https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Лиепая инвесторам Беларуси: участки у моря для успешного бизнеса


Беларусь и Латвия близки друг другу в буквальном смысле слова - страны, дипломатические отношения между которыми установлены в 1992 году, имеют общую границу протяженностью более 170 километров. С учетом того, что Латвия несколько лет назад отменила пошлины за долгосрочные визы для белорусских граждан, белорусы стали более частыми гостями в сопредельной стране. То, что с каждым годом их интерес к Латвии растет, свидетельствует статистика: только за минувший год латвийское посольство выдало нашим соотечественникам более 71 тыс. виз - почти на 26 % больше, чем в 2013 году (для сравнения: в 2011 году только около 27 тыс. наших граждан получили визы). Этот факт показателен, однако и белорусская, и латвийская стороны убеждены, что потенциал двусторонних отношений, в первую очередь торгово-экономических, социокультурных, туристических, в полной мере не реализован. 

Беларусь как участник Таможенного и Евразийского экономического союзов может многое предложить Латвии. В частности, бизнесмены из приграничной страны, вкладывающие инвестиции на нашей территории, получают доступ к огромному рынку России, Казахстана и Армении. Представители же белорусских деловых кругов, соответственно, могут выйти на рынок Европейского союза и воспользоваться всеми преимуществами, предоставляемыми внутри этого интеграционного объединения. 

Для того чтобы как бизнесмены, так и граждане, не имеющие к бизнесу отношения, через СМИ смогли открыть новые и не такие уж далекие горизонты, посольство Латвии в Беларуси совместно с представительством туристического информационного центра Юрмальской городской думы в Беларуси Latinserviss организовало инфотур для белорусских журналистов. Во время поездки они познакомились с городскими властями Лиепаи, ее промышленными предприятиями, индустриальным центром, портом, побывали в Елгаве, а также встретились с руководством авиакомпании AirBaltic. 

Пунктом номер один по маршруту журналистов был юго-западный город с более чем 70-тысячным населением, расположенный на берегу Балтийского моря - Лиепая. Поскольку здесь удалось задержаться дольше всего, хотелось бы остановиться на Лиепае подробнее. Заместитель председателя Лиепайской городской думы по вопросам туризма и инвестиций Юрий Хадарович в ходе встречи отметил, что городские власти воспринимают Беларусь в качестве партнера в самом глубоком смысле. "Лиепаю белорусские предприниматели могут рассматривать как очень хорошую платформу для выхода на европейский рынок с отличными условиями для дальнейшего транзита продукции. Я имею в виду возможность размещения в нашем городе окончательной фазы производства, притом что основной завод может находиться в Беларуси. На товаре в итоге будет значиться made in EU, что в принципе поднимет продажную цену товара при экспорте. При этом такие формальности, как таможенные пошлины, НДС для предприятий отпадают", - констатировал он. Стороны могут взять на вооружение различные формы сотрудничества, в том числе создание совместных предприятий. Вариант партнерства - выход латвийских компаний на белорусский рынок. "Моделей взаимодействия может быть очень много. Главное, чтобы были добрососедские отношения. Мы развивались в похожей среде, понимаем и говорим на понятном друг другу языке", - отметил Юрий Хадарович.   

Что касается языка, сразу возник вопрос: ведь недавно в российских СМИ появилась информация, что в Латвии запретили говорить на русском, в том числе это касается сферы обслуживания. С учетом того, что огромное число белорусов считает этот язык родным, - такого рода сообщения вызвали недоумение и сомнения у жителей Беларуси: а ждут ли в Латвии нас? "Как в любой стране, в Латвии есть радикально мыслящие люди, и они могут занимать определенный пост. То, что некоторые представители организации - Центра государственного языка Латвии - делали какие-то заявления, еще не значит, что высказывания получили законодательную силу. Это не так. Человек высказал мнение и видение того, как все должно быть. При посещении предприятий мы были свидетелями, как общаются люди. Кое-где большинство персонала говорит именно на русском языке. В гостиницах, ресторанах и других общественных местах никакого языкового ограничения нет", - развеял домыслы он. 

Коль для бизнеса нет барьеров, в том числе языковых, стоило бы рассказать об особенностях деловой среды Лиепаи, которые, по убеждению латвийской стороны, могут быть интересными для Беларуси. Важным аспектом уже налаженных отношений двух стран является транзит белорусских товаров через незамерзающий Лиепайский порт. Это третий по величине порт в стране. Согласно предоставленной в думе информации, он по-настоящему многофункционален, так как здесь работают поставщики практически любого вида портовых услуг. В инфраструктуру включены навигационные каналы, причалы и грузовое оборудование, позволяющие заходить в порт судам с максимальной осадкой 9,5 м и длиной до 225 м. Здесь также имеется 16 грузоперевалочных терминалов для разных типов грузов. 

В целом, по расчетам, максимально возможный грузооборот Лиепайского порта может составить в пределах 20 млн т в год, притом что сейчас показатель на уровне 6-7 млн т. Белорусские грузы - существенная составляющая: их доля в структуре грузооборота порта Лиепаи - от 20 до 30% с учетом транзитных товаров. Этот показатель относительно стабилен в последние голы. Номенклатура белорусских грузов довольно широкая, она включает сельскохозяйственную продукцию, древесные гранулы для отопления, базовые масла, наливные грузы, строительные материалы, балансовую древесину.   

Как заверяет Юрий Хадарович, у порта есть свободные территории для развития. Это белорусские партнеры могут взять на заметку, поскольку сегодня европейские порты перегружены. "Здесь можно ставить свои базы, причалы. Возможна перевалка любых грузов, что позволяет инфраструктура. Если будет желание потенциальных инвесторов - наши двери открыты", - заявил он. При этом обратил внимание, что в настоящее время лиепайский порт углубляет акваторию. Несколько лет назад его посетили представители "Беларуськалия", однако тогда белорусская сторона не была удовлетворена физическими параметрами порта. Когда проводились переговоры, проект по углублению акватории только предвиделся. Сейчас до его завершения осталось выполнить 10-15% работ, в результате чего сюда смогут заходить суда с осадкой 12,5 м. В порту оптимистически смотрят в будущее - там не исключают возможности возобновления переговорного процесса с производителем калийных удобрений о сотрудничестве.  

Лиепайский порт входит в занимающую 65% городской территории Специальную экономическую зону, участники которой пользуются преимуществами облегченного налогообложения. В городе планируется развивать индустриальные парки. Выделены территории, где такие объекты могут появиться, - туда будет подведена вода, электричество, создана необходимая инфраструктура, в том числе дороги. Все эти территории являются составной частью СЭЗ, что является дополнительным бонусом и создает благоприятную бизнес-среду. Нельзя забывать о поддержке со стороны государства - речь идет о возможности получать софинансирование из европейских структурных фондов. "Многие предприниматели, которые здесь уже функционируют, подтвердили, что была и есть возможность получать довольно большие средства на развитие производства, закупку оборудования", - отмечает Юрий Хадарович.

По системе концентрации производства плодотворно работают во многих городах Европы. В Лиепае также есть свой индустриальный парк, образованный на базе бывшего убыточного мясокомбината. В парке работает 10 успешных предприятий с общей численностью персонала около 700 человек. Компании имеют разную специализацию, в том числе металлообработки, и экспортируют свою продукцию. По словам руководителя LSEZ SIA Pumac Liepaja Ливара Ванговского, среди представленных компаний основной - скандинавский капитал, но также есть немецкий, итальянский, американский. "Белорусского пока нет, поступало только предложение из Украины. Мы не нацеливаемся на определенные страны, но вместе с тем открыты для партнерства. Расширяемся и дополнительно откроем 12 тыс. кв.м площадей. Они рассчитаны на новые предприятия, которые придут сюда", - подчеркнул Ливар Ванговский. 

В городе на берегу моря было бы удивительным отсутствие производства, сырье для которого фактически плывет в руки. Здесь расположено предприятие LSEZ SIA Kolumbija Ltd - одно из самых больших рыбоперерабатывающих комплексов в странах Балтии. Через порт компания получает свежую рыбу прямо с судов круглый год. Фабрика предлагает около 160 наименований консервов примерно из нескольких десятков видов рыбы. Эта продукция экспортируется в более чем 30 стран, но в Беларуси пока не представлена. Только за 2014 год предприятие продало около 13 млн банок, что примерно соответствует продажам в 2013 году. О своих планах по установлению контактов с Беларусью рассказал член правления LSEZ SIA Kolumbija Ltd Игорь Крупник: "Отмена института специмпортеров, думаю, поспособствует выходу на белорусский рынок. Мы ведем переговоры с вашими торговыми сетями, чтобы поставлять продукцию напрямую. Предполагаю, что в этом месяце удастся согласовать и поставить в Беларусь партию из 14 наименований консервов".   

В городе работает более 70 фирм, которые производят нижнее белье. И это понятно, поскольку здесь в 1971 году заработал первый цех компании Lauma Fabrics, ставшей впоследствии одним из ведущих производителей кружев, эластичных материалов и лент в Европе. "Мы продолжаем то, что было создано в 70-е годы, развиваем новые направления, а также стараемся сохранить прежние отношения с Беларусью, Россией и Украиной. Вместе мы можем составить конкуренцию китайским продуктам,- обратил внимание журналистов генеральный директор Lauma Fabrics Эдийс Эглиньш. - Из-за того, что растет курс доллара, сегодня продукция из еврозоны становится более конкурентоспособной". Он предполагает, что доля продаж продукции предприятия в Беларуси в 2015 году сохранится: сейчас она составляет примерно 25% в общем объеме. Беларусь является одним из основных рынков для латвийского производителя. "Доля вряд ли вырастет, потому что ваша страна привязана к российскому рынку - если там есть проблемы, то они затрагивают и вас", - считает Эдийс Эглиньш. 

Из-за того, что происходит в России и Украине, безусловно, страдает и латвийская экономика. По данным гендиректора Lauma Fabrics, компания зависит от рынка стран бывшего СССР на 50-60%. "Даже если часть западных продаж растет, мы пока не можем компенсировать тот минус, который отмечается в странах СНГ. Доля прямых поставок в Россию составляет около 10%. Есть и непрямые продажи: большая часть того, что мы продаем в Беларусь, потом также идет на российский рынок - белье из нашего сырья продают именно туда", - пояснил Эдийс Эглиньш. В числе белорусских клиентов - несколько известных и популярных белорусских брендов.   

Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Безусловно, городские власти задумываются над укреплением культурных и образовательных связей с Беларусью. Побратимом Лиепаи является Гомель. "В этом году, в начале ноября, у нас запланировано открытие нового концертного зала "Большой янтарь". Думаю, неплохая идея пригласить делегацию из Гомеля. Кроме того, в этом году Лиепая отпразднует свое 390-летие. Поэтому встреча представителей городов-побратимов обязательно состоится", - уверен Юрий Хадарович. 

Что касается образования, то Лиепаю можно назвать студенческим городом, поскольку здесь насчитывается 5 университетов. Как считают местные власти, наладить контакт с белорусскими вузами было бы желательно - лиепайские университеты заинтересованы в студентах из разных стран. 

В завершение скажем о самом приятном для людей всех национальностей: об отдыхе. В Лиепае можно заняться активным туризмом, спортом, включая виндсерфинг, побаловать себя на водных аттракционах. Для серфингистов, например, отведено отдельное место на пляже. В городе также развивается культурный туризм. Ценители искусства едут для посещения профессионального театра, музеев. Городские власти рассчитывают, что свою лепту в это направление внесет открытие уже упомянутого "Большого янтаря", здания необычной наклонной формы цвета одноименного минерала. В Лиепае будут себя комфортно чувствовать и гости с ограниченными возможностями. Несколько лет назад на европейском конкурсе город завоевал приз, как самый доступный для таких людей. 

Раньше город считался здравницей российских царей. Теперь царей нет, но у местных властей есть стремление организовать отдых туристов на самом высшем уровне и сделать его доступным каждому. Самоуправление рассматривает несколько вариантов концептуального развития, включающего строительство санаториев.  Планируется, что здесь будут бассейны, которые позволят отдыхать всем желающим даже зимой. "Город предлагает несколько земельных участков непосредственно у моря, где можно реализовать инвестпроекты. Самоуправление готово отдать участки на самом пляже под санатории, спа-комплексы на очень хороших условиях. В будущем можно будет говорить о покупке участка в собственность после реализации проекта", - пообещал Юрий Хадарович.  

Усилия Беларуси и Латвии взаимно направлены на укрепление политического и экономического сотрудничества, улучшение показателей товарооборота и инвестиционного климата. В настоящее время, например, прямых белорусских инвестиций в бизнес Лиепаи нет. Хочется верить, что только пока…

Татьяна Иванюк
БЕЛТА, 7 февраля 2015


 

Кoличество переходов на страницу: 993


Комментарии