себя, ни семью, можешь только рассказывать, что ты добрый и хороший".
"Балласт"
Государство должно соблюдать букву закона в отношении тех, кто отказывается от мобилизации, но ставку при этом следует делать на тех, кто сам хочет воевать, говорит Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова.
По его словам, добровольческий порыв людей, готовых по собственному желанию участвовать в боевых действиях на востоке, еще далеко не исчерпан. При мобилизации, говорит он, государству стоит прежде всего сотрудничать с патриотическими общественными организациями, которые проводят военную подготовку, и искать новые силы среди людей вроде Романа и Леонида.
"Если этого не будет хватать, тогда, по моему мнению, можно привлечь военкоматы", - говорит эксперт и добавляет, что призывать сегодня нужно тех, у кого есть не просто отметка о специальности, а настоящий военный опыт.
На практике, скорее всего, будет так, что призывать будут и добровольцев, и в принудительном порядке, признает Сунгуровский.
Эксперт также поддерживает идею депутата парламента Семена Семенченко о введении официального “откупа” для тех, кто хочет законно избежать армии. И добавляет, что для такого решения требуется общественный консенсус.
"Когда людей, которые не хотят служить, призывают в армию, они просто оказываются балластом, который отвлекает на себя материальные ресурсы и снижает боеспособность подразделений, в которые они попадают", - говорит Сунгуровский.
Олег Карпьяк, 21 января 2015
Украинская служба ВВС
Кoличество переходов на страницу: 847
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |