— С Беларусью у нас нет общей границы, но республика, входящая в Союзное государство и Таможенный союз, находится к области ближе, чем российские регионы, и это обстоятельство играет свою роль в том, что в последние годы деловые и общественные контакты между янтарным краем и белорусскими областями активно развиваются. Следует отметить, что федеральный центр отводит Калининградской области особую роль в налаживании двустороннего сотрудничества России и Беларуси. Так, с 2000 года работает Российско-Белорусский совет, десятое заседание которого состоялось в Минске 3 декабря 2012 года. Итогом его работы стал План мероприятий на 2013 год, куда по взаимной договоренности включены мероприятия по расширению партнерских отношений в различных сферах. К примеру, в нем обозначена необходимость стимулирования роста взаимного товарооборота. Хочу отметить, что мы намерены серьезно и активно расширять сотрудничество с белорусскими партнерами.
— По каким направлениям?
— Для нашего региона по-прежнему актуальны вопросы переориентации белорусских грузов с прибалтийских направлений на портовую инфраструктуру Калининградской области, повышения товарооборота, сотрудничества в сфере модернизации транспортной инфраструктуры, культуры и туризма. Для улучшения инвестиционного климата и устранения административных барьеров создан и продуктивно работает Совет по размещению инвестиций. Вместе с муниципалитетами мы помогаем инвесторам в подборе и оформлении земельных участков для создания предприятий, подводим к этим территориям коммуникации и дороги. На заседании Российско-Белорусского совета мы также рассказали своим белорусским партнерам о подготовке региона к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Белорусская сторона выразила готовность увеличить поставки цемента в область, вести строительство спортивных, социальных и культурных объектов на конкурсной основе. Важным пунктом заседания стало обсуждение перспектив участия Беларуси в создании автомобильного кластера в Калининградской области. Белорусская сторона сможет либо спроектировать и построить «под ключ» автосборочные заводы, либо поставлять в Калининград продукцию белорусского холдинга «Автокомпоненты». Причем поставлять комплектующие можно будет как из Беларуси, так и создав совместное предприятие в регионе. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко.
— В каких еще проектах заинтересована участвовать в Калининградской области белорусская сторона?
— В модернизации инфраструктуры и обновлении парка общественного транспорта, а также в отраслях сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и культуры. В частности, Беларусь готова поставлять в наш регион пассажирский транспорт и заниматься реконструкцией транспортной системы области. Уже в 2013 году на белорусской земле завершится строительство завода по производству городских электропоездов, который создается в партнерстве со швейцарской компанией «Stadler». После выхода завода на проектные мощности Беларусь готова поставлять в Калининград современные электропоезда. Мы рассматриваем возможность запуска скоростной ветки в городе к ЧМ-2018. Так что сотрудничество в этой сфере с белорусской стороной очень привлекательно. Эта тема нашла продолжение во время моей официальной встречи с Президентом Александром Лукашенко в Минске 3 декабря 2012 года. В настоящий момент Беларусь планирует строительство скоростной ветки Минск — Вильнюс с контролем документов во время движения, которое составит всего два часа. Я обратился с просьбой рассмотреть возможность модернизации железнодорожной ветки от столицы Литвы до Калининграда. Мы также обсудили перспективы сотрудничества в сельском хозяйстве и племенном животноводстве, развитии транспортного комплекса, строительной отрасли и инновационных производств. Кроме того, готовы выделить участок земли на побережье Балтийского моря для строительства республиканского пансионата. Уверен, что итогом встречи с Президентом Беларуси станет появление новых интересных для обеих сторон проектов и направлений сотрудничества, а также их реализация.
— А что предпринимается в Калининградской области для поддержки этого взаимодействия?
— Совместных взаимовыгодных проектов с Беларусью в ближайшее время может быть запущено достаточно много. Знаковым для региона событием, диктующим в том числе новые направления развития сотрудничества, стало утверждение Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым изменений в перечне государственных программ страны с включением в него программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». В постановлении определены основные направления реализации программы: содействие комплексному социально-экономическому развитию региона, повышение инвестиционной привлекательности, стимулирование развития приоритетных направлений экономического роста, создание новых производств, развитие новых промышленных кластеров, интенсификация сельского хозяйства, туризма, реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года. Разрабатываемая по поручению Президента России государственная программа для региона уникальная, так как в стране еще ни разу не принимался такой документ в отношении отдельных субъектов. В настоящее время идет согласование проекта программы с федеральными министерствами и ведомствами в части формирования перечня объектов для включения в документ. В частности, на данном этапе внесено более двух тысяч объектов, в основном инфраструктурных, которые должны дать точки роста экономике области. Например, возведение новой взлетно-посадочной полосы на аэродроме Храброво; продление скоростного автобана до Балтийска, где расположены главная база Балтфлота и железнодорожный пассажирско-паромный терминал; строительство глубоководного порта и марин; подведение энергосетей к будущим промышленным зонам и технопаркам. Все проекты госпрограммы призваны снизить риски 2016 года, когда в результате отмены преференций Особой экономической зоны прогнозируется закрытие ряда импортозамещающих предприятий, а также направлены в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, открытие современных предприятий и создание новых рабочих мест, подготовку к ЧМ-2018 и в целом на повышение качества жизни в области.
— Какие новые элементы в развитие межрегионального сотрудничества Калининградской области вносит специфика функционирования Таможенного союза, Единого экономического пространства и формирования Евразийского экономического союза?
— В декабре 2012 года Госдума приняла в первом чтении еще один важный для развития региональной экономики документ — законопроект, гарантирующий резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области, что условия их хозяйствования не ухудшатся до 1 апреля 2016 года — срока завершения ряда преференций ОЭЗ. Законопроектом предлагается компенсировать за счет средств федерального бюджета суммы затрат на уплату ввозных таможенных пошлин или налогов, обязанность по уплате которых может возникнуть из-за принятия новых нормативных правовых актов, меняющих условия реализации инвестпроекта или осуществления предпринимательской деятельности резидентов ОЭЗ. Одновременно это создает условия для снижения числа случаев корректировки федеральными и иными нормативными актами режима ОЭЗ. Не вызывает сомнения, что принятие этого закона, а также утверждение Государственной программы по Калининградской области будут способствовать привлечению инвесторов, в том числе из Беларуси, и, может быть, другого участника Таможенного союза — Казахстана, с которым у нас в силу географической отдаленности торгово-экономические отношения пока развиваются слабо.
При этом в 2016 году будут отменены для резидентов Калининградской ОЭЗ только преференции таможенные и сохранены налоговые, которые будут действовать до 2031 года.
Михаил Вальковский, Борис Залесский
Рэспубліка, 31 мая 2013
Кoличество переходов на страницу: 1016
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |