Шведы заявили, что не собираются прекращать военно-техническое сотрудничество с российским предприятием, но приостанавливают его из-за "факторов неопределенности".
"Мы приостанавливаем сотрудничество до особого уведомления", - заявила представитель Volvo Карен Вик.
Заморозка сотрудничества по одному этому проекту, по оценкам экспертов, не скажется на боеспособности российских вооруженных сил.
Ранее в совместном пресс-релизе участники проекта заявляли, что в перспективе эта колесная боевая машина пехоты может заменить российский БТР-80.
Однако большинство экспертов отмечает, что этот проект скорее ориентирован на экспорт в третьи страны.
По мнению экспертов, санкции Запада в области военно-технического сотрудничества могут коснуться именно проектов, ориентированных на экспорт в третьи страны.
По итогам 2012 года Россия продала за границу вооружений на 15,2 млрд долларов. Общий же портфель заказов на российскую военную продукцию, по состоянию на апрель 2013 года, составлял 46,3 млрд долларов.
Корпорация Aktiebolaget Volvo владеет компанией Renault Trucks, чье подразделение Renault Trucks Defence и сотрудничает с УВЗ. При этом Volvo AB в настоящее время не имеет отношения к производителю легковых автомобилей Volvo Car Corp, а Renault Trucks - к автомобильной корпорации Renault.
БМП "Атом"
Впервые прототип тяжелой колесной боевой машины пехоты "Атом" был представлен публике на выставке Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле в сентябре 2013 года.
Этот экземпляр был скорее выставочным образцом - демонстратором технологий, и машина, которая в случае разморозки проекта окажется на конвейере, может сильно отличаться от него.
Тем не менее, согласно планам, "Атом" должен весить около 30 тонн, он сможет плавать, а также перевозить восемь десантников.
Представленный экземпляр был вооружен 57-миллиметровой пушкой, но такие боевые машины выпускаются по модульному принципу и ее вооружение и назначение можно варьировать в очень широком спектре.
Специалисты из Renault Trucks Defence разрабатывали ходовую часть БМП, поставляли двигатель, трансмиссию, систему управления огнем.
По словам представителей этого проекта, новая БМП сможет в перспективе заменить собой российский БТР-80.
Однако, как отмечают военные эксперты, на самом деле проект интересен только с точки зрения его продаж в третьи страны - закупать его российское или французское министерства обороны не станут.
"Этот проект изначально не воспринимался в экспертном сообществе как что-то важное для Франции и России. Он интересе с точки зрения извлечения прибыли", - сказал независимый эксперт Константин Богданов.
Сотрудничество
Хотя в заявлении Volvo не говорится о том, какие именно "факторы неопределенности" повлияли на решение корпорации, никто из экспертов не сомневается в том, что речь идет о санкциях, которые многие западные страны ввели против России после аннексии Крыма.
В настоящее время военно-техническое сотрудничество с Западными странами включает в себя как разработку совместных систем, так и импорт, а также лицензионную сборку в России военной продукции.
В качестве примера можно привести покупку во Франции вертолетоносцев "Мистраль", выпуск в России тепловизоров Thales и навигационных систем Sagem, сборку итальянских бронемашин IVECO 65E19WM, которые в России получили название "Рысь" (хотя контракт на их производство продлевать не стали), сборку беспилотников Israel Aerospace Industries, а также многие другие проекты.
Германская компания Rheinmetall Defence строит и оснащает в России современный полигон - центр боевой подготовки сухопутных войск в поселке Мулино Нижегородской области. Официальной информации о приостановке этого проекта нет.
"Действительно, зависимость есть. В первую очередь по отдельным комплектующим и системам. Если какая-то платформа поставляется на экспорт, здесь проще, но если что-то поставляется в российские войска, тут возможны осложнения. Однако я думаю, что это не критично и опасаться стоит лишь прекращения техНажать поставок, которые с Украины идут", - считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.
Санкции
После аннексии Крыма министерство торговли США ввело запрет на экспорт и реэкспорт в Россию товаров и продукции двойного назначения, используемой в целях обороны и безопасности.
Североатлантический альянс приостановил военное и гражданское сотрудничество с Россией, исключая операции в Афганистане.
Как сообщалось ранее, Европа также может ввести эмбарго на поставки оружия и военно-техническое сотрудничество. Британия и Германия уже объявили о приостановке экспорта военной продукции в Россию.
Франция, у которой довольно много программ сотрудничества с Россией, таких заявлений не делала.
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в какой-то момент сообщил о возможном аннулировании продаж России французских вертолетоносцев "Мистраль", однако этот контракт содержит серьезные штрафные санкции.
Париж отложил решение этого вопроса до октября, когда, согласно условиям контракта, французские кораблестроители должны передать Москве первый из кораблей этого класса. Второй они должны поставить в 2015 году.
Новый курс
В 2011 году тогдашний главнокомандующий российскими сухопутными войсками Александр Постников признался, что российское вооружение не соответствует мировым стандартам, причем, по его словам, не только стран НАТО, но даже и Китая.
Заявление это он сделал на заседании комитета по обороне и безопасности Совета федерации, вызвав дискуссию в российском обществе о состоянии ВПК и боеспособности российской армии в целом.
Тогда он, в частности, сказал, что российский основной боевой танк Т-90 на самом деле является лишь очередной модификацией советского Т-72, а его стоимость на тот момент составляла 118 миллионов рублей за единицу. Российская пресса процитировала его слова о том, что министерству обороны было бы проще за те же деньги купить три немецких танка "Леопард".
Именно в этот период Россия заключила контракт на покупку "Мистралей", итальянских бронемашин IVECO, других систем. Изучалась также возможность покупки тяжелой бронетехники - итальянского же "колесного танка" Centauro.
Эти заявления были раскритикованы в российском правительстве - впоследствии вице-премьер Дмитрий Рогозин не раз заявлял, что Россия способна создавать и производить самостоятельно любые вооружения.
Министерство обороны России после отставки министра Анатолия Сердюкова пытается реформировать оборонную промышленность, модернизировать ее материальную базу и систему оборонзаказа.
В результате этого нового курса еще до обострения обстановки в Украине и охлаждения отношений с Западом российские военные отказались от некоторых зарубежных контрактов.
Павел Аксёнов, Москва
Русская служба ВВС, 8 апреля 2014
Кoличество переходов на страницу: 796
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |