В интервью агентству «Интерфакс-Запад» П. Каллаур поделился своим видением ситуации на рынке и планами по развитию бизнеса «Белвнешэкономбанка».
– Павел Владимирович, как Вы оцениваете последствия девальвации белорусского рубля для банковского бизнеса с точки зрения его эффективности, в том числе в корпоративном и розничном сегменте? Какие основные издержки и возможности в связи с этим Вы видите?
– Я много профессионально занимался вопросами финансовой стабильности и могу сказать, что значительная девальвация национальной валюты – это всегда серьезный вызов для банковской системы любой страны. Причем негативный эффект для банков носит продолжительный характер, включая и период макроэкономической стабилизации.
В конечном итоге значительные потери несут собственники банковского бизнеса. Это выражается в уменьшении стоимости реальных активов банков, существенном снижении рентабельности, а также в необходимости рекапитализации банков. Банковский бизнес теряет реальную (с учетом инфляции) эффективность и, по сути, становится убыточным как в корпоративном, так и розничном сегменте.
Однако банки, имеющие мощную поддержку материнских банков и клиентоориентированную стратегию, как Белвнешэкономбанк, укрепят свои рыночные позиции.
– Как Вы оцениваете сложившееся состояние операционной среды в Беларуси? Какие банковские риски выросли, с Вашей точки зрения?
– В настоящее время, в условиях макроэкономической несбалансированности, хозяйственная деятельность организаций связана с высокой неопределенностью, поэтому риски для экономических агентов действительно возрастают.
Для банковской системы в этой ситуации наиболее существенным является кредитный риск. Ухудшается качество активов, подверженных кредитному риску. К примеру, наши оценки показывают, что при отсутствии новых шоков в экономике доля проблемных активов Белвнешэкономбанка в активах, подверженных кредитному риску, может увеличиться в 3–3,5 раза, но не превысит предусмотренные Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год 8%.
Также высока вероятность дальнейшего ухудшения текущей ликвидности банковской системы. Отмечу, что связано это будет не с резким оттоком вкладов, как ожидают некоторые рейтинговые агентства, а с объективным процессом удовлетворения отложенного спроса на иностранную валюту при унификации обменного курса белорусского рубля.
– Каковы, по Вашему мнению, необходимое содержание и последовательность регуляторных мер, которые должны быть приняты с целью снижения кредитных и валютных рисков в банковской системе?
– По моему мнению, первое, что нужно сделать и что имеет принципиальное значение для снижения рисков в банковской системе, – это нормализовать ситуацию на валютном рынке, в том числе унифицировать курс, отменить валютные ограничения, то есть обеспечить конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.
Далее необходимо принять меры по обеспечению макроэкономической стабилизации, что позволит замедлить инфляционные процессы и, соответственно, будет снижать процентные и кредитные риски для банков.
Также следует ужесточить требования регулятора по формированию специальных резервов на риски в части финансирования невалютоокупаемых проектов.
Для ряда банков, но не для Белвнешэкономбанка, важно установление определенного периода по восстановлению нормативного капитала и других нормативов их безопасного функционирования без применения санкций.
– Готов ли Белвнешэкономбанк участвовать в финансировании госпрограмм, и на каких условиях? Как, по Вашему мнению, изменится доля активов российских банков (в том числе Белвнешэкономбанка) с учетом прекращения эмиссионного кредитования госбанков со стороны НБ РБ с одной стороны, и создания Банка развития с другой?
– Наш банк ответственно относится к частно-государственному партнерству и участвует в финансировании клиентов в рамках ряда государственных программ.
Мы готовы к расширению такого сотрудничества на рыночных условиях. К сожалению, в принимаемых решениях о госпрограммах нет достаточной гибкости по процентной политике, что очень важно в условиях высокой инфляции и высоких рисках.
После создания Банка развития и по мере расширения его деятельности, а также сокращения фондирования государственных банков, уровень концентрации активов банковского сектора нашей страны будет снижаться, а равномерность распределения активов – повышаться. Это позитивно повлияет на устойчивость банковской системы.
Безусловно, вырастут и активы банков, созданных с участием российского капитала.
В целом мы будем следовать своей стратегии – к 2015 году банк планирует войти в пятерку крупнейших банков Беларуси по размеру активов. Сейчас Белвнешэкономбанк занимает шестую позицию по этому показателю.
– Какова позиция материнской структуры Белвнешэкономбанка в части предоставления ресурсной поддержки на нынешнем этапе развития белорусской экономики? Будет ли пересматриваться стратегия активных операций Белвнешэкономбанка в этом году и на среднесрочную перспективу?
– Наш банк входит в группу Внешэкономбанка (Российская Федерация), что позволяет иметь постоянную ресурсную поддержку в иностранной валюте.
На нынешнем этапе стратегия развития Белвнешэкономбанка до 2015 года с точки зрения целей, миссии и финансовых показателей в долларовом эквиваленте не корректируется. Все, что заложено в планах по финансированию со стороны материнского банка, будет выполняться, но лишь с определенной корректировкой в сторону большей финансовой поддержки по текущему году, принимая во внимание сложившуюся ситуацию на рынке.
В частности, сейчас Белвнешэкономбанк при участии материнской структуры увеличивает уставный фонд на $30 млн. Кроме того, ожидается, что еще до $250 млн ресурсной поддержки от Внешэкономбанка дополнительно поступят до конца года.
– Как Вы оцениваете итоги деятельности банка в первом полугодии? Сохранятся ли во втором полугодии высокие темпы роста активов, которые сложились в 2010 году и в первой половине 2011 года? Каков Ваш прогноз относительно качественных итогов бизнеса банка в этом году (рентабельность активов, капитала, доля проблемных кредитов)?
– С начала текущего года Белвнешэкономбанк укрепил свои позиции по ряду показателей. Так, доля банка на рынке по активам увеличилась с 3,8% до 4,4%, по кредитным вложениям – с 2% до 3,1%, по привлеченным средствам клиентов – с 2,7% до 3,1%. При этом улучшение позиций Белвнешэкономбанка произошло как в корпоративном, так и в розничном бизнесе. В целом активы Белвнешэкономбанка за первое полугодие возросли более чем на 60%.
В июле 2011 года ОАО «Белвнешэкономбанк» приступило к кредитованию представителей микро-, малого и среднего бизнеса по Программе Европейского банка реконструкции и развития. В целом это направление деятельности для нашего банка является одним из перспективных, и мы рассчитываем до конца года значительно продвинуться в этом сегменте банковского бизнеса.
Но, конечно, темпы роста активов во втором полугодии будут ниже результатов первой половины 2011 года. Кроме того, в силу формирования специальных резервов на риски во второй половине года может произойти некоторое снижение прибыли.
– Подтверждает ли Белвнешэкономбанк планы по финансированию ранее запланированных крупных инвестпроектов?
– Белвнешэкономбанк придерживался и будет придерживаться клиентоориентированной статегии. Это означает, что мы не можем оставить наших клиентов, имеющих определенные проблемы с финансированием, без необходимой поддержки. Все ранее запланированные инвестпроекты будут финансироваться. На данном этапе у нашего банка достаточно ликвидности в белорусских рублях и в иностранной валюте.
– Каково в данное время участие Белвнешэкономбанка в финансировании импорта российских энергоресурсов и есть ли планы увеличить присутствие в данном сегменте? Какие инструменты при этом могут быть использованы?
– В текущем году Белвнешэкономбанк предоставил значительные кредитные ресурсы белорусским специализированным предприятиям для приобретения российского газа и нефти. Активные операции с клиентами по этому направлению совершаются и сейчас. Они осуществляются в пределах максимальных возможностей банка на одного должника.
В дальнейшем уровень кредитной поддержки Белвнешэкономбанка на эти цели в основном будет сохранен, но он будет зависеть от степени сотрудничества клиентов с банком по другим, в том числе пассивным операциям.
– Можете ли Вы спрогнозировать уровень процентных ставок Белвнешэкономбанка в конце третьего квартала и в конце года?
– Ставки будут зависеть от величины ставки рефинансирования Национального банка, а также от мер, принимаемых центральным банком и Правительством по обеспечению макроэкономической сбалансированности в стране.
Конечно, важным индикатором для процентных ставок будут ставки Национального банка по поддержанию текущей ликвидности в банковской системе.
Но сейчас, принимая во внимание высокую степень неопределенности, спрогнозировать уровень процентных ставок крайне сложно.
Интерфакс-Запад, 2 августа 2011
Кoличество переходов на страницу: 986
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |